Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:30, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы показать современное состояние и проблемы системы информационного обеспечения органов местного самоуправления города Новосибирска, и выявить возможные пути их решения.
Для реализации этой цели поставим следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления.
2. рассмотреть современное состояние системы информационного обеспечения органов местного самоуправления в России.
3. сделать анализ системы информационного обеспечения местной администрации и представительного органа Новосибирска.
Введение
Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления
1.1 Система информационного обеспечения органов МСУ
1.2 Современный этап развития системы информационного обеспечения в России
Глава 2. Информационное обеспечение органов местного самоуправления
2.1 Анализ системы информационного обеспечения органов МСУ города Новосибирска
2.2 Анализ деятельности органов МСУ г. Новосибирска по совершенствованию информационного обеспечения
Заключение
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального Образования
«Сибирская Академия народного хозяйства и государственной службы»
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
по дисциплине
Система муниципального управления
На тему:
«Информационное обеспечение органов местного самоуправления на примере города Новосибирска»
Выполнил: студент 3 курса
гр.09114
Шулуу-Маадыр Л.В.
Проверил: Доцент кафедры, к.э.н.
Шамаева М.Г.
Новосибирск, 2011
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления
1.1 Система информационного обеспечения органов МСУ
1.2 Современный этап развития системы информационного обеспечения в России
Глава 2. Информационное обеспечение органов местного самоуправления
2.1 Анализ системы информационного обеспечения органов МСУ города Новосибирска
2.2 Анализ деятельности органов МСУ г. Новосибирска по совершенствованию информационного обеспечения
Заключение
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в современном мире информация стала одним из важнейших аспектов жизни каждого человека и общества в целом. В нашей стране с развитием индустриального общества информация также становится главным звеном во многих структурах, в частности и в управленческой сфере. В сфере управления она, несомненно, играет большую роль. Государство, общество зависимы от информации, поэтому эффективность предоставления информации так важна для развития системы управления. В России закон о местном самоуправлении принят недавно, если учитывать всю ее богатую историю, и, следовательно, недостаточная разработанность системы местной власти влечет за собой разного рода проблемы в управлении. Так, на местном уровне информационное обеспечение слабо развито и возникает необходимость его улучшения для успешной работы и функционирования органов власти. В России становление местного самоуправления как института народовластия и вопросы, связанные с увеличением эффективности его работы, приобретают особую важность.
Цель данной работы состоит в том, чтобы показать современное состояние и проблемы системы информационного обеспечения органов местного самоуправления города Новосибирска, и выявить возможные пути их решения.
Для реализации этой цели поставим следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления.
2. рассмотреть современное состояние системы информационного обеспечения органов местного самоуправления в России.
3. сделать анализ системы информационного обеспечения местной администрации и представительного органа Новосибирска.
4. Провести анализ деятельности органов МСУ по совершенствованию информационного обеспечения.
Объектом исследования является органы местного самоуправления города Новосибирска, предметом – система информационного обеспечения органов местного самоуправления Новосибирска.
Информационное обеспечение муниципальных органов управления - это совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и организации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходимых задач в системе управления.[1] В муниципальных органах взаимодействуют не со всей информацией, а только с самой нужной и необходимой для организации.
Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления регулируется следующими документами:
-
-
-
-
К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления – муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности [2].
Система информационного обеспечения органа местного самоуправления - это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления. Согласно Зотову В.Б. структуру информационной системы муниципального образования, внедрение новых информационных технологий (НИТ) можно определить функциями этой системы, текущими и перспективными задачами (рис 1).
Рисунок 1 Схема использования новых информационных технологий (НИТ) в муниципальном управлении
Почти во всех органах местного самоуправления сегодня есть персональные компьютеры, частично используются локальные компьютерные сети. В то же время развитие компьютеризации в большинстве местных администраций проходит бессистемно. Современные технологии построения информационных систем почти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве.[3]
Информация органов управления разделяется на внешнюю и внутреннюю. К внутренним информационным ресурсам относят: решения представительного органа муниципального образования, отчеты о работе структурных подразделений администрации, постановления и распоряжения главы администрации и его заместителей, ведомости учета изданных муниципальных правовых актов, протоколы заседаний коллегии, справки о ходе рассмотрения обращений граждан и т. п. Такая информация позволяет наиболее четко представлять состояние дел в администрации. Можно согласиться с мнением Федорова Н.В., что организация внутренних потоков информации - задача администрации муниципального образования[4], ведь она исполняет изданные акты представительного органа и подотчетна ему.
Основные внешние источники информации для органов местного самоуправления рассмотрим в следующей схеме (Рисунок 2).
Рисунок 2 Внешние информационные потоки муниципалитета[5]
Попробуем объяснить, каким образом происходит информатизация органов местного самоуправления.
Итак, администрации необходимо иметь информацию о различных позициях разных общественных объединений, чтоб принять важные решения в своей работе. Население имеет отношение к деятельности муниципальной власти через выборы, референдумы, массовые акции и протесты, правотворческие инициативы, опросы, обращения. Особенно встречи жителей с руководителями местных органов и приемы избирателей депутатами позволяют получить и передать, обменяться информацией путем откровенного разговора. Союзы и ассоциации муниципальных образований вырабатывают рекомендации по отдельным формам деятельности муниципалитета. Органы государственной власти и субъектов издают правовые акты, принимают решения, которые обязательны для исполнения, формируют методические рекомендации, инструкции для муниципальной власти. Органы государственного и муниципального контроля и надзора снабжают информацией о ходе выполнения решений. Немуниципальные хозяйствующие субъекты направляют предложения по вопросам местной власти в администрацию. Финансовые и кредитные организации направляют информацию о финансовом состоянии муниципалитета.
Умелое использование информации от всех каналов позволяет иметь данные о состоянии общественности, их отношении к деятельности органов управления, и, основываясь на этом можно анализировать и корректировать свои действия.
Существует и обратная связь в информационном потоке. К числу потребителей муниципальной информации относятся государственные, региональные и муниципальные органы власти, должностные лица местного самоуправления, общественные объединения граждан, ассоциации, союзы, финансовые и кредитные организации, органы статистики, муниципальные предприятия и учреждения, иные хозяйствующие субъекты, предприниматели, инвесторы.
Информация, которая поступает в органы местного самоуправления к различным работникам по разным каналам во всем своем многообразии, нуждается в тщательном изучении и продумывании, систематизации ее приема и хранения, а также обработки и использования в нужном направлении.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»[6] определяет информационные ресурсы как отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах).
Информационное обеспечение системы управления муниципальным органом власти - это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и организации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходимых задач в системе управления.[7] То есть это система концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения потребителей информацией. К пользователям информацией относятся любые субъекты, обращающиеся к средствам информационного обеспечения за необходимой им информацией.
Информационное обеспечение классифицируют по-разному. Например, по видам органов муниципальной власти, схема которой представлена ниже.
Рисунок 4. По видам органов муниципальной власти.
В стране существуют значительные объемы информационных ресурсов различных видов и классов. Рассматривая формирование информационных ресурсов на различных уровнях управления (межрегиональной, региональной, муниципальной), необходимо отметить, что именно муниципальный уровень наиболее сложный. Причиной является недостаточная проработка нормативно-правовых вопросов, слабые организационно-
Основные трудности, которые тормозят развитие информатизации в органах местного самоуправления, это недостаточное финансирование, ведомственная разобщенность, низкий уровень профессионализма специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления и т.д.
За прошедшие годы в России в какой-то степени были реализованы меры по улучшению ее информационного обеспечения. Прежние условия политического и социально-экономического развития страны усугубляют проблемы расширения свободного обмена информацией, ее безопасности, качества, своевременности и т.д.
Правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере не проработано детально и наблюдаются противоречия в правовых актах. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации.
Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.
Закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового обеспечения. Плохо организована защита собираемых данных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Кадровый потенциал научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи ухудшился в результате «утечки мозгов», ухода наиболее квалифицированных специалистов.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вынуждены закупать импортную технику и привлекать иностранные фирмы для создания информационных систем, идти по пути закупок импортной техники. Вследствие чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.
В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-