Информационное обеспечение органов местного самоуправления на примере города Новосибирска

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать современное состояние и проблемы системы информационного обеспечения органов местного самоуправления города Новосибирска, и выявить возможные пути их решения.
Для реализации этой цели поставим следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления.
2. рассмотреть современное состояние системы информационного обеспечения органов местного самоуправления в России.
3. сделать анализ системы информационного обеспечения местной администрации и представительного органа Новосибирска.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления
1.1 Система информационного обеспечения органов МСУ
1.2 Современный этап развития системы информационного обеспечения в России
Глава 2. Информационное обеспечение органов местного самоуправления
2.1 Анализ системы информационного обеспечения органов МСУ города Новосибирска
2.2 Анализ деятельности органов МСУ г. Новосибирска по совершенствованию информационного обеспечения
Заключение
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ работа СМУ.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Следовательно, будущее государственного и муниципального управления неразрывно связано с информатизацией на базе новых компьютерных технологий. Процессы информатизации, охватившие все сферы человеческой деятельности, должны осуществляться под контролем государства. Чтоб улучшить эффективность информатизации надо активно заняться разработкой правового обеспечения. В последнее время сделано несколько шагов в этом направлении: закрепили общее право граждан на информацию, законодательно оформили защиту программ и баз данных для ЭВМ, определили принципы государственной политики информатизации. Также, указом Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации»[9] образовали Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации (Роскоминформ), который должен обеспечить работу по правовому обеспечению информатизации, утвердили Положение о Комитете при Президенте РФ по политике информатизации. В нем определены основные задачи и функции Роскоминформа и его руководителя. 22 февраля 1995 г. был принят Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»[10], который является базовым, созданным для правового регулирования процессов информатизации в России. В Законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Этот Закон - основа для принятия законов и иных нормативных актов в сфере информации, информатизации и информационной безопасности.

Анализ правового обеспечения информатизации России показывает, что система информационного обеспечения в целом недостаточно развита. Информационные ресурсы России не включаются в основные фонды государственных органов, организаций, предприятий; за их содержание, достоверность и качество никто не несет ответственности; они растрачиваются и продаются за рубеж за бесценок. Нарушаются права граждан, прежде всего, право получать необходимую информацию, права авторства и собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения. Законы РФ, прямо или косвенно связанные с проблемами информации, немногочисленны и пока не образуют целостной системы регулирования всего спектра отношений в этой сложной и комплексной сфере. Нуждаются в дальнейшей разработке следующие направления правового обеспечения:

— определение видов и типов информационных продуктов и услуг, предоставляемых бесплатно, по себестоимости и на коммерческой основе;

— урегулирование отношений, связанных со свободным поиском, получением, передачей, производством и распространением информации;

— определение порядка обращения и доступа пользователей к информационным ресурсам;

— установление обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, ведомств, организаций по предоставлению информации;

— определение обязанностей пользователей при взаимодействии с информационными системами и использовании информации.

Также нужно законодательно решить проблемы информационной безопасности, а именно защиты налоговой, персональной, имущественной и таможенной информации;

— предотвращение нарушения адресности и своевременности информационного обмена;

— сохранность государственной, коммерческой и служебной тайны;

—создание процедур предупреждения, установления, выявления всего спектра компьютерных правонарушений и привлечения нарушителей к ответственности.

Принимаемые законы в некоторой степени решают эти проблемы, но не полностью. Необходимо разработать правовую основу для объединения местных информационных ресурсов. Разного рода источники информации обычно разрознены. Так, экономической информацией располагают органы статистики, налоговые инспекции и т.п.[11] Ряд законов, которые регламентировали бы комплексное информационное обеспечение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, возможно, поспособствуют к достижению цели.

Глава 2. Информационное обеспечение органов местного самоуправления

2.1 Анализ системы информационного обеспечения органов МСУ города Новосибирска

Муниципальные органы власти города Новосибирска нуждаются в развитии и совершенствовании информационного обеспечения для улучшения качества управления, так как информационная система, как упоминалось выше, играет ключевую роль в эффективности работы органов управления. Как мы уже говорили, у информационного обеспечения есть несколько классификаций. По видам органов муниципальной власти оно делится на информационное обеспечение администрации и на информационное обеспечение представительного органа города. Администрацией является Мэрия г. Новосибирска, а представительным органом – Совет Депутатов.

Для начала разберём информационное обеспечение администрации города, обратив внимание на структуру органов управления мэрии. Выделим два структурных подразделений, связанных с информационным обеспечением: департамент информационной политики (ДИП) мэрии и департамент связи и информатизации мэрии г. Новосибирска[12].

В ДИП входят: управление по взаимодействию со СМИ – пресс-центр мэрии, информационно-аналитическое управление мэрии, финансово-правовой отдел.  Соответственно, функции ДИП состоят в том, чтобы информировать через средства массовой информации население о деятельности мэрии, информационно обеспечивать деятельность мэра, его заместителей и структурных подразделений, делать анализ и прогнозирование обстановки в городе, оценку эффективности принимаемых решений в системе управления городом и т.п. Также есть подведомственное учреждение Муниципальное казенное учреждение «Информационное агентство Новосибирск» (МКУ ИА «Новосибирск»), который информирует обо всех значимых событиях, происходящих в Новосибирске, и иных событиях, способных повлиять на социально-экономическую ситуацию в городе на специальном сайте. Собственно информационным обеспечением занимается отдел информационно-аналитического обеспечения, который так и называется Отдел информационного обеспечения[13].

Структура информационно-аналитического управления[14]

 

 Заместитель начальника департамента - начальник управления

 Заместитель начальника управления

Отдел социологии 

 Аналитический отдел

 Отдел информационного обеспечения

 Отдел информационного мониторинга

 


 

Основные функции отдела:

  1. Подготовка информационно-аналитических материалов по экономическим и правовым вопросам развития местного самоуправления.
  2. Взаимодействие со статистическими органами, научно-исследовательскими учреждениями, информационно-аналитическими службами по вопросам жизнедеятельности города и информационного обеспечения муниципалитета.
  3. Сбор, анализ и обобщения информации о состоянии и развитии отдельных отраслей и сфер городского хозяйства.
  4. Систематизация статистической, отчетной и другой муниципальной информации для обеспечения возможности комплексного и оперативного анализа различных сторон жизнедеятельности и социально-экономического положения города, стратегического планирования его развития.
  5. Обзор нормативных и правовых актов, принятых и действующих в муниципальных образованиях и регионах Российской Федерации.
  6. Обмен информацией и опытом с другими муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации.

С моей точки зрения для эффективного функционирования этого органа необходимо уделить ей больше полномочий, чтоб он взаимодействовал со всеми необходимыми органами и получал необходимую информацию вовремя и в хорошем качестве.

Наряду с этим отделом действует и аналитический отдел, который отвечает за мониторинг основных проблем в общественно-политической и социально-экономической жизни города, подготовку информационно-аналитических материалов по актуальным проблемам общественно-политической и социально-экономической обстановки в городе, Новосибирской области, СФО и Российской Федерации. Также занимается информационно-аналитическим обеспечением деятельности мэра в Конгрессе муниципальных образований, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) и других объединениях.

Разберем понятие АСДГ так как она непосредственно связана с рассматриваемой темой. Что это такое? Ассоциация сибирских и дальневосточных городов – это добровольная организация межмуниципального сотрудничества городов Сибири и Дальнего Востока, образованная в 1986 г. в целях содействия социально-экономическому развитию городов, организации местного самоуправления и межмуниципальному сотрудничеству[15]. Деятельность Ассоциации строится одновременно в нескольких направлениях: информационно-аналитическом, обмене опытом работы администраций городов, а также консультационном и методическом направлениях. В настоящее время это - единственная в России межрегиональная муниципальная информационная система, пользователями которой являются более 1100 муниципальных образований Российской Федерации. ИС АСДГ располагает несколькими информационно-компьютерными банками (ИКБ), в том числе ИКБ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации», содержащий нормативно-правовые и распорядительные акты органов местного самоуправления РФ, а также ИКБ «Показатели социально-экономического развития городов Сибири, Дальнего Востока и Урала», включающий разделы: бюджет города; показатели социально-экономического развития; цены, тарифы и стоимость основных платных услуг для населения. Работа с эти банками позволяет специалистам структурных подразделений администраций муниципальных образований использовать опыт нормативной практики при создании собственных нормативно-правовых и распорядительных актов и вести сравнительный анализ показателей социально-экономического развития (СЭП) своего муниципального образования с показателями (СЭП) других муниципальных образований. Также эксперты АСДГ проводят консультативную работу со специалистами муниципальных образований в форме ответов на различные типы запросов. 
              Информационный сайт АСДГ является одним из основных источников новостной информации для муниципальных образований. Ежедневно на нем появляются новости федерального, регионального и местного масштаба, что позволяет специалистам администраций быть постоянно в курсе происходящих событий в сфере местного самоуправления. Еженедельно АСДГ совместно с Общероссийским Конгрессом муниципальных образований выпускает Информационный бюллетень местного самоуправления - муниципальное интернет издание для руководителей органов местного самоуправления Российской Федерации, в котором представлена оперативная информация и аналитические материалы о текущем состоянии местного самоуправления в стране и на международном уровне. За свою историю АСДГ провела более 500 мероприятий по обмену опытом работы администраций городов по наиболее актуальным проблемам, в которых приняло участие более 20 тыс. специалистов муниципалитетов. Участие в подобных мероприятиях позволяет специалистам муниципальных образований не только поделиться своими проблемами, но и узнать новый опыт и лучшие практики решения наболевших, на сегодняшний день, вопросов развития муниципального образования. Партнерами АСДГ являются как федеральные и региональные органы государственной власти РФ, различные Ассоциации и Союзы муниципальных образований не только России, но Европы и Северной Америки, а также крупные российские и международные компании. 

На совещаниях и конференциях АСДГ регулярно обсуждаются законопроекты и механизмы их реализации. Некоторые главы городов Сибири и Дальнего Востока входят в состав Советов по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации, председателе Государственной Думы, Общественного Совета при Министерстве регионального развития, доводя мнение муниципального сообщества до уровня государственной власти. Деятельность Ассоциации активно способствует развитию местного самоуправления как базового института гражданского общества в Российской Федерации. 

Вернемся к департаментам мэрии. В структуру департамента связи и информатизации (ДСиИ) мэрии входят: Управление информатизации, Управление связи, Отдел информационной безопасности, Эксперты.

Основные задачи департамента:

  1. Реализация информационной научно-технической политики, формирование и поддержка единого информационного пространства города в соответствии с действующим законодательством.
  2. Координация работ по созданию социально-экономических и организационных условий для развития и функционирования рынка информационных, телекоммуникационных услуг и услуг связи. Формирование концепции и программы информатизации города Новосибирска, программ перспективного развития связи и телекоммуникаций.
  3. Формирование совместно с департаментом земельных и имущественных отношений мэрии города  Новосибирска и департаментом строительства и архитектуры мэрии единой политики в вопросах использования муниципального имущества для размещения аппаратуры связи, передачи данных и строительства линейно-кабельных сооружений.
  4. Определение приоритетов и формирование стратегии развития связи, телекоммуникаций и информатизации в целях обеспечения устойчивого развития города.
  5. Координация в пределах компетенции деятельности в области связи с целью повышения уровня телефонизации, развития телекоммуникаций и систем связи на территории города.

Далее, проанализируем информационное обеспечение представительного органа – Совета депутатов. В положении «Об Аппарате Совета депутатов города Новосибирска» (от 25 апреля 2007г. №577, ч.2 ст.4.) изложены основные функции аппарата, в которых есть информационно-аналитическое, организационное, документационное обеспечение деятельности Совета, его органов, депутатов Совета; осуществление взаимодействия со средствами массовой информации по освещению деятельности Совета и его органов; развитие информационно-технической базы Совета, внедрение компьютерных технологий, защита информационных ресурсов и т.д. В нем есть так называемый отдел по связям с общественностью (пресс-центр), который осуществляет такие функции, как:

Информация о работе Информационное обеспечение органов местного самоуправления на примере города Новосибирска