Жилищно-комммунальная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы жилищно-коммунального хозяйства рассматриваются и анализируются в работах Ю.Ф. Симонова, Н.А. Ткачевой, В.А. Яковлева, Т.В. Додатко, В.Н. Пчелкина, А.А. Арцишевскего и др. Вместе с тем, остаются достаточно малоисследованными особенности территориального управления жилищно-коммунального хозяйства. Недостаточная разработанность указанных проблем, теоретическая и практическая значимость их решения определили выбор темы, цели и задачи исследования. Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа работ отечественных авторов и современного практического опыта выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ
1.1 Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как основной части экономики России
1.2 Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства
1.3 Сущность формирования системы управления кондоминиумами
ГЛАВА 2. Анализ современной реформы системы жилищного хозяйства
2.1 Специфика современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса
2.2 Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.50 Кб (Скачать)

По расчетам Госкомстата России, численность малоимущих составляет 27% от общей численности населения, то есть практически третью часть. Переход  на стопроцентную оплату жилья и  коммунальных услуг для населения  с уровнем среднедушевых денежных доходов свыше прожиточного минимума приведет, во-первых, к существенному  падению уровня жизни малообеспеченных и средних слоев населения, составляющих примерно 51 процент. С учетом того, что  меры социальной защиты предполагается распространить только на те домохозяйства, личные доходы в которых не превышают  величины прожиточного минимума, падение  уровня жизни населения, по прогнозам  некоторых экспертов, в целом  составит не менее 30%. Во-вторых, увеличится доля домохозяйств с доходами, не превышающими прожиточного минимума, поскольку после  уплаты стоимости жилья и стоимости  коммунальных услуг доходы определенной части населения уже не превысят указанного показателя. Высокодоходных домохозяйств, на жизни которых повышение  цен в жилищно-коммунальной сфере  никак не отразится, всего 7 процентов. В результате реформа, центральным  элементом которой является переход  на 100% оплату жилья и услуг, энергично  отторгается населением при современном  уровне жизни населения.

Преобразование жилищно-коммунальной отрасли - важнейшая составляющая всего  комплекса проводимых в стране реформ. Главной особенностью реформы ЖКХ  является то, что их технические, экономические, политические и, наконец, социальные аспекты затрагивают интересы каждого человека. Более того, жилищно-коммунальные услуги относятся к разряду важнейших в жизнеобеспечении.

Анализ остроты широкого круга  вопросов реформирования жилищно-коммунального  комплекса, а это и обеспечение  должного качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них  в соответствии с уровнем дохода населения, и экономия тепло-энергоресурсов и сохранение жилищного фонда  в нормальном состоянии, и обновление технической базы ЖКХ, показывает, что  все они оказываются первоочередными, значит необходим комплексный подход, основанный на финансовом обеспечении  и развитой нормативной базе.

Введение 100% оплаты населением услуг  ЖКХ — мера весьма ответственная, учитывая сложившееся положения  с наличием огромных издержек в отрасли  и невозможностью предоставления стопроцентного качества услуг в силу слабой технической  базы ЖКХ. Темпы роста доли платежей населения в оплате жилья и  коммунальных услуг необходимо жестко увязать с доходами и уровнем  жизни населения. Тарифы должны сочетать интересы всех взаимодействующих сторон и производителей услуг и получателей. Реформа ЖКХ оценивается населением, прежде всего, через тарифы, что обязывает  сделать их максимально обоснованными.

Необходимо обеспечить безопасную и безаварийную работу жилищно-коммунального  сектора и повысить ответственность  работников ЖКХ и руководителей  за соблюдение технологий и своевременность  подготовки комплекса к зимним условиям. Недопустимо переносить все накопившиеся противоречия реформирования на уровень  местной власти и муниципальных  предприятий ЖКХ, с одной стороны  и неоднородного по уровню доходов  населения, с другой. Нужна активная поддержка государственной власти и в регионах, и в центре с  их финансово-правовыми возможностями.

Одной из важных задач является ускорение  формирования рынка коммунальных услуг, создание конкурентной среды. Большое  значение имеет кадровая политика, квалификация и подготовка специалистов, для работы и управления в жилищно-коммунальной сфере. Привлечение малого предпринимательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства может стать одним из путей решения этой задачи.

Необходимо провести инвентаризацию технического состояния жилого фонда  и объектов инженерной инфраструктуры для выработки мер по подготовке к следующей зиме. А также поставить  перспективную задачу паспортизации  подземных коммуникаций и создание в населенных пунктах информационно-справочных систем теплосетей, для предотвращения аварийности и оптимизации работ  по плановому ремонту сетей.

Необходимо создать банк данных позитивного опыта в области  энергосбережения, тарифообразования, сбора платежей, схемы разработки и финансирования проектов, формы  договоров на предоставление коммунальных услуг. Это позволит муниципалитетам  подобрать оптимальный для каждого  вариант с учетом местных условий.

Необходимость одновременного решения  двух задач: создания условий устойчивого  функционирования предприятий жилищно-коммунального  хозяйства, и сохранение социально  ориентированной политики государства  обусловлена важностью которую  имеет жилище для каждой семьи  и каждого гражданина. Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из важнейших  структурных элементов, обеспечивающих функционирование народного хозяйства  и качество жизни населения России.

Снижение социальных издержек жилищно-коммунальной реформы в Российской Федерации, как и в любой другой стране обеспечивается прежде всего решением двух крупных проблем:

а) балансировкой (увязкой) изменения тарифов оплаты жилья и коммунальных услуг с  динамикой номинальных денежных доходов населения и

б) организацией системы социальной поддержки семей (домохозяйств), которые имеют недостаточный  уровень доходов для оплаты жилищно-коммунальных услуг в пределах занимаемого  социального минимума площади жилья.

Результаты  реформирования системы оплаты жилья  и коммунальных услуг в стране свидетельствуют, что эту задачу в целом удалось решить относительно безболезненно с социальной точки  зрения для абсолютного (но не подавляющего!) большинства семей. Этому способствовало 4 основных обстоятельства:

- во-первых, достаточно позднее начало реальных  процессов реформирования (только  в 1997 г., т.е. фактически спустя 5 лет после начала либерализации цен в стране, были впервые введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг);

- во-вторых, относительно плавный переход  на новую систему оплаты жилья  и коммунальных услуг (поэтапное  ужесточение для домохозяйств  значений федеральных стандартов  перехода на эту систему);

- в-третьих,  введение одновременно с началом  реформы системы предоставления  нуждающимся семьям, душевые доходы  в которых недостаточны для  их включения в соответствии  с действующими федеральными  стандартами в новую систему  оплаты жилья и коммунальных  услуг, субсидий на оплату последних;

- в-четвертых,  стремление отдельных регионов  при наличии ресурсов в соответствующих  региональных бюджетах к смягчению  для населения условий перехода  на новую систему оплаты жилья  и коммунальных услуг.

В результате, как показали расчеты, доля расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг за время проведения реформы  увеличилась относительно незначительно, что в целом позволяет сделать вывод о логичности и обоснованности содержательных направлений реализуемой модели реформы.

 

Заключение

 

Принятие Государственной Думой  Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" не явилось принятием закона о реформе жилищно-коммунального комплекса, как это представляли многие депутаты. Это важный документ, связанный не столько с процессом осуществления реформы в этом секторе экономики, сколько с упорядочением социальных обязательств государства перед гражданами. По сути дела, этот закон носит не экономический, а социально-политический характер.

Закон "О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики", в первую очередь, направлен на решение двух основных проблем. Во-первых, он перераспределяет между разными уровнями власти ответственность за предоставление льгот населению. В этом смысле это компромиссный документ. Радикальная позиция депутатов должна была бы состоять в отказе от большинства неисполняемых социальных обязательств государства. О необходимости финансового обеспечения принятых государством обязательств перед населением напомнил на заседании Совета законодателей в верхней палате Президент Владимир Путин. Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2004 году" отмечается, что общий объем установленных законодательством расходных обязательств консолидированного бюджета Российской Федерации составляет 6,5 трлн. руб., что почти в два раза превышает имеющиеся финансовые ресурсы. Но в предвыборный год рассчитывать на то, что депутаты Государственной Думы от них откажутся, не приходится. Поэтому и было принято половинчатое решение, но в то же время оно лучше, чем оставить "все как есть".

И, во-вторых, с принятием новой  редакции закона, как отмечалось выше, дается новый импульс программе  жилищных субсидий.

Это все, конечно, необходимо, но было бы более эффективно, если бы депутаты рассмотрели этот законопроект в  пакете с другими законопроектами, которые решают проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках жилищно-коммунального комплекса, снижают  административное давление в этом секторе  экономики и формируют условия  для привлечения частного бизнеса, устанавливают ясные и прозрачные "правила игры" для всех хозяйствующих  субъектов в отрасли.

Но, к сожалению, ни в этом законе, ни в других, рассмотренных и принятых депутатами Государственной Думы в  жилищной сфере, ничего не говорится  о том, как эффективно организовать процессы внутри жилищно-коммунального  комплекса, чтобы обеспечить население  комфортными и безопасными условиями  проживания. Только одновременная работа в двух направлениях: на федеральном  уровне – по совершенствованию законодательства, а на местном уровне – по внедрению  экономических механизмов в отрасли, является реальным залогом повышения  качества жилищно-коммунальных услуг  для населения.

По программе  социальной ипотеки Государственным  жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан запланирован ввод 709 тыс. кв. метров, пока введено всего 8,8 тыс. кв. метров жилья по состоянию на 1 мая 2008г., что составляет 1,2 % от запланированного. Учитывая, что на учете состоят около 37 тыс. семей, а размер внесенных участниками первоначальных взносов составляет в среднем от 100 до 900 тыс. рублей, на счете фонда в обороте появляются средства, которые обезличиваются и не работают на улучшение жилищных условий конкретного участника.

 

 

Список литературы

 

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 14.10.2005) // Российская газета. - 1993. - №237; СЗ РФ. - 2005. - №42. – 421 с.

2. Федеральный закон РФ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ (в ред. от 29.12.2006)

3. Федеральный закон РФ «О  дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей»  от 29.12.2006г. №256-ФЗ 

4. Закон Республики Татарстан  № 65-ЗРТ "Об утверждении  Программы реформирования и модернизации  жилищно-коммунального комплекса  РТ» от 11.12.2004 г.

5. Закон «О приватизации жилищного  фонда в Российской Федерации»  от 04.07.1991 г. № 1541 – 1 (в ред.  от 29.11.2004г.)

6. Постановление от 28.01.2006г. №  47 «Об утверждении положения о  признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным  для проживания и много квартирного  дома аварийным и подлежащим  сносу»

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30.11.1994 г. (в ред. от 21.07.2005)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 2 от 26.01.1996 г. (в ред. 18.07.2005)

9. Жилищный кодекс Российской  Федерации от 29.12.2004г. (с изменениями  от 29.12.2006 № 251 – ФЗ)

 

II. Литература

10. Додатко Т., Пчелкин В., Арцишевский  Л. – Реформа жилищно- коммунального  комплекса/Экономист. 2005. - № 8 – 59 с.

11. Меликьян Г.Г. Развитие банковской  системы России и инвестиции: достижения и проблемы /Деньги  и кредит. - 2006. - №1. – 3 с.

12. Овсянко Д.М. административное  право: Учебное пособие/ Под  ред. проф. Г.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2006. – 448 с.

13. Саркисянц А.Г. Банки и реальный  сектор на современном этапе  / Банковское дело. - 2006. - № 2.- 7 с.

14. Симионов Ю.Ф., Ткачева Н.А., Яковлев  В.А. ЖКХ. Справочник для работников  муниципальных образований. –  М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский  центр «МарТ», 2007г. – 272 с.

15. Смит А. Исследование о природе  и причинах богатства народов./ Классика экономической мысли:  сочинения. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 371 с.


Информация о работе Жилищно-комммунальная реформа