Жилищно-комммунальная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы жилищно-коммунального хозяйства рассматриваются и анализируются в работах Ю.Ф. Симонова, Н.А. Ткачевой, В.А. Яковлева, Т.В. Додатко, В.Н. Пчелкина, А.А. Арцишевскего и др. Вместе с тем, остаются достаточно малоисследованными особенности территориального управления жилищно-коммунального хозяйства. Недостаточная разработанность указанных проблем, теоретическая и практическая значимость их решения определили выбор темы, цели и задачи исследования. Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа работ отечественных авторов и современного практического опыта выявить тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ
1.1 Сущность понятия жилищно-коммунальной сферы как основной части экономики России
1.2 Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства
1.3 Сущность формирования системы управления кондоминиумами
ГЛАВА 2. Анализ современной реформы системы жилищного хозяйства
2.1 Специфика современной ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса
2.2 Социальные последствия и перспективы жилищно-коммунальной реформы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.50 Кб (Скачать)

Действующий сегодня механизм предоставления субсидий привел к такой ситуации, когда самые бедные семьи несут  бремя платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 22% от совокупного дохода (если иное не установлено на местном уровне), а у всех остальных получателей субсидий бремя жилищных платежей тем ниже, чем больше их доход. Тем самым, нарушается принцип социальной справедливости, и резко увеличиваются расходы бюджета на предоставление субсидий.

В связи с этим совершенно очевидно, что существующее федеральное законодательство в сфере предоставления гражданам  субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, тормозит осуществление преобразований в жилищно-коммунальном комплексе  и нуждается в совершенствовании.

Вопросы совершенствования  оплаты жилья и коммунальных услуг  в новой редакции закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики"

9 апреля 2003 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", внесенный Правительством РФ в мае 2002 г. Несмотря на то, что данный закон касается лишь небольшой, но крайне необходимой части жилищно-коммунальной реформы, связанной с политикой оплаты жилья и коммунальных услуг, депутаты называли его законом о реформе ЖКХ.

В принятом законе определяется четкий порядок установления оплаты жилья  и коммунальных услуг, предусматривающий, что:

  • Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ежегодно федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг для расчета необходимой финансовой помощи регионам из федерального бюджета;
  • Субъекты федерации в соответствии с федеральными стандартами вправе устанавливать региональные стандарты, предусматривая при этом необходимый объем финансовой помощи местным бюджетам из регионального бюджета;
  • Органы местного самоуправления устанавливают ставки и тарифы по оплате жилья и коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных услуг. В законе установлено, что пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении бюджета на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг. Не допускается изменение этих цен и тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты о бюджете на текущий финансовый год.

В законе исключена норма о сроках перехода к 100%-ной оплате жилья и  коммунальных услуг. На протяжении последних 10 лет шла постоянная дискуссия  о сроках перехода на новую систему  оплаты жилья и коммунальных услуг. Многими политическими лидерами эта особо актуальная тема использовалась в борьбе за голоса избирателей. Таким  образом, вопрос об оплате жилищно-коммунальных услуг уходит из сферы политических дискуссий и переходит в разряд текущих экономических задач. Закон  закрепляет принцип постепенного перехода от обезличенного дотирования предприятий  ЖКХ к предоставлению гражданам  адресных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Если ранее получение предприятиями  ЖКХ этих средств никак не зависело от качества и эффективности их работы, удовлетворенности потребителей, то новая редакция закона делает механизм предоставления субсидий более понятным и прозрачным. Так, закон предписывает осуществлять "постепенную замену финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, при обеспечении указанных в настоящем Законе мер социальной защиты граждан". Без данного важнейшего положения закона невозможно уйти от дотационного характера отрасли. В таком случае принципиально меняется и механизм предоставления субсидий. Они будут поступать не организациям ЖКХ, а непосредственно – нуждающимся гражданам. Адресное использование этих бюджетных средств поможет ускорить решение социальных проблем малообеспеченных слоев населения, позволит повысить эффективность использования бюджетных ресурсов, будет способствовать развитию конкуренции в ЖКХ и повышению качества жилищно-коммунального обслуживания населения.

Закон установил перечень категорий  граждан, которые имеют право  на субсидии. Величина субсидии определяется как разница между установленным  на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг  с учетом социальной нормы площади  жилья и нормативов потребления  коммунальных услуг и максимально  допустимой долей расходов граждан  в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом  ниже прожиточного минимума расчет субсидий претерпел значительные изменения. Новая редакция закона предусматривает  расчет субсидий для семей со среднедушевым  доходом ниже установленного минимума (в соответствии с законодательством  о прожиточном минимуме) с учетом федерального стандарта максимально  допустимой доли расходов граждан в  совокупном доходе семьи, умноженного  на поправочный коэффициент, равный отношению среднедушевого дохода в  семье к прожиточному минимуму.

Несмотря на явное усиление социальной направленности новой программы  субсидий, повышение ее адресности, законодатели не смогли сразу отказаться от так называемого второго основания  предоставления субсидий. В соответствии со ст.4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу закона увеличение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг соответственно в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления коммунальных услуг для отдельных граждан, имеющих доход ниже установленного законодательством прожиточного минимума, не может превышать пятьдесят процентов от указанных расходов на день вступления в силу этого закона. Таким образом, закон вносит кардинальные изменения в процедуру предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Они касаются, главным образом, установления четкого перечня категорий граждан, имеющих право на получение субсидий, усиления зависимости размера субсидий от доходов граждан при сохранении на переходный период особого порядка предоставления субсидий отдельным категориям граждан.

Принятый закон также разграничивает полномочия между федерацией, регионом и муниципальным образованием по финансированию льгот. Ведь сейчас одни уровни власти устанавливают льготы, другие должны найти источники финансирования, третьи – обеспечить предоставление льгот. В законе четко определены категории граждан, выплаты на предоставление льгот которым должны быть предусмотрены  из средств 

Что касается роста оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, то сегодня  совершенно очевидно следующее.

Во-первых, бюджетное дотирование  жилищно-коммунального комплекса  – это помощь богатым, потому что  эта помощь осуществляется исходя из того, каким количеством квадратных метров жилья владеет гражданин.

Во-вторых, в настоящее время  создана и эффективная система  адресной защиты бедных семей по оплате жилищно-коммунальных услуг: в 2002 году жилищные субсидии получало около 10% населения  страны. Более того, сегодня это наиболее формализованная процедура социальной защиты в стране.

В-третьих, Правительством начата работа по переводу бюджетных средств (по жилищным субсидиям) на персонифицированные  социальные счета граждан. Логическое завершение этой работы вообще снимет вопрос о 100% оплате.

В-четвертых, бюджетное финансирование отрасли – основной фактор роста  долгов ЖКХ, в отличие от населения, которое является относительно исправным  и прогнозируемым плательщиком, бюджеты  или задерживают платежи или  не перечисляют их вообще. В 2001 году долги по населению составили  около 15%, а по бюджетам всех уровней  – около 40%.

Таким образом, законодатель дифференцировал  максимально допустимую долю собственных  расходов граждан на оплату ЖКУ для  семей со среднедушевым доходом  ниже прожиточного минимума исходя из того, что максимальная социальная поддержка должна быть предоставлена  наиболее нуждающимся.

 

2.2 Социальные последствия  и перспективы жилищно-коммунальной  реформы

 

В 1997 году была принята Концепция  реформирования ЖКХ. Планировалось  провести реформы в три этапа  и перейти в 2003 году на полную оплату населением коммунальных услуг и  внедрение обязательного страхования  жилья.

На основании Концепции Правительство  РФ Постановлением от 17 ноября 2001 г. № 797 утвердило подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", являющуюся частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Одной из стратегических задач принятой подпрограммы является улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в сочетании  с адресной при переходе к 100%-ой оплате жилья и коммунальных услуг населением в период 2002-2010 г.г. около 10 млн. домохозяйств с наиболее низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установленной в размере 25 процентов.

Жилье является важнейшим элементом семейной собственности, определяющим фактором имущественного статуса семьи. В настоящий момент в нашей стране в условиях обесценивания  сбережений, жилье для многих семей  осталось единственно-ценным имуществом, стоимость которого тесно связана  с уровнем комфортности и наличием коммунальных удобств. По программе  социальной ипотеки Государственным  жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан запланирован ввод 709 тыс. кв. метров, пока введено всего 8,8 тыс. кв. метров жилья по состоянию на 1 мая, что составляет 1,2 % от запланированного. Исходя из расчета:

 

№ п/п

Год

Кв./м

Стоимость,руб.

1

2006

1

15,9

2

2007

1

19

3

2008

1

21


 

Таким образом, имеется дефицит  жилья. Актуальность проблемы обеспечения  семей жильем связана, прежде всего:

- со значительным сокращением  ввода нового жилья и его  бесплатным предоставлением;

- низким уровнем доходов основной  массы семей;

- ростом тарифов на жилье  и жилищно-коммунальные услуги;

- необходимостью капитального  ремонта жилищ и его проведением  в условиях обесценивания накопленных  для этого фондов;

- необходимостью срочного решения  жилищных проблем семей, оказавшихся  в экстремальных условиях (беженцы,  вынужденные переселенцы, бомжи,  военнослужащие и их семьи).

Характерной особенностью современного социально-экономического положения  в России является глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.

Жилище - позиция, которая раньше была слабо дифференцирующим фактором. В  начале 90-х материальная обеспеченность людей была не так жестко связана  с тем, какая у них жилищная ситуация. Исследователи говорили, что специфика бедных в России заключается в том, что они  живут в жилище примерно такого же качества, как более благополучные  слои населения. Этот период уже закончился. И сейчас, по мнению некоторых исследователей, наступило время, когда российские бедные, как и во всем мире, живут  гораздо чаще в жилище плохого  качества, имеют гораздо меньший  метраж на человека, чем более благополучные  слои населения. Причем, под последними надо понимать не только высокообеспеченные слои, которые могут покупать это  жилье, но и среднеобеспеченных, которые  составляют примерно 45% населения.

Сокращение жилищного строительства  и бесплатного предоставления жилья, падение уровня жизни значительной части семей привели к тому, что часть домохозяйств была вынуждена  пойти на ухудшение своих жилищных условий.

Важной проблемой остается недостаточная  оснащенность жилья, его качество.

Коммунальные удобства потребляются недостаточно эффективно. В среднем  по стране только 86% сточных вод проходят через очистные сооружения, это означает, что 14% сбрасывается непосредственно  в водоемы без очистки. Мощность очистных сооружений используется на 69% от общей установленной производственной мощности.

Проблема дефицита жилья и недостаточной  оснащенности удобствами усугубляется необходимостью переселения людей  из ветхого и аварийного жилья.

Информация о работе Жилищно-комммунальная реформа