Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:43, контрольная работа
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ЯПОНИИ 5
2 ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА США 11
3 ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ФРАНЦИИ 15
4 ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ГЕРМАНИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы отходят на второй план.
Американская фирма
Для американской модели менеджмента характерна иерархическая модель управления.
В традиционной модели иерархической
организации, прежде всего, имеет место
разграничение процесса принятия стратегических
деловых решений и оперативных
решений. Первый касается деловых решений
фирмы, которые определяют основные
направления её функционирования. После
выработки последнего фирма принимает
оперативные решения для
1) Каждая функциональная единица
имеет не более одного прямого
начальника и не связана с
другими единицами (
2) Только одна единица (
Продолжительность трудовых контрактов может составлять несколько лет в соответствие с обычной продолжительностью коллективных соглашений, используемых в США. Работа по контракту контролируется профсоюзом. Стоит также отметить, что в отличие от японской школы, профсоюзы создаются в отрасли, а не на предприятии. Размер вознаграждений рабочего определяется категорией рабочего места, при расчете зарплаты крайне редко учитывается стаж работника.
В американской школе менеджмента подготовка управленческих кадров может проводиться путём организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим методом, который применяется последнее время всё чаще, является служебная ротация. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от одного месяца до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате молодой менеджер познаёт проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы для успешной работы на более высоких должностях.
Важный принцип, обеспечивающий лидирующее
положение американских фирм в мировой
экономике, - комплексный контроль качества
(концепция «делать с первого
раза»). В соответствии с этой концепцией
качество обеспечивается путём включения
ответственности за качество в каждую
должностную инструкцию или описание
работ производственного
Основные недостатки этой школы следующие:
1) Уменьшение гибкости при
2) Потеря эффективности
3) Стремление американских
4) Большое количество уровней управления, и как следствие - рост бюрократического аппарата и трансаукционных издержек.
Однако, несмотря на присущие ей недостатки американская школа менеджмента на сегодняшний момент получила наибольшее распространение и признание. На её принципах построили свою работу такие крупные компании как General Motors, General Electric, Emerson, Caterpillar и многие другие. Фактически это универсальная модель управления.
Особенностью американской школы
также является значительное теоретическое
обоснование процессов
Итак, подведём итог и выделим основные особенности американской школы менеджмента:
1)Жесткая иерархическая
2) Чётко прописанные должностные инструкции;
3) Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция «делать с первого раза»;
4) Строго почасовая выплата
5) Стремление создать равные
условия для работников: прием
пищи в одной общей комнате,
одинаковая зарплата для
6) Перспектива карьерного роста в компании;
7) Поощрение конкуренции и
8) Ответственность начальников за действия подчинённых.
Францию можно считать страной, скорее с умеренной женственной культурой, ибо больше ценится внимательное, чуткое, нежели агрессивное поведение, как мужчин, так и женщин. Компромисс и переговоры лучше всякой «доброй схватки» характеризует предпочтительные методы разрешения конфликтов.
Французская деловая культура
отличается высоким уровнем избегания
неопределенности, что проявляется
в существовании многочисленных
правил и инструкций, регулирующих
права и обязанности
Высокой степенью избегания неопределенности во Франции может объясняться приверженность менеджеров на протяжении их карьеры одной организации. Для них характерна стабильность карьеры, которая является одной из эффективных стратегий избегания неопределенности.
Французы не отличаются высокой
чувствительностью к нуждам других
людей, они не склонны следовать
за толпой. В мотивации французов
к кооперации и сотрудничеству, безусловно,
следует учитывать их чувство
собственного достоинства и самоуважения.
По сравнению с немецкой и американской, французская деловая культура является высококонтекстуальной и полихронной. Это значит, что информация не распространяется свободно, подчиненные часто не располагают информацией непосредственно от своих руководителей. Французы склонны выполнять несколько дел в одно и то же время.
Французские управленцы расценивают свою деятельность как интеллектуальный вызов, требующий применения индивидуальных умственных способностей. Для понимания роли и статуса менеджера полезно иметь представление о системе подготовки управленческих кадров во Франции, которая помимо университетов осуществляется в высших профессиональных школах, в школах управления и администрирования. Эти школы имеют очень высокую репутацию и ориентируются в первую очередь на профессиональную подготовку государственных служащих. IAE— это государственные учреждения, и обучение здесь полностью регламентировано Министерством национального образования.
Менеджмент во Франции рассматривается скорее как «состояние души», нежели совокупность управленческих навыков и технологий. Для руководителей и менеджеров организаций важно чувство их принадлежности к управленческой элите. Статус французского менеджера определяется не столько деловыми заслугами, сколько происхождением, возрастом, образованием, владением ораторским мастерством. Получение статуса менеджера означает существенный скачок в карьере, предполагающий изменения в правовом положении (например, в пенсионном обеспечении). При этом наиболее престижной считается государственная служба, на которую стремятся поступить чуть ли не все французы. Одно из объяснений состоит в том, что заработная плата в государственном секторе превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе.
Прием на работу и последующее обучение (переподготовка, стажировка) для занятия общеуправленческих должностей во французских организациях осуществляется с учетом престижности учебного заведения и результатов выпускных экзаменов. Образно говоря, образовательный капитал выпускников университетов и профессиональных школ конвертируется в их карьерный капитал в виде обширной управленческой практики.
Утратившие способность работать эффективно менеджеры не увольняются, а переводятся на рабочие места с более легкой работой, а иногда такие рабочие места даже создаются специально для них. Обязанностью этих менеджеров становится продвижение молодых.
Уникальные образовательные характеристики французских управленцев обеспечивают такие предсказуемые результаты, как жесткая иерархичность и дистанцированность в их взаимоотношениях с подчиненными. Фокусирование на формальной, письменной коммуникации — один из примеров в целом формальной структуры во французских организациях.
В соответствии с оценками Хофстеде Франция относится к числу стран с высокой дистанцией власти, в которых заметной является зависимость подчиненных от их руководителя. Франция имеет давние традиции иерархических отношений, почитания власти и централизации. Ключевым понятием во французской организации является власть, что в целом отличает Францию от организаций других стран, для которых таким понятием может быть порядок (Германия), равенство (скандинавские страны) и т. д
Для французских менеджеров и руководителей имеют значение титулы, а также разного рода знаки и символы, подчеркивающие их власть и ответственность — размещение офисов, титулы и имена на дверных табличках, формальные процедуры доступа к руководителю организации через секретарей и комнаты ожидания.
В различных исследованиях структур управления отмечается, что процесс принятия решения во французских организациях отличается высокой степенью централизации.
Французские управленцы, принимающие решения, придают особое значение рациональным аспектам своих действий и мышления. Рациональность при этом рассматривается как идеал. Картезианский метод состоит из нескольких простых правил. Первое правило состоит в том, что сначала необходимо найти стартовую точку, которая была бы настолько очевидна, что не оставляла бы места для сомнений. Второе правило гласит, что двигаться следует от простых элементов к более сложным, и делать это следует дедуктивным, строго контролируемым способом без перепрыгиваний. Далее необходим последовательный обзор проблемы, позволяющий убедиться в том, что все возможности были приняты во внимание. Декартовским идеалом в науке был математический способ анализа причинно-следственных зависимостей, и сам Декарт не признавал интуицию и эмоции в качестве возможных средств проникновения в суть проблем.
Отличительные черты французской модели менеджмента, будучи ее конкурентным преимуществом, однако, могут превратиться в недостатки в условиях глобальной конкуренции. Например, в некоторых компаниях молодые менеджеры, пришедшие после окончания престижных и элитных учебных заведений, нередко уклоняются от перевода в зарубежные подразделения и филиалы, опасаясь того, что их образовательные характеристики не будут должным образом оценены за границей.
Французская модель демонстрирует
сочетание сильных и слабых сторон.
В частности, то внимание, которое
уделяется интеллектуальным способностям
менеджеров, помогает в реализации
НИОКР, но при этом меньше подходит
в ситуации, когда необходимо быстрое
реагирование на быстро меняющуюся среду
бизнеса на некоторых рынках, а
планирование по принципу «сверху вниз»
оказывается слишком
Наиболее часто в
1. Стимулирование профессиональной подготовки.
Характерные черты немецкой
модели менеджмента можно обнаружить
в национальной системе профессионально-