Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:40, реферат
Напомним, что к законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.
Решение этих задач возможно при одном условии: население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.
Поэтому самоуправление —
основа развития муниципальных образований.
Население городов и районов
выступает собственником, совладельцем
финансовых институтов, предприятий, коммерческих
и некоммерческих организаций. Совершенно
очевидно, что до достижения этих целей
во всем мире еще очень далеко. В
России, например, доходы населения
крайне низкие (до 80 % бюджета семьи
составляют затраты на питание), условия
жизни не соответствуют современному
уровню цивилизованного развития, у
подрастающего поколения нет
благоприятной “стартовой площадки”
для жизни, собственность большей
части населения сведена к
наличию приватизированной
Особое внимание следует
обратить на единство теории и практики:
в практике социального управления
должны реализовываться такие
— система социального
управления целостна, что обусловлено
культурными, политическими и экономическими
факторами общественного
— между управляемой и
управляющей подсистемами социальной
системы должна соблюдаться
— между централизацией и
децентрализацией функций социального
управления должно соблюдаться оптимальное
соотношение. Уровень централизации
управления меняется в процессе общественного
развития, и это изменение является
законом социального
— различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.
Под принципами социального
управления следует понимать правила,
основные положения и нормы поведения,
которыми руководствуются органы управления
в социальных условиях, сложившихся
в обществе. Они определяют требования
к системе, структуре, процессу и
механизму социального
К основным принципам социального управления относят принципы:
единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
сочетания отраслевого и территориального управления;
приоритетности в достижении стратегических целей;
научности социального управления;
прогнозирования социального управления;
мотивации (стимулирования) труда;
ответственности за результаты социального управления;
рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
экономичности и эффективности управления;
системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
обязательности обратной
связи (получение информации о результатах
воздействия управляющей
сочетания единоначалия и коллегиальности;
ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
программно-целевого обеспечения;
делегирования полномочий;
гуманизма и нравственности в управлении;
гласности в принятии решения.
Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
Таким образом, принципы социального управления должны:
основываться на законах развития общества, на законах управления;
соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
учитывать временные и
территориальные аспекты
в необходимых случаях
иметь правовое оформление, получать
закрепление в различных
Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
Выводы
1. К законам управления
относятся наиболее общие,
2. На основе познания
и использования законов
3. Являясь в определенной
мере искусством, живым творчеством,
эффективное рациональное
Вопросы для повторения и размышления
1. Что такое закон и закономерности управления? Назовите их.
2. Принципы управления. Назовите те из них, которые считаются главными..
3. Покажите связь между
законами и принципами
4. Могут ли меняться законы и принципы управления? Если да, то каким образом?
5. Какие из них сегодня
являются приоритетными,
Литература
Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.
Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.
Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982.
Слепенков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. М., 1991.
Социальный менеджмент /Отв. ред. В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М., 1998.
Социальные технологии. Толковый словарь /Отв. ред. В.Н. Иванов. М.— Белгород, 1995.
Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.
Информация о работе Законы и принципы социального управления