Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:00, контрольная работа
Целью данной работы является: изучение японского метода (школы) управления, а также понять стиль работы «по-японски».
Для достижения поставленной цели мною решены следующие задачи:
Выявлена сущность японской модели менеджмента.
Изучены принципы японской модели менеджмента.
Рассмотрена профессиональная подготовка японских менеджеров.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ---------------------------------------------------------------------------------3
1. Сущность японской модели менеджмента --------------------------------5
2. Японская система управления
Признаки японского управления -----------------------------------------------8
Принципы японского управления ---------------------------------------------10
Профессиональная подготовка японских менеджеров --------------------18
Заключение ----------------------------------------------------------------------------22
Список литературы ------------------------------------------------------------------24
В целом
японское управление отличает упор на
улучшение человеческих отношений:
согласованность, групповую ориентацию,
моральные качества служащих, стабильность
занятости и гармонизацию отношения
между рабочими и управляющими.[5]
2.2
Принципы японского
управления.
Американский ученый И.П. Олстон, проанализировав деятельность различных японских компаний, формулирует пять основных принципов японского менеджмента.[3, с.211]
Первый принцип, рабочие, которые способны выполнять служебные обязанности, достаточно разумны, чтобы повышать продуктивность и качество своей работы. Иными словами, этот принцип подчеркивает то, что рабочий не глуп. По мнению японских менеджеров, рабочие - это наделенные способностями люди, которые могут вносить предложения по повышению производительности и качества труда. Менеджеры считают, что рабочие обладают определенной профессиональной подготовкой не только для того, чтобы выполнять конкретную работу, но и для того, чтобы усовершенствовать отдельные операции. Любое нововведение на японском заводе начинается с выяснения предложений рабочих по технологическим и организационным новациям. Японцы полагают, что любой, даже самый опытный, инженер знает меньше о данном технологическом процессе, чем тот, кто его непосредственно выполняет. Поэтому японские менеджеры не стесняются обращаться к своим подчиненным за советом.
Они разработали три административных метода, которые помогают реализовать этот принцип в жизнь.
А: кружки качества, где рабочие вносят свои новаторские предложения. Эти кружки состоят из восьми человек и одного старшего и собираются раз в месяц с целью разработки программы повышения производительности труда. Членов кружков качества учат теории и практике управления, решению проблемных ситуаций, при которых снижается производительность труда. На многих японских заводах число членов кружков качества достигает 90% от всего числа рабочих. Они не только обучаются и повышают свою квалификацию, но и вносят новые предложения и способствуют развитию производства.
Б: практика стимулирования всех работников к совершенствованию профессиональных умений и навыков. Большинство молодых рабочих учатся на специальных вечерних курсах, а также перенимают опыт у своих старших коллег. Трудовые навыки передаются путем наблюдения и копирования. В Японии существует традиция, которая называется «минарай» и означает наблюдение за опытными рабочими с целью освоения их навыков. В историческом прошлом в Японии часто ремесленники работали в замедленном темпе, чтобы подмастерья могли перенять их приемы. В советской России такая традиция также существовала и называлась наставничеством. Однако японский минарай явление более широкое. Японцы в целом предрасположены к помощи друг другу. Они не привыкли держать свои методы и приемы работы в тайне, а предпочитают учиться друг у друга по традиции минарай. В современной Японии к опытному рабочему прикрепляют новичка для обучения и помощи. Квалифицированный рабочий и ученик устанавливают прочную связь на всю жизнь. Ученик оказывается в долгу у наставника за то, что тот обучил его специальности. Учитель же пользуется почетом и уважением в обмен на обучение. Все рабочие обучались друг у друга, и поэтому им легко соблюдать традицию минарай. Многие японцы не доверяют официальному обучению в вузах или средних специальных учебных заведениях, поскольку оно построено по западным образцам. Они считают, что официальное обучение дает только основы специальности и развивает общие способности, но научиться тому, что им действительно нужно, можно только в процессе работы и через индивидуальное обучение.
В:
практика перевода рабочих с одного рабочего
места на другое. Ни один работник фирмы
не остается на одном и том же рабочем
месте до выхода на пенсию. Он повышает
квалификацию, меняет специализацию, продвигается
по служебной лестнице и получает соответственно
повышение зарплаты, так как набирается
опыта, совершенствует свои способности
и приносит фирме больше пользы.
Второй принцип: склонные к переменам рабочие стремятся улучшать качество своей работы. Любой рабочий, доказавший, что он способен сделать больше и качественнее, получает самостоятельность в работе, премию и большую заработную плату. Таким образом, японские менеджеры стимулируют непрерывное повышение квалификации рабочей силы. Если рабочий владеет несколькими техническими специальностями, то он способен работать и в других бригадах и подменять своих товарищей. Для реализации второго принципа японские менеджеры разработали два административных метода.
А: пожизненный наем работников. В этом случае работники имеют возможность не беспокоиться о наличии работы и научиться многому из того, что будет способствовать увеличению прибылей их фирмы. Японские рабочие приветствуют изменения в технологии и не испытывают страх перед безработицей. Они не боятся быть замененными машиной, так как знают, что будут переучены для другой работы.
Б:
премирование рабочих в случае повышения
прибылей фирмы. В период спада, когда
прибыли фирмы уменьшаются, все работники
получают меньше. Однако в неблагоприятной
экономической ситуации руководящий состав
получает более урезанный процент оплаты,
чем рабочие. Считается, что рабочие всегда
делают со своей стороны максимум возможного
и не следует их наказывать при снижении
прибыли. За это, прежде всего, должны отвечать
непосредственные руководители и администрация
в целом. Именно на них должна возлагаться
вина за просчеты и ошибки в экономической
политике.
Третий
принцип: члены корпорации составляют
«семью». Японцы придерживаются идеи о
том, что наниматели и наемные рабочие
составляют единое социальное целое. Все
члены фирмы имеют взаимные обязательства
и выполняют свой общий долг перед обществом.
Зарплата – это только один из видов вознаграждения.
Другим видом является удовлетворение
потребности «эмэ», т.е. потребности в
поддержке и принадлежности к группе.
Японцы разработали три административных
метода для реализации этого принципа.
Четвертый принцип: группа важнее отдельной личности. Этот принцип основан на традиционной японской ценности: никто не должен быть эгоистичным и думать только о себе. В нем нашла отражение идея китайского философа Конфуция о том, что человек всегда в долгу перед старшими и должен быть им благодарен. Этот долг он никогда не сможет полностью возвратить. За счет фирмы человек обучился ценной специальности, ему дали работу и оказали уважение, обеспечили средствами к существованию. Перейти в другую фирму, предложившую более высокую зарплату, – это признак неблагодарности. Японцы изобрели два административных метода для реализации этого принципа.
А: продвижение по службе и начисление зарплаты зависят от стажа работы, а не от способностей, успехов и индивидуальной производительности работника. Каждый японец твердо знает, что с годами его заработная плата будет неуклонно возрастать. Такая практика снижает вероятность личной зависти и соперничества.
Б: успех фирмы рассматривается как результат усилия группы, а не отдельного человека. По японским понятиям, каждый человек выигрывает, если стремится сделать свою группу более успешной и производительной. Для этого он должен трудиться на благо всей группы в целом. В понимании японца группа не подавляет отдельную личность. Верен обратный постулат: группа помогает и поддерживает личность.
Японское общество – это, в сущности, закрытое общество, основанное на членстве в смежных группах. Оно состоит из ряда групп, каждая из которых требует частичной лояльности. Люди, которые принадлежат к другой группе, рассматриваются как чужаки. Лояльность к своей группе означает отчуждение от других групп. Это позволяет японцам проявлять сильную конкуренцию, которая для них всегда основана на конкуренции групп, а не личностей друг с другом. Японские фирмы всегда готовы конкурировать с зарубежными фирмами и очень часто выигрывают в конкурентной борьбе за счет группового единства и согласия.
Очень
важно партнерство и
Направленность на сотрудничество японцы обозначают термином «учива». Этот термин предполагает, что люди стремятся к совместным действиям и групповому успеху в большей степени, чем к индивидуальным действиям и личному успеху. По мнению японцев, прежде всего, должна процветать нация, только тогда отдельные люди могут стать состоятельными. Сотрудничество рассматривается как традиционная ценность японского народа и необходимая предпосылка благосостояния нации. Японская культура, сформировавшаяся под влиянием буддизма и конфуцианства, отдает приоритет сотрудничеству над конкуренцией. Люди должны объединяться в группы и сотрудничать друг с другом. Группы, в свою очередь, тоже должны объединяться. В японском языке нет слова, соответствующего западному термину «конкуренция» или «соревнование». Для японцев более естественно пойти на компромисс и сотрудничать, чем конкурировать друг с другом.
Сплочению японской нации и развитию сотрудничества в обществе сопутствуют три субъективных фактора.
Во-первых, японцы чувствуют себя на островах изолированными от других наций, обделенными по площади, сырьевым ресурсам.
Во-вторых, после второй мировой войны у них сложился определенный комплекс неполноценности, они считали себя слабее других в техническом, военном, экономическом и прочих отношениях.
В-третьих, у японцев возникло ощущение, что существованию страны угрожают внешние экономические и политические силы. Поэтому они пытаются принять целенаправленные меры для выживания своей культуры и нации. Рост патриотизма в японском обществе способствует его объединению и экономическим успехам. Работник рассматривает свою судьбу в фирме аналогично тому, как самурай рассматривал свою службу у феодала. Взаимоотношения «самурай – феодал» строились на всю жизнь. Самурай должен был соблюдать моральный кодекс «бусидо», независимо от грозящих опасностей и лишений. Кодекс «бусидо» требовал самопожертвования, верности, покорности, подчинения своих интересов интересам хозяина. В то же время кодекс «бусидо» требовал и от феодала заботы, верности, ответственности перед своим самураем. Тот, кто нарушал этот кодекс, должен был сделать себе харакири. Требования кодекса «бусидо» живы и в системе взаимоотношений сегодняшней Японии.
Многие менеджеры и рабочие считают себя самураями, связанными с хозяевами предприятий на всю жизнь. Вот почему менеджерам удается успешно сотрудничать с рабочими и хозяевами предприятий.
Японцы разработали два административных метода для реализации идеи сотрудничества.
А: специальная программа обучения, которую проходят новички в течение трех-шести месяцев при поступлении на работу в фирму. Они вместе живут, изучают историю, цели и гимн фирмы. Главная задача такого обучения состоит в том, чтобы привить им чувство лояльности к фирме и мысль о том, что только совместными усилиями они смогут добиться успеха и принести пользу фирме и стране. За это время у них формируется корпоративный дух и решимость работать на благо фирмы.
Б:
установление, поддержание и укрепление
группового согласия и гармонии. Японцы
убеждены, что гармония целого, например
группы или фирмы, более важна, чем разрушение
этого целого и победа одной стороны над
другой. Они считают, что конфликты, разногласия
и личная конкуренция вредны, так как приводят
к ослаблению групповой гармонии, единодушия,
сотрудничества. Японские менеджеры на
первое место в своей работе ставят проблему
формирования благоприятного социально-психологического
климата в группе подчиненных. Они тратят
на достижение группового согласия столько
времени, сколько требуется. Процедура
проведения совещаний строится ими таким
образом, чтобы способствовать созданию
и сохранению гармонии. Общее решение
может быть принято только тогда, когда
все заинтересованные лица удовлетворены
и согласны. Групповую гармонию и согласованность
японцы называют слогом «ва». «Ва» означает
стремление каждого к взаимному сотрудничеству
и равновесию внутри группы и предполагает
ограничение индивидуальных потребностей
и интересов в пользу группы. Наиболее
близким русским эквивалентом слову «ва»
является «морально-психологический климат».
При наличии конфликтующих людей или групп
состояние групповой гармонии не может
быть достигнуто. Поэтому конфликты осуждаются
и не допускаются во взаимоотношениях
японцев. Люди могут спорить, убеждать
друг друга, делать взаимные уступки до
тех пор, пока все не придут к согласию.
Заботясь о групповой гармонии, менеджеры
подробно объясняют подчиненным стратегию
фирмы, цели нововведений, обращаются
к ним за предложениями по улучшению работы.
Грамотное построение основ человеческих
взаимоотношений, информационных каналов
и согласовательных процедур позволяет
японским менеджерам устранить психологические
барьеры к нововведениям, предотвратить
оппозицию политике фирмы. Одной из задач
японских менеджеров является то, чтобы
их подчиненные имели «ва», направленное
на цели фирмы. «Ва» должен быть сфокусирован
на фирме, иначе считается, что менеджер
плохо выполняет свои обязанности. Руководители
большую часть времени тратят на то, чтобы
у каждого рабочего сформировать чувство
группового единства и гармонии. Они считают,
что моральное состояние группы - «ва»
- приводит к более высокой производительности
труда и хорошему качеству, чем отсутствие
согласия, сотрудничества, партнерства.
2.3
Профессиональная подготовка
японских менеджеров.
Профессиональная подготовка японских менеджеров состоит из двух этапов. На первом этапе человек получает специальное образование в университете или вузе. Японские руководители одни из самых образованных в мире. Крупнейшая школа подготовки менеджеров – Академия управления – готовит руководителей низшего, среднего и высшего звеньев. Менеджеры низшего и среднего звеньев в основном изучают управление персоналом, психологию, социологию, проводят деловые и ролевые игры, разбор ситуаций, моделирование профессиональной деятельности. Высшее звено сосредоточивается на изучении различных аспектов проявления человеческого фактора. Общепрофессиональные курсы отраслевого плана в программах по подготовке менеджеров или отсутствуют, или представлены очень незначительно. Руководители Академии считают, что эти знания должны приобретаться, прежде всего, в системе вузовского образования. На особенно высоком уровне подготовка менеджеров ведется в Школе государственного управления имени К. Мацусита. Ее деятельность зарубежные специалисты окрестили «поточным производством менеджеров XXI века». Весь процесс обучения в Школе сводится преимущественно к самостоятельной работе, но большое внимание уделяется социально-психологическому тренингу, учитывающему национальные особенности и традиции. [8, с.46]
Выпускник престижного университета, например Токийского, или Академии получает работу в самой преуспевающей компании. С этого момента начинается второй этап. Молодые японские менеджеры проходят специальную подготовку в фирме. Японцы считают, что менеджер должен владеть, по крайней мере, тремя умениями:
Этим умениям японец обучается непосредственно в фирме по традиции «минарай». Первоначально он проходит практику у более опытного менеджера и перенимает приемы и методы его работы.
Умение создавать групповое «ва» считается главным для менеджера. Ни один японец, независимо от уровня его технических и гуманитарных знаний, не получит возможности руководить людьми, если не умеет развивать и поддерживать «ва» – групповой дух верности целям фирмы. Любой японский менеджер на вопрос «Каковы цели его фирмы?» проранжирует их следующим образом: «Главная цель – заботиться о рабочих и создавать «ва»; вторая цель – помочь рабочим выжить в жестких условиях международной конкуренции путем увеличения экспорта качественного товара; третья цель – создавать продукцию для потребителей; четвертая цель – повышать прибыль фирмы и доход акционеров».