Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:48, реферат
Как отмечено в предыдущей главе, внешнеэкономические операции в условиях рынка — это коммерческие отношения по тем или иным вопросам между сторонами, являющимися субъектами с различным гражданством. Под внешнеторговыми сделками купли-продажи понимаются действия граждан и юридических лиц разных стран, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при купле-продаже товаров и услуг во внешней торговле
Внешнеторговые сделки купли-продажи
•Внешнеторговые сделки купли-продажи
• Контракт. Основное содержание и порядок оформления
•Базисные условия контракта. Инкотермс
26.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
Как отмечено в предыдущей главе, внешнеэкономические операции в условиях рынка — это коммерческие отношения по тем или иным вопросам между сторонами, являющимися субъектами с различным гражданством. Под внешнеторговыми сделками купли-продажи понимаются действия граждан и юридических лиц разных стран, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при купле-продаже товаров и услуг во внешней торговле [6].
Внутри страны основные правила совершения таких сделок регулируются национальным законодательством. В России, в частности, они определены Гражданским кодексом.
В то же время внешнеторговые сделки купли-продажи имеют ряд особенностей по сравнению со сделками, заключаемыми на внутренние поставки товаров. Это касается не только экономических и финансовых условий, но и правового регулирования. Существенная специфика здесь состоит в том, что правовой режим определяется, как правило, совокупностью норм, являющихся внутренним правом стран, представляемых их субъектами, а также вытекает из международно-правовых обязательств соответствующих государств. Некоторые правовые нормы, регулирующие положение сторон сделки купли-продажи, закрепляются в межгосударственных торговых договорах, соглашениях об экономическом сотрудничестве, а также о товарообороте и платежах. Кроме того, важные нормативно-правовые положения содержатся в многосторонних международных актах и конвенциях [1]. Среди последних следует особо выделить «Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров», принятую в 1980 г. в Вене и называемую обычно Венской конвенцией [4]. Положения этой конвенции должны учитываться экспортерами и импортерами всех стран при совершении внешнеторговых сделок купли-продажи, а для субъектов стран, присоединившихся к ней, они обязательны. К настоящему времени это более 50 стран, в том числе Беларусь, Россия и Украина из стран СНГ. Любая сделка по купле-продаже во внешней торговле предполагает, как, впрочем, и внутри страны, определенные (экономические, финансовые, материальные, юридические и организационные) обязанности и права сторон. Наиболее существенные из них — те, которые фиксируют обязанности продавца (экспортера) и покупателя (импортера) по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, оговаривают порядок платежей и др.
Венская конвенция регламентирует процедуры, связанные с подготовкой, согласованием, оформлением сделки и последующим ее исполнением. Так, четко определяются порядок, формы и требования к предложению (оферте) о заключении договора купли-продажи (контракта) и условия вступления такого предложения в силу. Здесь также изложены правила принятия (акцепта) партнером этого предложения. После такой необходимой подготовительной работы заключается в той или иной форме внешнеторговый контракт купли-продажи. На практике это может быть устный договор сторон (российскими участниками ВЭД такой вариант не практикуется), признание предшествующей переписки по согласованию сторон контрактом или, что более часто, специальный контракт купли-продажи по рекомендованной определенной форме.
Положения Венской конвенции применяются участниками внешнеторговых операций независимо от того, есть или нет в контракте по сделке ссылки на Конвенцию.
26.2. Контракт. Основное содержание и порядок оформления
Внешнеторговый контракт — это договор в письменной форме, фиксирующий коммерческие отношения между сторонами, являющимися субъектами различного гражданства. В контракте устанавливаются определенные права и обязанности партнеров (договорные условия, порядок их исполнения, ответственность). Контракт по внешнеторговым сделкам купли-продажи содержит обычно несколько разделов (см. приложение 5):
• сведения о сторонах, заключивших контракт (точное наименование и реквизиты сторон);
• предмет договора;
• цена и общая сумма;
• сроки поставки, условия платежа, гарантии продавца;
• упаковка и маркировка;
• штрафные санкции;
• страхование;
• согласованное определение обстоятельств непреодолимой
силы (форс-мажор), арбитраж.
С учетом особенностей продукции, являющейся предметом контракта, могут дополнительно вводиться разделы о следующем:
• конвенциональных штрафах;
• технической документации;
• инспектировании и испытаниях;
• экспортных лицензиях;
• особых и прочих условиях.
Непременным условием сделки купли-продажи, оформляемой внешнеторговым контрактом, является переход собственности на товар от продавца к покупателю- Это принципиально отличает такие контракты от других видов договоров в сфере ВЭД, рассмотренных в предыдущей главе. Контракт купли-продажи во внешней торговле, как и внутри страны, в условиях договорных отношений субъектов рынка выполняет следующие три основные функции:
• юридически закрепляет отношения между сторонами, придавая им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;
• определяет порядок, последовательность и способы совершения действий партнеров;
• предусматривает меры по обеспечению выполнения обязательств сторонами.
Неслучайно стороны контракта должны определить, право какого государства будет применяться при выборе формы заключения сделки, регулировании прав и обязанностей партнеров, а также при решении спорных вопросов в случае их возникновения. Практика выработала определенный порядок совершения внешнеторговых сделок купли-продажи: подготовка, согласование, заключение и исполнение контракта. Как правило, это следующие четыре стадии:
1) сторона (компания, фирма, предприниматель), желающая вывезти или ввезти определенный товар, подыскивает партнера с помощью запроса;
2) указанная сторона получает предложение (согласие) заинтересованного партнера и прорабатывает его;
3) сторона-импортер определяет заказ, и партнеры заключают контракт купли-продажи;
4) сторона-экспортер поставляет товар, партнеры осуществляют расчет по сделке.
Внешнеторговые контракты могут заключаться в упрощенной форме, когда в виде отдельного документа фиксируются предварительные договоренности. Это особенно часто бывает при поставках традиционных товаров в обычной торговле малыми и средними партиями.
При заключении упрощенных, кратких контрактов стороны должны четко представлять, как будут восполняться пробелы такого контракта — нельзя пользоваться трафаретом без учета вида товара и особенностей условий поставки.
В случае крупномасштабных сделок, в частности, при поставках сложного, комплектного оборудования, долговременных операций по сырью, по объектам международной специализации и кооперирования заключаются постатейные, детальные внешнеторговые контракты.
Как показывает опыт, при выполнении внешнеторговых контрактов купли-продажи нередко возникают споры, которые иногда приходится решать в порядке арбитража. Поэтому очень большое значение приобретают правила толкования контрактов и их отдельных положений, тем более что в национальных законодательствах и в судебной практике они имеют немало различий. В России, согласно Гражданскому кодексу, к такому толкованию должны применяться три требования: во-первых, при выделении буквального значения терминов (слов и выражений), содержащихся в тексте контракта, они должны пониматься в их обычно употребляемом смысле; во-вторых, при выяснении фактической исходя из цели договора она должна определяться на момент заключения контракта, а не на момент его толкования; в-третьих, практика, сложившаяся в отношениях сторон, не может обосновываться ссылками на условия, содержавшиеся в предыдущих контрактах и поэтому, якобы, применимых к данному договору.
Как видим, здесь могут возникать известные сложности, влияющие и на результаты контракта. Тем большее значение для нормального и эффективного осуществления внешнеторговых операций по купле-продаже товаров имеют выработка и внедрение единообразных правил и согласованное толкование и применение основных внешнеторговых терминов. Эта задача в существенной мере решается с помощью Инкотермс [3].
26.3. Базисные условия контракта. Инкотермс.
Весь комплекс основных положений контракта, обязанностей экспортера и импортера, вытекающих из него, получил название базисных условий контракта, или базисных условий поставки. Те или иные базисные условия контракта предопределяют, кто несет расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, хранению и страхованию товаров, являющихся предметом внешнеторговой сделки купли-продажи, а также возможные риски при осуществлении сделки. Указанные расходы очень разнообразны и довольно ощутимы по размерам, достигая по массовым сырьевым грузам до 40—50% цены соответствующего товара. Здесь обычно используется термин «франкировка», означающий, что покупатель свободен «франко» от обязательств до пункта (станции, пристани, порта, склада, борта судна и т.п.) или аналога «франко» на другом, как правило, английском, языке (free). К числу расходов на поставку, учитываемых в базисных условиях, относятся разнообразные их виды при внешнеторговых операциях. Это:
• затраты на подготовку товара к отгрузке с предприятия,
фирмы, проверка количества и качества, отбор проб и проведение испытаний, упаковка;
• доставка и оплата доставки товара с погрузкой, выгрузкой и
хранением при перевозке на транспортных средствах перевозчика внутри страны;
• перевозка и оплата перевозки товара от пункта отправления до транспортных средств международного сообщения;
• погрузка и расходы по погрузке продукции на транспортные средства международного сообщения;
• доставка и расходы по доставке товара средствами международных перевозок;
• страхование и затраты на страхование при международных перевозках;
• оплата выгрузки, перегрузки и хранения продукции в пункте назначения;
• оплата таможенных пошлин при пересечении границы и, наконец, расходы по доставке товара из пункта прибытия до склада покупателя.
На практике действует правило, согласно которому расходы экспортера по доставке товара включаются в цену последнего. Таким образом определяется базисная цена, используемая для установления контрактной. Последнее важно для исчисления так называемой таможенной стоимости товаров, являющейся базой налогообложения и расчета внутренних цен.
Четкое разграничение базисных условий контракта, однозначное понимание каждого из них вырабатываются международной практикой. Впервые согласованное толкование основных коммерческих терминов, применяемых во внешней торговле — Инкотермс (International Commercial Terms) — было разработано и принято Международной торговой палатой в 30-х годах. В настоящее время действует обновленная и уточненная редакция международных коммерческих терминов Ин-котермс-2000. В ней дана подробная трактовка 13 основных (из общего числа 28) вариантов базисных условий контракта. (Краткий обзор Инкотермс-2000 см. в приложении 6). Они по-новому подразделены применительно к современным способам транспортировки для любых видов транспорта и смешанных перевозок — семь вариантов; морским и внутренним водным транспортом — шесть; воздушным транспортом — один и железнодорожным — один вариант. Краткие названия основных базисных условий контракта, записываемые в соответствующих документах, обозначены первыми буквами английских слов, выражающих их содержание. Назовем главные из них:
• FAS (Free Alongside Ship) — «свободно вдоль борта» — экспортер обязан доставить груз и несет риски и расходы по момент доставки и разгрузки товара на пристани порта отправления;
• FOB (Free on Board) — «свободно на борту» — экспортер обязан доставить груз в порт отправления и погрузить его на судно;
• CFR (Cost and Freight) — «стоимость и фрахт» — груз доставляется экспортером в порт прибытия с разгрузкой на причале, поэтот момент экспортер несет все риски и расходы, кроме страхования;
• CIF (Cost, Insurance and Freight) — «стоимость, страхование, фрахт» — экспортер доставляет груз в порт прибытия с разгрузкой на причале и несет все риски и расходы по момент разгрузки, включая страхование.
Перечень всех базисных условий и их значений приведен в приложении 7. Некоторые обязанности являются общими для экспортера и импортера при всех условиях. Так, продавец всегда должен, если иное не оговорено специально,
• поставить товар согласно контракту в указанный в нем пункт
международного отправления;
• обеспечить за свой счет обыкновенную упаковку товара;
• получить и оплатить экспортную лицензию или необходимое разрешение на вывоз;
• оплатить таможенные пошлины и сборы по экспорту;
• нести риски и расходы до момента перехода товара в распоряжение покупателя в пункте, предусмотренном контрактом.
В свою очередь покупатель при всех базисных условиях, если специально не оговорено иное, должен:
• принять товар в месте и в сроки, определенные контрактом, и оплатить контрактную цену товара;