Влияние Хоторнского эксперимента на теорию управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:11, реферат

Краткое описание

Ф. Тейлор в своих работах писал о необходимости изучения человеческого фактора в организации. Он указывал, что организация только тогда будет работать эффективно, когда учитываются все самые важные потребности работников, когда организация является не только механизмом для производства прибыли, но и сплоченным коллективом, члены которого благожелательно относятся друг к другу.

Файлы: 1 файл

ХОТОРНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Хоторнский  эксперимент дал такой объем  данных, что это позволило сделать  много важных научных открытий. Однако, ввиду их многочисленности, мы не сможем здесь подробно рассказать о них. Основными открытиями были: важность поведенческих факторов, взаимоотношений с руководителями и то, что теперь называют Хоторнским эффектом.  

Хоторнский  эффект — это условия, в которых  новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному  вопросу приводили к искаженному, зачастую слишком благоприятному, результату. Участники эксперимента действительно работали намного усерднее, чем обычно, благодаря одному только сознанию, что они причастны к эксперименту.  

И сегодня  ученые, занимающиеся изучением поведенческих  факторов, хорошо знают о Хоторнском эффекте и составляют свои программы таким образом, чтобы избежать его. Однако, все еще часты случаи, когда после окончания эксперимента ученые обнаруживают присутствие Хоторнского эффекта. Например, многие компании попадаются на том, что они необъективно проводят проверку рыночной реализации новой продукции перед запуском ее в производство. Необъективность состоит в том, что они прилагают больше усилий во время рыночных испытаний, чем в обычных условиях производства. В результате новый продукт, когда он попадает в серийное производство, может и не достигать уровня рыночной привлекательности, выявленной во время испытаний, потому что сбытовики больше не уделяют ему особого внимания. Аналогичным образом новая программа профессиональной подготовки, направленная на совершенствование должностных и личных взаимоотношений между руководителями и подчиненными, часто бывает успешной лишь в самом начале. Однако, по прошествии какого-то времени руководители могут возвращаться к своим прежним привычкам, потому что они больше не получают поддержки и не пользуются тем повышенным вниманием, которое они имели во время осуществления программы.  

Совершенно  очевидно, что Хоторнский эффект влиял  на производительность труда, но был  лишь одним из факторов. По мнению ученых, еще одним важным фактором повышения производительности является форма контроля. Во время проведения эксперимента очень часто мастера контролировали рабочих меньше, чем обычно. По сравнению с формами контроля, практикуемыми обычно мастерами, это часто давало лучшие результаты, потому что под наблюдением мастера участники эксперимента более осознанно выполняли свои обязанности.  

Обсуждая  эту тему, Блюм и Нейлор заявляют: "Дальнейшие опросы позволили выявить  тот факт, что отсутствие жесткого и чрезмерного контроля было самым важным фактором, определяющим отношение девушек к своей работе. Другими словами, перерывы для отдыха, бесплатный обед, более короткая рабочая неделя и более высокая оплата труда имели для девушек не такое большое значение, как отсутствие непосредственного контроля".  

Осознание того, что качество и тип контроля могут оказывать сильное влияние  на производительность труда, пробудило  интерес управляющих к стилю  руководства. Тем не менее никто  не может отрицать, что наши сегодняшние  знания и огромное влияние руководителя низового звена на то, какое мнение люди составляют о себе самих, своей работе, своей организации, частично является прямым результатом Хоторнского эксперимента.  

Первоначальная  ориентация Хоторнского эксперимента исходила из тогдашних теорий научного управления. Точно так же, как Тэйлор и Гилбрет, ученые захотели выяснить степень воздействия физических факторов на производительность труда. Впоследствии выяснилось, что великое открытие Мэйо, связанное с Хоторнским экспериментом, заключалось в том, что социальные и психологические факторы оказывают на производительность труда более сильное влияние, чем физические, при условии, что сама организация работ уже достаточно эффективна. Проще говоря, Мэйо обнаружил, что в результате экспериментирования выявились новые виды социального взаимодействия. Именно непланируемая и неконтролируемая руководством перестройка социальных отношений явилась главной причиной изменения производительности труда.  

Влияние Хоторнского эксперимента на теорию управления 

Еще задолго  до начала теоретических изысканий  Маслоу на тему о человеческих потребностях Хоторнский эксперимент представил доказательства того, что необходимо учитывать социальные взаимоотношения  между сотрудниками. В Хоторнском исследовании для совершенствования организационной эффективности впервые за все время были систематически применены науки о человеческом поведении. Оно продемонстрировало тот факт, что кроме экономических потребностей, о которых твердили авторы более ранних трудов, у рабочих есть и социальные потребности. Организацию стали рассматривать как нечто большее, чем логическое упорядочение работников, выполняющих взаимосвязанные задачи. Теоретики и практики управления поняли, что организация является также и социальной системой, где взаимодействуют отдельные личности, формальные и неформальные группы. Ссылаясь на Хоторнское исследование, теоретики управления Скотт и Митчелл писали: "Эти ученые привели убедительные аргументы в пользу того, что согласно классической теории, даже в прекрасно спроектированных организациях могут появляться малые группы и отдельные личности, поведение которых не вписывается в разумные с точки зрения экономиста рамки". Программа социальной части эксперимента включала исследование влияния условий работы, форм оплаты и организации труда на производительность работников. Было сформировано несколько контрольных и экспериментальных групп на уровне первичных коллективов (бригад и участков), в которых фиксировались все изменения трудового поведения работников по мере изменения условий их деятельности. В ходе эксперимента активно использовались методы наблюдения. В одной из групп в результате улучшений условий труда (введение специальных льгот, медицинские осмотры, бесплатные завтраки, консультации с работниками по поводу устанавливаемых норм, формирование состава коллектива с учетом интересов его членов и т. д.) и гуманизации отношений организаторам за два с половиной года удалось добиться повышения производительности труда до 40%. При этом после отмены льгот полученный прирост практически сохранился. Несмотря на неоднозначность полученных в ходе экспериментов результатов был сделан вывод о том, что наиболее перспективными направлениями в повышении эффективности производства являются формирование отношений коллективизма, гуманизация организационных отношений, удовлетворение социальных потребностей работников, отказ от принципов организации труда, предложенных классической школой. Были также выдвинуты альтернативные принципы организации трудовой деятельности. 

Конечно, можно критиковать методологию Хоторнского исследования, но все же, в основном благодаря исследованиям поведенческих наук, уходящих своими корнями в эксперименты Мэйо, мы теперь имеем гораздо более ясное представление о природе и динамике формальных и неформальных групп в трудовом коллективе. 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.         История экономических учений. Ч. I и II: Учебник/ Под редакцией  А.Г. Худокормова. — М.: Изд-во  МГУ, 1994.

2.         Конотопов М.В., С.И. Сметанин Очерки  истории экономики. - М.:ВЛАДАР, 1993.

3.         Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури  Ф. Основы менеджмента: Пер.  с англ.—М.: «Дело», 1992.

4.         Одегов Ю.Г Журавлев П.В. Управление  персоналом: Учебник для вузов.  — М.: Финстатинформ, 1997.

5.         Управление персоналом организации. Учебник/ Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 1997.

6.         Управление персоналом предприятия:  Учебное пособие/ под ред. Сербиновского  Б. Ю. и Самыгина С.И., - М., 1999

  1. Управление персоналом, учебник под ред. Базарова Т.Ю., - Москва: “ЮНИТИ”, 1998
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание.

Введение  . . . . . . . . . . 1 

  1. Теория "человеческих отношений"  . . . . . . 2
  2. Этапы "Хоторнского экперимента ": . . . . . 2

      2.1. I  этап. . . . . . . . . . . 3

      2.2. II этап. . . . . . . . . . . 4

      2.3. III этап. . . . . . . . . . 5

      2.4. IV этап. . . . . . . . . . 5 

  1. Влияние Хоторнского  эксперимента на теорию управления  . 10
  2. Вывод . . . . . . . . . . 11
  3. Литература

Информация о работе Влияние Хоторнского эксперимента на теорию управления