Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:56, курсовая работа
Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия. Цена – сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.
Введение. 3
Ценовая политика на различных рынках. 5
Виды цен 8
Методы ценообразования 14
Влияние ценообразования на производство материальных благ и оказания услуг. Производство и воспроизводство материальных благ и его стадии. Факторы производства Экономическое содержание процессов производства и воспроизводства. Ограниченность ресурсов 22
Кривая производственных возможностей 30
Заключение 35
Список литературы 36
Для того, чтобы начать процесс производства того или иного блага, необходимо иметь представление о том, кто будет производить, а также из чего будут производить. Поэтому можно говорить минимум о двух факторах производства – человеке и природе. Уильям Петти был одним из первых, кто выразил мысль, что любой продукт человеческой деятельности является результатом соединения способностей человека к труду с возможностями Природы-матушки, или Земли. Это было первое осмысление необходимости существования человека в гармонии с Природой (Землёй).
Однако такое определение
оказалось недостаточным для
более полного понимания
Подробнее рассмотрим каждый из перечисленных факторов производства и обозначим доходы, получаемые их владельцами.
Труд есть целесообразная
деятельность человека, направленная
на преобразование вещества природы
для удовлетворения своих потребностей.
Под трудом как фактором производства,
по одной версии, подразумеваются
любые умственные и физические усилия,
прилагаемые людьми в процессе хозяйственной
деятельности. По другой - труд – это
трудовая деятельность человека, рассматриваемая
с социально-экономических
В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.
Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, т.е. напряженностью труда в единицу времени.
Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.
Капитал (от Mam.Capitalis - главный) как фактор производства. Определяя капитал таким образом, многие экономисты отождествляют его со средствами производства. Капитал в широком смысле, по мнению других экономистов, - это аккумулированная (совокупная) сумма товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. Существует мнение, что капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономической системой для производства других товаров.
Другой взгляд на капитал связан с его денежной формой. «Капитал, когда он воплощен в еще не инвестированных финансах, есть сумма денег». Самое короткое определение капитала дал Карл Маркс (1818-1883): «это самовозрастающая стоимость». Внешне капитал выступает в конкретных формах: в средствах производства (постоянный капитал), в деньгах (денежный капитал), в людях (переменный капитал), в товарах (товарный капитал). Во всех этих определениях есть общая идея, а именно: капитал характеризуется способностью приносить доход. Итак, можно высказать следующее определение: капитал в интерпретации современной экономической теории - это один из четырех основных факторов производства, создаваемый самой экономической системой, представленный всеми средствами и ресурсными возможностями производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги.
Экономисты различают три вида капитала:
1) физический, или основной;
2) оборотный;
3) человеческий.
Предпринимательство как фактор производства. Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса и возможности понести убытки. Риск – главная отличительная черта предпринимателя, а целью осуществления предпринимательской деятельности является максимизация дохода с помощью выявления наиболее эффективной комбинации факторов производства. Никто не гарантирует предпринимателю, что конечным результатом его деятельности будет убыток или он получит доход1.
Экономические ресурсы, которые
могут использоваться в обществе
для удовлетворения потребностей, всегда
ограничены, имеют количественный и
качественный пределы. Умение обходить
частные ограничения
В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей. Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено делать технологический выбор, решая, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет. Таким образом, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования, обусловливает необходимость альтернативного выбора из числа исключающих друг друга возможностей. Из множества допустимых вариантов использования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целей общества2.
Как уже было отмечено, производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Данная деятельность представляет собой общественный процесс, поскольку люди вступают при этом в совместную экономическую деятельность. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства – труд, капитал, земля, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.
Потребности человека можно
определить как состояние
Конечные потребности
– это потребности самого человека
как биосоциального существа. Их можно
еще назвать личными
Промежуточные потребности только опосредовано связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие – средствами производства. В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.
Производственные возможности общества – это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Эффективность производства – это отношение полученного результата к ресурсам, затратам. Возрастающие потребности общества ориентируют на постоянное увеличение результата. Но, поскольку ресурсы ограничены, то ограничены и производственные возможности. Увеличение объемов производства одного продукта может быть достигнуто лишь при частичном или полном отказе от производства другого. Ограниченность ресурсов определяет их альтернативное использование. Поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, следует принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться. Ограниченность ресурсов означает ограниченность и выпуска. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства в одном, к примеру, производство машин, потребует переключение части ресурсов с производства другого, к примеру, масла. И противоположный вывод – если необходимо увеличить производство масла, то необходимые ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства машин. Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели при полной занятости ресурсов3.
Рис.1. График производственных возможностей
Кривая производственных
возможностей (рис. 1) – это совокупность
точек, координаты, которая показывает
различные комбинации максимальных
объемов производства двух товаров
и услуг, которые могут быть созданы
в условиях полной занятости в
экономике с постоянными
А, двигаясь, наоборот, от точки «D» к точке «А» общество выбирает политику воздержания от текущего потребления. Это освобождает ресурсы, которые могут быть использованы для увеличения производства средств производства. Наращивая, таким образом, запас своего капитала, общество может рассчитывать на больший объем производства, а поэтому и на большее потребление в будущем.
Точки, находящиеся вне
кривой трансформации, к примеру
точка W, оказались бы предпочтительнее
любой точки на кривой. Но такие
точки недостижимы при данном
количестве ресурсов и при данной
технологии производства. Барьер ограниченности
ресурсов не допускает какого-либо
сочетания производства средств
производства и предметов потребления
в точке, расположенной вне кривой
производственных возможностей, т.е. точка
W. Любая точка внутри кривой производственных
возможностей показывает незанятость
или неполную занятость ресурсов
(Z). Продвигаясь к полной их занятости
и полному объему производства, общество
может производить большее
Информация о работе Влияние цены на производство материальных благ