Вклад в управление представителей школы количественных методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучение количественной школы менеджмента.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Основные направления развития школы науки управления ……………………………………………………………………………………...4
1.2 Методологические подходы, используемые школой и их содержание………………………………………………………………………..6
1.3 Организация как открытая, социально-техническая система ……………………………………………………………………………………..8
1.4 Внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию …………………………………………………………………………………….12
1.5 Использование в управлении системного анализа и математических методов …………………………………………………………………………..13
1.6 Развитие теории управленческих решений на основе методов исследования операций и ЭВМ ……………………………………………….14
1.7 Использование достижений школы науки управления в практической деятельности организаций в современных условиях …………………………………………………………………………………….16
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 37.47 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 
1.1 Основные направления развития школы науки управления ……………………………………………………………………………………...4 
1.2 Методологические подходы, используемые школой и их содержание………………………………………………………………………..6 
1.3 Организация как открытая, социально-техническая система ……………………………………………………………………………………..8 
1.4 Внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию …………………………………………………………………………………….12  
1.5 Использование в управлении системного анализа и математических методов …………………………………………………………………………..13 
1.6 Развитие теории управленческих решений на основе методов исследования операций и ЭВМ ……………………………………………….14 
1.7 Использование достижений школы науки управления в практической деятельности организаций в современных условиях …………………………………………………………………………………….16 
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………22 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………………………………………………………………….23 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
Принципы науки управления или количественного подхода сформированы на основе кибернетики, общей теории систем и исследования операций. Наиболее важные представители школы науки управления или «новой школы»: Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л. Клейн, Р. Люс, Д. Форрестер и другие. Задача науки управления –внедрение методов и аппарата точных наук в исследование управленческой деятельности. Ее представители занимаются главным образом исследованием процессов принятия такого класса решений, который позволяет применить математические методы и технические средства.  
Цель, которую ставит перед собой эта школа, формулируется как повышение рациональности решений. Главный толчок данное направление получило благодаря широкому применения методов количественного анализа при решении военных задач во время Второй мировой войны. Важной предпосылкой также был бурный научно-технический прогресс послевоенных лет и значительное усложнение структуры рынка. А усложнение среды потребовало разработки и применения новых способов принятия решений в ситуации возникшей неопределенности. Ключевой характеристикой количественной школы управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Современные подходы к менеджменту: системный, ситуационный, процессный.  
Цель работы: изучение количественной школы менеджмента.  
Задача: раскрыть особенности количественной школы менеджмента.

 

 

 

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 
 
1.1 Основные направления развития школы науки управления  
Наиболее бурное развитие школа количественных методов (количественная школа управления) получила с 1950-х годов одновременно с системным подходом. Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но методы, разработанные авторами школы, позволили использовать в менеджменте последние достижения в области математики, информатики, статистике, инженерных наук и связанных с ними областей знаний и т.п., а также компьютерной техники. Они внесли существенный вклад в совершенствование теории управления. Количественные методы с общим названием «исследование операций» применялись при решении военно-тактических задач еще во Вторую мировую войну. Англичане первые использовали математические расчеты, математическое моделирование, чтобы отыскать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны. Позднее пришлось искать способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Первые шаги «новой школы» были связаны с применением метода исследования операций в управлении производством, что находило свое выражение в построении математических моделей наиболее часто встречающихся задач управления, процессов принятия решений, оптимизация их. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы. Тезис «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой» является основанием для присвоения названия «школа науки управления» одной из самых новых, последних по времени возникновения управленческих школ. Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов, Д. Форестер, А. Раппопорт, Р. Калман, Л. Клейн и др. Авторы обращали внимание на важность: временного планирования, создания графиков движения ресурсов и хода технологических процессов, решения задач оптимизации. Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени. Суть количественных методов заключается в том, что для решения задачи управления предприятием разрабатывается модель процесса управления.

Таким образом, данная школа научного управления построена на сложном симбиозе систематизирующих и интегрирующих принципов – разработка и применение теории систем, экономико-математических методов и компьютеризации, а также развитие гуманистических идей в управлении. Можно с определенной долей условности выделить несколько подходов и направлений в формировании научной школы управления. Ключевой характеристикой науки управления – исследования операций, является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. После создания модели переменным задаются количественные значения. Развитие идей и методов количественного направления стали так называемые «синтетические» учения: системный, ситуационный и процессный подходы к менеджменту. Количественные методы опираются на такие научные теории, как теория принятия решений, теория исследования операций, теория игр, теория массового обслуживания, теория оптимальных систем, статистический анализ и др. Дальнейшее развитие методов математического моделирования нашло свое отражение в возникновении теории принятия решений. Первоначально это теоретическое направление основывалось на использовании алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр. Позднее на разработке количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, таких, как модель затрат и выпуска продукции; модель прогнозирования научно-технического и экономического развития. В современных условиях использование количественных подходов широко поддерживается, особенно в связи с распространением компьютерных технологий.

 

1.2 Методологические  подходы, используемые школой (системный, процессный и ситуационный) и  их содержание

Системный подход к управлению начали применять в конце 50-х годов XX в. Основные представители – американские исследователи Ч. Бернард, П. Друкер, Н. Винер, К. Шеннон. В соответствии с этим подходом организация рассматривается как система – некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Организация является сложной (испытывающей воздействие внутренних факторов), открытой (находящейся под воздействием внешних факторов), социотехнической (люди – техника) системой. Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны как по вертикали, так и по горизонтали. Системный подход – это не набор каких-то принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к фирме. Он требует комплексного решения любых проблем организации. Наиболее популярной теорией системного подхода является теория, которую разработали в конце 80-х годов 20 в. Т. Питере, Р. Уотермен и др. Ситуационный подход к управлению разработан в конце 60-х годов 20 века и вытекает из системного подхода к управлению. При этом рассматривается ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в то или иное конкретное время. Ситуационный подход предполагает, что результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут существенно различаться. Поэтому осуществляя необходимые управленческие действия, менеджеры обязаны исходить из ситуации, в которой они функционируют.

Рекомендации менеджерам по управлению с точки зрения ситуационного подхода:

– управленческий персонал должен уметь анализировать ситуацию в зависимости от факторов, которые в тот или иной момент влияют на организацию;

– необходимо выбрать соответствующий вариант действий, который в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации;

– при необходимости в организации должны быть предусмотрены возможности для ее изменений и приспособления к возникающим ситуациям;

– управление должно привести к соответствующим изменениям, позволяющим приспособиться к сложившейся ситуации.

К основным ситуационным теориям относятся теория адаптации, теория глобальной стратегии и др.

Процессный подход к управлению впервые предложили представители школы административного управления (в частности, А. Файоль), которые пытались описать функции менеджера как независящие один от другого. Однако процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с этим подходом — это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий — функций управления. В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.

Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций: планирования, организации, координации, регулирования, администрирования, мотивации, контроля, учета, анализа и др.

 

1.3 Организация  как открытая, социально-техническая  система

Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое. В системе используются разнообразные специализированные функции. Каждая часть организации выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Для этого используются такие средства, как координация уровней иерархии управления, прямое наблюдение, правила, процедуры, курс действий. 
  Различают системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость. 
  Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и людские ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов и заказчиков, потребляющих их продукцию. Банки, активно взаимодействующие с внешней средой, открывают депозиты, обращают их в кредиты и инвестиции, используют полученную прибыль для развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов. На входе системы - поступление материалов, рабочей силы, капитала. Технологический процесс организуется для переработки сырья в конечный продукт. Конечный продукт, в свою очередь, продается заказчику. Финансовые учреждения, рабочая сила, поставщики и заказчики, правительство – все являются частью внешней среды.

  Разграничение систем  на открытые или закрытые не  является жестким, раз навсегда  установленным. Открытая система  может стать закрытой, если контакты  с окружением сокращаются со  временем. Возможна и обратная  ситуация. Открытые системы тяготеют  к усложнению структуры и дифференциации. Рост открытой системы сопровождается  повышением уровня специализации  ее элементов и усложнением  структуры, нередким расширением  границ системы или созданием  новой сверхсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение его структуры. Создаются новые специализированные отделы, приобретаются новые виды сырья и материалов, расширяется ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые конторы.                           

  Открытые системы  имеют, некоторые специфические  черты. Одна из которых – это  признание взаимозависимости между  системой и внешней средой. Существует  граница, которая отделяет систему  от ее окружения. Изменения во  внешней среде влияют на один  или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе  воздействуют на окружение. Организация  должна отражать состояние внешней  среды. В основе ее построения  лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального  или этического характера. В этом  смысле действенная организация  не может быть статичной. Она  должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.

  Принципиальное значение  для функционирования организаций  имеет обратная связь. Открытые  системы постоянно получают информацию  из внешней среды. Это помогает  приспособиться и позволяет предпринимать  корректировочные действия по  исправлению нежелательных отклонений  параметров системы. Под обратной  связью понимается процесс притока  в систему информации или денег  для модифицирования производства  выпускаемой продукции или налаживания  выпуска новой продукции.

  В организации постоянно  возникают проблемы могущие изменить  ее положение. Чтобы все элементы  организации действовали и были  разумно скоординированы, необходимо  непрерывное поступление ресурсов. Производственный аппарат изнашивается, технология устаревает, материалы  нужно пополнять, работники увольняются. Чтобы обеспечить жизнеспособность  организации, эти ресурсы необходимо, не прерывая производственного  процесса, заменять элементами равной  производительности.

Информация о работе Вклад в управление представителей школы количественных методов