Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:42, контрольная работа
Понятие организации с течением времени претерпело изменения. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент сформировался как отдельная область знаний, под организацией понимается сознательно определенная, заданная структура ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии.
1. Виды организаций 3
2. Схема на тему: «Виды организации» 11
3. Тест на тему «Виды организаций» 12
4. Ответы на тест 17
Список литературы 18
Виды организаций
Содержание
1. Виды организаций
Понятие организации с течением времени претерпело изменения. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент сформировался как отдельная область знаний, под организацией понимается сознательно определенная, заданная структура ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии.
Из многообразия
определения понятий "
Чтобы считаться
организацией, трудовое формирование
должно отвечать следующим
Таким образом‚ организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Цели организации - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться ее коллектив. Целей может быть несколько - стратегические, индивидуальные, оперативные, тактические. Процедура совместного определения целей является главным мотивом и координирующей силой организации. Исходя из целей‚ выстраивается структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.
Любая организация -это процесс взаимодействия между людьми и работами, которые ими будут выполняться. От того, как организована система, зависит способность к адаптации, к развитию. 2
Существует множество классификаций организаций.
а) Виды организации по отношению с внешней средой
Механистическая организация (жесткая, бюрократическая) - характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации - эффективна при рутинной технологии, несложном и неподвижном внешнем окружении. Преимущества: универсальность, предсказуемость, производительность, экономия на издержках. Пример - стандартизированное конвейерное производство. Такую организацию называют бюрократической.
Характеристика бюрократии как организации М.Вебера:
Органическая организация
- широкая специализация в
б) Виды организаций по взаимодействию с человеком
Корпоративная организация - корпорация как социальный тип организации. Это замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов (в Индии - касты, в Европе - гильдии, министерства, ведомства, партии). Объединение в корпорацию происходит по социальным, профессиональным, кастовым критериям. Важным условием и способом формирования корпоративной организации является поддержание дефицита ресурсов - монополия. Субъектом интереса в корпорации является сама группа, коллектив, или вся организация.
Характеристики:
Индивидуалистская организация - свободное, открытое и добровольное объединение людей, осуществляющее совместную деятельность.
Характеристики:
в) Типы организаций по взаимодействию подразделений
В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие типы (формы) организационных структур управления производством:
1. Линейная структура управления
Единоличное руководство подчиненными и сосредоточение в руках одного руководителя всех функций управления ( неспециализированное управление). Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное управление подчиненными ему работниками.
Вертикальное управление "сверху вниз" -подчинение вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).
Принцип единоначалия - предполагает,
что подчиненные выполняют
2. Функциональная структура управления
Специализированное управление. Каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Самостоятельная управленческая роль функциональных служб - указания и распоряжения (в пределах своих полномочий) нижестоящим подразделениям.
Функциональная организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей.
3. Линейно - функциональная структура управления (штабное управление)
Признаки:
создание специального аппарата управления при первых линейных руководителях;
отсутствие самостоятельности в распоряжении производственным подразделением;
разрастание аппарата управления - сложность координации.
Недостатки линейно-
отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали - подчинение по иерархии управления.
4.Матричная структура управления
Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой: В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами). Сочетает в себе горизонтальные и вертикальные связи, при ведущей роли горизонтальных связей; подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам).
Более гибкое и приспособленное к реализации инновационных проектов - создаются специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы.
Матричная структура управления включает в себя: проектную структуру управления и проблемно-целевую структуру управления.
Кроме этих структур выделяются: отделенческая структура управления; проектная структура управления (проект - комплекс работ с участием нескольких фирм и созданием централизованной системы управления); проблемно - целевая структура управления; командная (цель - быстрое решение какой-либо поставленной конкретной задачи‚ - предполагает создание группы (команды) специалистов, в которую входят представители всех функциональных служб‚ и которой предоставляются необходимые ресурсы‚ и ставится цель обеспечить выполнение конкретной задачи).6
г) По характеру продукта организации принято делить на:
· хозяйственные;
· социальные.
Организации, которые производят продукт и предлагают его обществу называются хозяйственными. Организации, взаимодействующие с обществом через информацию, называются социальными. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Это частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п.
д) По количеству целей организации принято разделять на:
· простые (характерно наличие одной цели);
· сложные (имеют набор взаимосвязанных целей).
Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель.
е) По институциональному признаку организации делят на:
· формальные;
· неформальные.
Формальная организация имеет стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого члена. Формальная организация создается по воле руководства. Но как только организация создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Таким образом, возникает неформальная организация.
Неформальные организации представляют собой группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных, за исключением самых маленьких. У такой организации отсутствуют единые цели, но она тем не менее достигает важных результатов, поскольку взаимодействие людей, основанное на их личных целях и симпатиях, наиболее устойчиво. У неформальных организаций нет руководителей.
В большинстве формальных
организаций существует не одна неформальная
организация. Большинство из них
объединены в своего рода сеть. Для
образования таких групп
ж) По отраслевой принадлежности:
· транспорт;
· промышленность;
· торговля;
· производство;
· сельское хозяйство и др.8
Деление классификаций на виды является условным, так как не существует единой классификации организаций. Организации (предприятия) создают продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; организации (государственные учреждения) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; организации (называемые общественными) являются средством выражения наших взглядов и интересов.