Виды организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:42, контрольная работа

Краткое описание

Понятие организации с течением времени претерпело изменения. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда менеджмент сформировался как отдельная область знаний, под организацией понимается сознательно определенная, заданная структура ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии.

Оглавление

1. Виды организаций 3
2. Схема на тему: «Виды организации» 11
3. Тест на тему «Виды организаций» 12
4. Ответы на тест 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Виды организаций

 

Содержание

 

 

1. Виды организаций

 

Понятие организации  с течением времени претерпело изменения. На начальном этапе организация  представлялась как структура любой  системы. Когда менеджмент сформировался  как отдельная область знаний, под организацией понимается сознательно определенная, заданная структура ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии.

  Из многообразия  определения понятий "организация"  можно выделить следующие: 

  • Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.
  • Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.
  • Организация как группа людей с общими целями. 1

  Чтобы считаться  организацией, трудовое формирование  должно отвечать следующим основным  требованиям: 

    1. наличие не менее 2 людей, которые считают себя частью этой группы;
    2. наличие‚ по крайней мере‚ одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
    3. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Таким образом‚ организация - это группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Цели организации - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться ее коллектив. Целей может быть несколько - стратегические, индивидуальные, оперативные, тактические. Процедура совместного определения целей является главным мотивом и координирующей силой организации. Исходя из целей‚ выстраивается структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

Любая организация -это  процесс взаимодействия между людьми и работами, которые ими будут  выполняться. От того, как организована система, зависит способность к  адаптации, к развитию. 2

Существует множество классификаций организаций.

а) Виды организации по отношению с внешней средой

Механистическая организация (жесткая, бюрократическая) - характеризуется  использованием формальных правил и  процедур, централизованным принятием  решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации - эффективна при рутинной технологии, несложном и неподвижном внешнем окружении. Преимущества: универсальность, предсказуемость, производительность, экономия на издержках. Пример - стандартизированное конвейерное производство. Такую организацию называют бюрократической.

Характеристика бюрократии как организации М.Вебера:

  1. наличие общих правил и процедур для контроля поведения работников;
  2. следование правилам и процедурам, а не личным предпочтениям;
  3. подчинение должности, а не личности;
  4. определение обязанностей, прав, власти;
  5. иерархический принцип построения организации - подчинение нижестоящего уровня иерархии вышестоящему;
  6. подбор кадров по профессиональным качествам; на должность назначают, а не выбирают;
  7. продвижение - по принципу старшинства или достижений;
  8. подчинения руководителя общим правилам. 3

 Органическая организация  - широкая специализация в работе, слабое или умеренное использование  формальных правил и процедур, децентрализация и участие работников в принятии решений, ответственность в работе, гибкая структура власти, небольшое количество уровней управления, субъективная система вознаграждения, субъективные критерии отбора кадров, неформальный характер отношений. Такая организация эффективна, когда используется современная технология, не рутинное, не стандартизованное производство; имеется сложное и динамичное внешнее окружение, неопределенность целей и задач; задачи сложные (например, разработка компьютерных программ); быстрая адаптация к изменениям внешней среды. Прямая противоположность "идеальной бюрократии".

б) Виды организаций по взаимодействию с человеком

Корпоративная организация - корпорация как социальный тип  организации. Это замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов (в Индии - касты, в Европе - гильдии, министерства, ведомства, партии). Объединение в корпорацию происходит по социальным, профессиональным, кастовым критериям. Важным условием и способом формирования корпоративной организации является поддержание дефицита ресурсов - монополия. Субъектом интереса в корпорации является сама группа, коллектив, или вся организация.

Характеристики:

  1. преимущество общей цели над индивидуальной;
  2. отождествление себя с организацией;
  3. ответственность организации за своих членов; суверенитет организации;
  4. принятие решений по принципу большинства или старшинства;
  5. превалирование интересов производства над интересами работника;
  6. двойная мораль - корпоративная и индивидуальная;
  7. лояльность организации.

Индивидуалистская организация - свободное, открытое и добровольное объединение людей, осуществляющее совместную деятельность.

Характеристики:

  1. объединение ресурсов вокруг человека;
  2. принцип увязки интересов всех участников организации;
  3. сочетание конкуренции и кооперации;
  4. личность как субъект интереса - суверенитет личности;
  5. принятие решения по принципу меньшинства (не принимается, если против него выступает меньшая часть членов организации);
  6. преобладание интересов работника над интересами производства. 4

в) Типы организаций по взаимодействию подразделений 

В зависимости от характера  связей между различными подразделениями  различают следующие типы (формы) организационных структур управления производством:

    1. Линейная  структура управления 

Единоличное руководство  подчиненными и сосредоточение в  руках одного руководителя всех функций  управления ( неспециализированное управление). Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное управление подчиненными ему работниками.

Вертикальное управление "сверху вниз" -подчинение вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).

Принцип единоначалия - предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. 5

2. Функциональная структура управления

Специализированное управление. Каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Самостоятельная управленческая роль функциональных служб - указания и распоряжения (в пределах своих полномочий) нижестоящим подразделениям.

Функциональная организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей.

3. Линейно - функциональная структура управления (штабное управление)

Признаки:

создание специального аппарата управления при первых линейных руководителях;

отсутствие самостоятельности в распоряжении производственным подразделением;

разрастание аппарата управления - сложность  координации.

    Недостатки линейно-функциональных  структур управления:

отсутствие тесных взаимосвязей и  взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;

чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали - подчинение по иерархии управления.

    4.Матричная структура управления

Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой: В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами). Сочетает в себе горизонтальные и вертикальные связи, при ведущей роли горизонтальных связей; подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам).

Более гибкое и приспособленное  к реализации инновационных проектов - создаются специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы.

Матричная структура управления включает в себя: проектную структуру управления и проблемно-целевую структуру управления.

Кроме этих структур выделяются: отделенческая  структура управления; проектная  структура управления (проект - комплекс работ с участием нескольких фирм и созданием централизованной системы  управления); проблемно - целевая структура  управления; командная (цель - быстрое решение какой-либо поставленной конкретной задачи‚ - предполагает создание группы (команды) специалистов, в которую входят представители всех функциональных служб‚ и которой предоставляются необходимые ресурсы‚ и ставится цель обеспечить выполнение конкретной задачи).6

г) По характеру продукта организации принято делить на:

· хозяйственные;

· социальные.

Организации, которые производят продукт  и предлагают его обществу называются хозяйственными. Организации, взаимодействующие с обществом через информацию, называются социальными. В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Это частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т.п.

д) По количеству целей организации принято разделять на:

· простые (характерно наличие одной  цели);

· сложные (имеют набор взаимосвязанных целей).

Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель.

е) По институциональному признаку организации делят на:

· формальные;

· неформальные.

Формальная организация  имеет стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого члена. Формальная организация создается по воле руководства. Но как только организация создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Таким образом, возникает неформальная организация.

Неформальные организации  представляют собой группы, которые  возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с  другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных, за исключением самых маленьких. У такой организации отсутствуют единые цели, но она тем не менее достигает важных результатов, поскольку взаимодействие людей, основанное на их личных целях и симпатиях, наиболее устойчиво. У неформальных организаций нет руководителей.

В большинстве формальных организаций существует не одна неформальная организация. Большинство из них  объединены в своего рода сеть. Для  образования таких групп благоприятна трудовая среда: люди, которые в других условиях вряд ли встретились, собираются вместе каждый день иногда на протяжении нескольких лет, больше времени проводят в кругу коллег, чем в собственной семье.7

ж) По отраслевой принадлежности:

· транспорт;

· промышленность;

· торговля;

· производство;

· сельское хозяйство  и др.8

Деление классификаций  на виды является условным, так как  не существует единой классификации  организаций. Организации (предприятия) создают продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; организации (государственные учреждения) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; организации (называемые общественными) являются средством выражения наших взглядов и интересов.

Информация о работе Виды организаций