Виды информации и её свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:23, реферат

Краткое описание

Объектом менеджмента является информация. Менеджеры не обрабатывают заготовки на станках, не перемещают в пространстве физические объекты и в своей профессиональной деятельности, как правило, не имеют дела с наличными деньгами. Зачастую менеджеры даже не видят ни заготовок, ни денег, которыми управляют. Менеджеры читают документы, разговаривают с людьми и думают - для того, чтобы на станках обрабатывались заготовки, перемещались в пространстве физические объекты, наличные и безналичные деньги.

Оглавление

1. Введение - 3
2. Понятие. Определение - 3
3. Виды информации - 7
4. Свойства информации - 9
5. Какая информация нужна организации? - 10
6. Коммуникативные свойства информации - 11
7. Заключение - 12
8. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 99.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Информационные ресурсы в менеджменте»

 

на тему «Виды информации и её свойства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2010г.

 

Содержание

 

1.            Введение  - 3

2.            Понятие. Определение   - 3

3.            Виды информации   - 7

4.            Свойства информации   - 9

5.            Какая информация нужна организации?   - 10

6.            Коммуникативные свойства информации   - 11

7.            Заключение   - 12

8.            Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       Введение

Объектом менеджмента является информация. Менеджеры не обрабатывают заготовки на станках, не перемещают в пространстве физические объекты и в своей профессиональной деятельности, как правило, не имеют дела с наличными деньгами. Зачастую менеджеры даже не видят ни заготовок, ни денег, которыми управляют. Менеджеры читают документы, разговаривают с людьми и думают - для того, чтобы на станках обрабатывались заготовки, перемещались в пространстве физические объекты, наличные и безналичные деньги.

Целью менеджмента является информация, поскольку в результате чтения, разговоров и размышлений у менеджера появляется решение - идея, слово, предшествующие любой деятельности. А идея, слово и решение - это объекты нематериальные.

Объекты, которые подвергаются воздействию и изменяются на основе принятых решений, могут быть материальными (сырье, заготовки, рукописи и т.п.), а могут быть и нематериальными (концепции, оценки, настроения людей и т.д.). Таким образом, можно говорить о том, что целью менеджмента служит продукция, в том числе и материальная. Действительно, порой конечным результатом менеджмента является построенный дом или летящий самолет. Но продукция - лишь опосредованная цель менеджмента. Между менеджментом и построенным домом или самолетом всегда находится технологический процесс. Непосредственной же целью менеджмента является именно решение.

Инструментом менеджмента является информация. Для превращения информации в решение используются знания менеджера, его тезаурус - то есть информация. Нечто материальное (бумага, карандаш, ЭВМ) используется для обработки информации только на основе тех знаний, которыми владеет менеджер.

 

2.       Понятие. Определение.

Общеизвестно, что значение информации и коммуникации  во  всех  сферах человеческой деятельности на современном  этапе  постоянно  возрастает,  что связано с  изменениями  социально  -  экономического  характера,  появлением новейших достижений в области техники  и  технологии,  результатами  научных исследований.

Научно-техническая   революция   выдвинула   информацию   в   качестве важнейшего  фактора   производственного   процесса.  Информационный  процесс необходим как непременное условие работы современной техники,  как  средство повышения  качества  рабочей  силы,  как  предпосылки  успешной  организации самого процесса производства.

Информация   нужна    всем:    управляющим    структурам,  коллективам предприятий, общественным организациям и т. д. Невозможно  опираться  только на интуицию, на свой жизненный и практический опыт.  Необходимо  получать  и осваивать  все  расширяющуюся  информацию,  помогающую  решать возникающие вопросы.

Информация выступает сегодня  как  один  из  первостепенных  ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных,  сырьевых  и  других ресурсов. Кстати, использование последних, в значительной  степени,  зависит именно от состояния и использования информации.  В  отличие  от  большинства ресурсов,  которые  способны  истощаться,  информационный  потенциал   может использоваться многократно как коллективами, так и  отдельными  работниками. При этом он постоянно увеличивается и обогащается.

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация — совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

В литературе можно найти достаточно много определений термина «информация», отражающих различные подходы к толкованию этого понятия. В «Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается следующее определение этого термина: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 определения слова «информация»:

1.                  Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

2.                  Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информации, средства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).

 

Что же такое информация?

«Нет, пожалуй, в науке, практике современности понятия распространённее, нежели понятие информация. И нет в то же время другого понятия, по поводу которого ведется столько споров, дискуссий, имеется столько различных точек зрения...» – утверждает советский ученый В.Г. Афанасьев.

Существование множества определений информации обусловлено сложностью, специфичностью и многообразием подходов к толкованию сущности этого понятия. В качестве справки выделим три наиболее распространенные концепции информации, каждая из которых по-своему объясняет ее сущность.

Первая концепция – концепция К. Шеннона, отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности (энтропию) события. Количество информации в том или ином случае зависит от вероятности его получения: чем более вероятным является сообщение, тем меньше информации содержится в нем. Этот подход, хоть и не учитывает смысловую сторону информации,  оказался  весьма  полезным в технике связи и вычислительной технике, послужил основой для измерения информации и оптимального кодирования сообщений. Кроме того, он представляется удобным для иллюстрации такого важного свойства информации, как новизна, неожиданность сообщений. При таком понимании информация – это снятая неопределенность, или результат выбора из набора возможных альтернатив.

Вторая концепция рассматривает информацию как свойство (атрибут) материи. Ее появление связано с развитием кибернетики и основано на утверждении, что информацию содержат любые сообщения, воспринимаемые человеком или приборами. Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В.М. Глушковым. Он писал, что «информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы». Иными словами, информация как свойство материи создает представление о ее природе и структуре, упорядоченности, разнообразии и т. д. Она не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно; ее можно накапливать, хранить, перерабатывать.

Третья концепция основана на логико-семантическом (семантика – изучение текста с точки зрения смысла) подходе, при котором информация трактуется как знание, причем не любое знание, а та его часть, которая используется для ориентировки,  для активного действия, для управления и самоуправления. Иными словами, информация – это действующая, полезная, «работающая» часть знаний. Представитель этой концепции В.Г. Афанасьев, развивая логико-семантический подход, дает определение социальной информации: «Информация, циркулирующая в обществе, используемая в управлении социальными процессами, является социальной информацией. Она представляет собой знания,  сообщения, сведения о социальной форме движения  материи и обо всех других формах в той мере, в какой она используется обществом...»

Социальная информация – многоуровневое знание. Она характеризует:

                   общественные процессы в целом – экономические, политические, социальные,  демографические, культурно-духовные и т.д.;

                   конкретные процессы, происходящие в различных ячейках общества, на предприятиях, в кооперативах, семьях и т. д.;

                   интересы и стремления различных социальных групп – рабочего класса, молодежи, пенсионеров, женщин и др.

В самом общем смысле под социальной информацией понимают знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, вовлечены в орбиту общественной жизни. Другими словами, информация есть содержание логического мышления, которое, воспринимаясь с помощью слышимого или видимого слова, может быть использована людьми в их деятельности.

Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки), соционика (теория информационного метаболизма индивидуальной и социальной психики), информодинамика (наука об открытых информационных системах), информациология (наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов) и т. д.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина: Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования. Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д. Каждого человека в мире окружает море информации различных видов.

Стремление зафиксировать, сохранить надолго свое восприятие информации было всегда свойственно человеку. Мозг человека хранит множество информации, и использует для хранения ее свои способы, основа которых — двоичный код, как и у компьютеров. Человек всегда стремился иметь возможность поделиться своей информацией с другими людьми и найти надежные средства для ее передачи и долговременного хранения. Для этого в настоящее время изобретено множество способов хранения информации на внешних (относительно мозга человека) носителях и ее передачи на огромные расстояния.

 

3.       Виды информации

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

                    графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

                    звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 г.; ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

                    текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

                    числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;

                    видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

 

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.

С появлением компьютеров вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров — ПК (80-е годы 20 века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

Информация о работе Виды информации и её свойства