3. Ключевые компетенции
современного менеджера-управленца.
Эффективное целеполагание
Первой ключевой компетенцией является
целеполагание. Однако нигде не учат
персональной и корпоративной самоидентификации,
выявлению смысла жизни и смысла
существования компании, формированию
ценностной основы, как личной жизни,
так и деятельности компании. Что
касается деятельности компании, то в
западном подходе смысл существования
компании отражается в ее миссии. Однако
в российской практике миссия компании
нередко воспринимается как формальное
изобретение привлеченных имиджмейкеров,
выложенное на сайте. Ее никто не в
состоянии ни вспомнить, ни тем более
воспроизвести. Такая миссия ничего
не цементирует и никого не мотивирует.
На ее основе невозможна постановка ярких
стратегических целей, способных зажечь
и объединить команду. Между тем,
по оценкам практиков, одной из самых
сложных задач для высшего
менеджмента компаний является организация
выполнения тактических целей подразделений
таким образом, чтобы в итоге
выполнялись стратегические цели организации.
Но как же их выполнить, когда стратегические
цели нередко не известны не только
персоналу, но и самому руководству.
Бывает, что у каждого топ-менеджера
существует свое видение стратегических
целей компании и генеральных
направлений ее развития.
Без создания ценностной основы деятельности
компании невозможно сформировать ее
корпоративную культуру. Это очевидно,
поскольку корпоративная культура
и представляет собой систему
ценностей и проявлений, присущих
сообществу компании, которая отражает
его индивидуальность и восприятие
себя и других в рыночной и социальной
среде и проявляется в поведении
и взаимодействии с заинтересованными
сторонами рынка. Целью корпоративной
культуры является обеспечение конкурентоспособности
компании на рынке, высокой прибыльности
ее деятельности за счет формирования
имиджа и доброй репутации, с одной стороны,
и совершенствования управления человеческими
ресурсами для обеспечения лояльности
сотрудников к руководству и его решениям,
воспитания у работников отношения к компании
как к своему дому — с другой. От чего зависит
корпоративная культура? Очевидно, в первую
очередь — от руководства. Недаром известная
русская поговорка гласит: «Каков поп,
таков и приход».
Таким образом, первой ключевой компетентностью
топ-менеджера является умение работать
с целями и ценностями компании1.
Коммуникативная компетентность
Второй ключевой компетентностью
является коммуникативная компетентность.
Анализ повседневной деятельности топ-менеджеров
крупных корпораций выявил любопытный
факт: от 70 до 90% рабочего времени они
проводят во взаимодействии с другими
людьми как внутри организации, так
и за ее пределами. Появился даже специальный
термин: «прогуливающийся менеджмент».
Таким образом, профессиональная деятельность
топ-менеджера осуществляется посредством
коммуникаций. В связи с этим возникают
две ключевые проблемы повышения
эффективности коммуникативной
деятельности руководителя. Первая связана
с обеспечением полноты коммуникаций,
их системности и управляемости.
Вторая зависит непосредственно
от коммуникабельности топ-менеджера,
его способности к деловому общению
как таковому, от знаний коммуникативных
технологий и умения их применять
в нужном контексте.
Таким образом, коммуникативная компетентность
топ-менеджера формируется двояко:
с одной стороны, это повышение
эффективности управления коммуникациями
как бизнес-процессом взаимодействия
компании с заинтересованными сторонами
рынка; с другой стороны, это развитие
персональной коммуникабельности, умения
слушать, убеждать и воздействовать
на собеседника. У руководителя должно
быть четкое понимание структуры
собственных деловых коммуникаций:
с кем ему необходимо общаться,
для чего и как. Как это ни странно,
именно эти, казалось бы, самые простые
вопросы заставляют слушателей-руководителей
на бизнес-тренингах задуматься, помогают
сформировать персональную систему
управления внешними и внутренними
коммуникациями. Коммуникативная компетентность
предполагает наличие у руководителя
психологических знаний в объеме,
необходимом и достаточном для
правильного понимания собеседника,
обеспечения своего влияния на него
и, что немаловажно, для противостояния
чужому влиянию.
С коммуникативной компетентностью
тесно связана третья, чисто управленческая,
компетентность — умение точно подбирать
ключевых сотрудников компании и
использовать в бизнесе их наиболее
сильные стороны. Особую актуальность
данная компетентность приобретает
при адхократической корпоративной
культуре, предполагающей формирование
мобильных команд и активную проектную
деятельность. При этом вновь возникает
вопрос: насколько данная компетентность
должна быть свойственна топ-менеджеру,
если существует служба управления персоналом?
Однако успешные топ-менеджеры, на наш
взгляд, должны быть подобны театральному
или кинорежиссеру: чем тщательнее
осуществляется поиск исполнителей
на главные роли, тем точнее потом
игра и больше кассовый сбор. Поэтому
целесообразно, чтобы руководитель
уделял большое внимание процессу подбора
кадров на ключевые посты, что отнюдь
не исключает серьезной подготовительной
работы специалистов службы управления
персоналом.
Персональный и корпоративный
тайм-менеджмент
Четвертой ключевой компетенцией руководителя
является эффективная организация
собственного времени и времени
сотрудников компании, т.е. персональный
и корпоративный тайм-менеджмент.
Умение планировать свое время таким
образом, чтобы успевать решать наиболее
важные, приоритетные для компании
задачи, умение систематизировать и
структурировать работу, мотивировать
себя на выполнение сложных, объемных,
порой весьма неприятных задач —
это далеко не полный перечень результатов
освоения технологий персонального
тайм-менеджмента. Он представляет собой
отличный инструмент повышения личной
эффективности, однако его недостаточно
для обеспечения конкурентоспособности
компании. Дело в том, что топ-менеджеры
могут пытаться оптимизировать свое
время сколь угодно долго. Но эффективность
использования нашего времени, к
сожалению, зависит не только от нас
самих. Если мы работаем с людьми, не
умеющими или не желающими относиться
к своему и чужому времени как
важнейшему невосполнимому ресурсу, все
наши усилия будут тщетны. Поэтому
необходим не только персональный,
но и корпоративный тайм-менеджмент.
Умение грамотно и «бескровно»
внедрить в компании «правила игры»,
оптимизирующие затраты времени
всех сотрудников компании, составляет
еще одну важную компетентность топ-менеджера.
Однако тайм-менеджмент не является панацеей.
Некоторые руководители убеждены в
том, что сотрудники неправильно
организуют рабочее время, а в
процессе тренинга выясняется, что
проблема заключается не в тайм-менеджменте,
а в неэффективной организации
бизнес-процессов или хаотичных
коммуникациях. Однако заметим, что
такая проблема, по крайней мере,
легко выявляется с помощью техник
тайм-менеджмента.
Умение отдыхать и способность
творить
Да-да, именно отдых. И с этим связана
шестая ключевая компетенция - способность
к управленческому ортобиозу. Ортобиоз
(гр. orthos - прямой, правильный + bios -жизнь)
- здоровый, разумный образ жизни. Не секрет,
что в связи с ростом профессиональных
нагрузок, увеличением числа решаемых
задач, постоянными переработками и переутомлением,
стрессами и недосыпанием профессия менеджера
стала одной из наиболее рискованных и
опасных для здоровья. В конце XX в. в японском
языке даже появился новый термин «синдром
Кароши» обозначающий смерть от переутомления
на рабочем месте. А пару лет назад появился
еще один термин - «дауншифтинг» (downshifting)
- переход с высокооплачиваемой работы,
но связанной с постоянными стрессами
и выгоранием, на низкооплачиваемую работу,
но спокойную, не требующую колоссального
напряжения сил. По сути, это выбор между,
с одной стороны, доходом и стрессом, а
с другой - душевным комфортом за меньшее
вознаграждение. Дауншифтер - это человек,
дошедший «до ручки» (нервные срывы, депрессия,
обострение хронических болезней, когда
не помогают медикаменты и не в радость
сама жизнь). Дауншифтинг не появляется
в компании в одночасье, а, по сути, провоцируется
установками топ-менеджмента.
Однако надо сказать, в настоящее
время в бизнесе наблюдаются
весьма серьезные позитивные сдвиги.
Так, в ряде компаний приняты корпоративные
стандарты, регламентирующие время
задержки на работе: для менеджеров
- не более одного часа, для рядовых сотрудников
- не более получаса. Даже (правда, это пока,
скорее, исключение из правил) вводятся
физкультпаузы подобно производственной
гимнастике, которая была в советское
время и, увы, которую в основном игнорировали
работники.
Наконец, важнейшей компетенцией является
способность топ-менеджера к поиску
нестандартных, нетривиальных решений.
Сегодня эта черта отнюдь не обязательно
должна быть врожденной. Существуют технологии
поиска новых, необычных решений. Например,
это широко известные в кругу
технических специалистов, но малоизвестные
в управленческих кругах технологии
ТРИЗ (теории решения изобретательских
задач), а также ТРТЛ (теории развития
творческой личности). На самом деле,
способность к поиску новых решений
неразрывно связана со способностью
к обучению и переобучению вообще.
А последняя еще в начале 90-х
годов прошлого века была признана
американскими специалистами наиболее
важной компетенцией любого современного
человека1.
Заключение
Изучение компетентности так такого
началось еще в далекое время
Аристотеля, ставший основателем
комплексного подхода.
Итак, компетенция - предметная область,
в которой индивид хорошо осведомлен и
проявляет готовность к выполнению деятельности,
а компетентность - интегрированная характеристика
качеств личности, выступающая как результат
подготовки выпускника для выполнения
деятельности в определенных областях.
Иными словами, компетенция - это знания,
а компетентность - умения (действия). Профессиональная
компетентность - это способность субъекта
профессиональной деятельности выполнять
работу в соответствии с должностными
требованиями.
Таким образом, к ключевым компетенциям
современного менеджера-управленца следует
отнести:
- умение работать с целями
и ценностями компании;
- способность к эффективным
внешним и внутренним коммуникациям;
- умение точно подбирать ключевых сотрудников
компании и использовать в бизнесе их
наиболее сильные стороны
Профессиональная деятельность
менеджеров многогранна, ответственна
и сложна. Явления, с которыми сталкивается
современные менеджеры, - это темп,
сложность, новизна, опасность, и постоянный
вызов современного опережающего мира.
Все это требует от менеджера
высокого уровня компетентности. Важнейшими
компетенциями руководителя, сегодня
становятся умение эффективно организовать
собственное время и время
сотрудников компании, т.е. персональный
и корпоративный тайм-менеджмент.
Длительная плодотворная и результативная
работа невозможна без умения отдыхать,
а инновационность крайне проблематична
без способности топ-менеджера к поиску
нетривиальных решений.
Список литературы
- Альтшуллер Г. Найти идею: введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007
- Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация? Компетентность (критерии качества)?//www.tltsu.ru/publectures/lecture_06.html
- Болонский процесс. Компетентностный подход // Материалы сайта социологического факультета МГУ: http://www.sodo.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=03
- Лукашенко М. А. Профессиональные компетенции руководителя
- Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста// Вестник УРАО. ‒ 2002. ‒ № 1, С .3 – 21.
- Управленческая эффективность руководителя / Чуркина М., Жадько Н.М.: Альпина Бизнес Букс, 2009
7. Шакун Ю.А.Профессиональные
компетенции сотрудников, как инструмент
конкурентоспособности организации. http://www.ctgg.ru/
1 Зимняя И.А. Ключевые
компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании.
Авторская версия/. – М.: Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов.
– 2004.-с 155
2 Нечаев Н.Н., Резницкая
Г.И. Формирование коммуникативной
компетенции как условие становления
профессионального сознания специалиста//
Вестник УРАО. ‒ 2002. ‒ № 1, С .3 – 21.
3 Эльконин Б.Д. Понятие компетентности
с позиции развивающего обучения // Современные
походы к компетентностно-ориентированному
образованию. Красноярск, 2002. С. 22.
1 Болонский
процесс. Компетентностный подход // Материалы
сайта социологического факультета МГУ.
Режим доступа: http://www.sodo.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=03
1 Базаров Т.Ю. Компетенции
будущего: Квалификация. Компетентность
(критерии качества).//www.tltsu.ru/publectures/lecture_06.html
1 Шакун Ю.А.Профессиональные
компетенции сотрудников, как инструмент
конкурентоспособности организации. http://www.ctgg.ru/
1 Лукашенко М. А. Профессиональные
компетенции руководителя
1 Управленческая эффективность руководителя
/ Чуркина М., Жадько Н.М.: Альпина Бизнес
Букс, 2009
1 Альтшуллер Г. Найти идею: введение
в ТРИЗ — теорию решения изобретательских
задач. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007