Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 07:51, реферат
Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями управления социальными процессами, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и управления социальными процессами, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.
Введение……………………………………………………………………………………. 4
1.Управление социальными процессами как система…………………………………... 5
1.1. Современное управление и его классификация ……………………………………..6
1.2. Объект и субъект управления социальными процессами………………………….. 8
1.3. Система управления социальными процессами …………………………………….10
1.4. Социальные системы и их составляющие…………………………………………... 11
2. Ситуативность и системность в менеджменте………………………………………... 13
2.1. Управление по обстоятельствам……………………………………………………... 14
2.2 Ситуационный, или контингентный подход в управлении………………………… 16
Литература………………………………………………………………………………….. 27
Механизм
управления создается и целенаправленно
изменяется людьми, которые осуществляют
регламентацию всей совокупности функций,
форм, методов, рычагов и стимулов
управления социальными процессами,
чтобы достичь наибольшей его
эффективности в данных конкретно-исторических
условиях. Общество как сложная, многоцелевая
социальная система требует, чтобы
механизм управления обеспечивал четкое
взаимодействие всех его подсистем
и решение стоящих перед ним
задач. С эти позиций в общем
механизме управления выделяют экономический,
организационный и социально-
Функции
управления - это особые виды деятельности,
выражающие направления или стадии
осуществления
Структура отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого - организации системы управления социальными процессами и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.
Структура
управления может быть малоступенчатой
(плоской) и многоступенчатой (высокой),
а также относиться к одному из трех основных
типов организационных структур - линейной,
функциональной или линейно-функциональной
(штабной). При этом особенности объекта
управления во многом определяют создание
соответствующих систем управления. Если,
например, какая-либо система имеет выраженное
“женское” начало, то стиль управления
в ней должен в большей мере носить демократический
и коллегиальный характер, а наиболее
приемлемыми типами организационной структуры
будут функциональный, матричный, штабной.
В условиях же социальной системы с преобладанием
“мужского” начала стиль управления
должен тяготеть к авторитарности и единоначалию,
что отражается и на организационной структуре,
которая должна быть линейной, линейно-функциональной
и т.п.
1.4.
Социальные системы
и их составляющие
Социальные системы, как отмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.
В самой социальной системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня:
•
техническая система
•
технологическая система
•
организационная система с
•
экономическая система
• социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.
Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная - социально-экономическую.
Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере управления социальными процессами представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня (рис.4).
Известно,
что развитие мирового менеджмента
в ХХ столетии проходило ряд стадий.
Сначала высшие управленческие посты
и лидирующее положение в разработке
проблем управления занимали инженеры,
стремившиеся максимально рационализировать
и механизировать производство; на
смену им пришли экономисты и финансисты,
видевшие главную задачу в получении
максимума прибыли за счет правильного
использования экономических
В
настоящее время управляющими высшего
ранга и разработчиками глобальных
проблем управления социальными
процессами становятся выходцы из структур
кадрового менеджмента, т.е. персоналоведы,
ставящие в центр современной концепции
управления Человека. По оценкам ведущих
западных исследователей, именно персоналоведы
будут занимать лидирующие позиции в управлении
современным миром. Иными совами, современный
директор - это директор по кадрам, каждый
управляющий - это управляющий персоналом.
2. Ситуативность и системность в менеджменте
• Управление по обстоятельствам – ненаучный подход в управлении
• Человек все более постигается как объект, субъект и главный ресурс управления
• Необходимо соотносить ситуацию и систему
В
России в нынешнем ее состоянии во
многом отсутствуют условия для
системной ориентации управленческих
решений. Одно из препятствий – недостаточная
ясность соотношения
Под
ситуацией в теории и практике
менеджмента понимается вся совокупность
обстоятельств и условий, побуждающих
или вынуждающих менеджера
Слово система в общем случае означает объединение элементов в единое целое. В этом смысле системой может быть любое дело, за которое менеджер считает себя ответственным: бизнес, организация, проект, традиция, исполняемая миссия, технология и т. д.
Ситуация и система – это реалии в поле деятельности и творчества менеджера, с которыми так или иначе приходится считаться и на которые направлено управленческое мышление. В этом смысле ситуация и система – важнейшие управленческие категории, которые работают даже тогда, когда эти понятия не используются в конкретном мыслительном акте. В качестве понятий они помогают не только создавать образ управленческой реальности в сознании, но эффективно моделировать и организовывать ее. В определенной плоскости исследования ситуация и система оказываются своего рода полюсами, между которыми движется мысль менеджера.
В
этой плоскости и сама история
научного менеджмента может быть
прослежена как движение между этими
полюсами, процесс практического
и теоретического освоения соответствующих
реалий, становление системного и
ситуационного подходов в управлении.
Такое исследование должно начинаться
с вопроса: какой подход к принятию
управленческих решений господствовал
в практике до возникновения научного
менеджмента.
2.1.
Управление по
обстоятельствам
До становления в начале XX в. науки о менеджменте правители, министры, полководцы, строители принимая решения руководствовались интуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремились найти лучшие решения. Этот подход к управлению характерен, в частности, для такого реформатора, каким был в истории России Петр I. “Петр Великий и его реформы, – пишет историк В. О. Ключевский, – наше привычное стереотипное выражение... Между тем у самого Петра долго не было заметно такого взгляда на самого себя. Он просто делал то, что подсказывала ему минута, не затрудняя себя предварительными соображениями и отдаленными планами, и все, что он делал, он как будто считал своим текущим, очередным делом, а не реформой: он и сам не замечал, как этими текущими делами он все изменял вокруг себя – и людей, и порядки”1.
В зависимости от опыта и таланта управленец мог раздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образом осмысливать свой объект управления более или менее системно. Но тем не менее до XX в. в управлении господствовал ситуативный подход, или управление по обстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватность управленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным в данной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения изменения ситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующего управленческого воздействия.
Каждый элемент (компонент) системы должен быть наилучшим сам по себе, независимо от состояния отдельных элементов и системы в целом. Это значит, например, что золотые контакты в электрическом устройстве во всех случаях предпочтительнее медных. Применительно к простым трудовым действиям, например работе землекопов, принцип адекватности вырождается в популярный в России императив “бери больше, кидай дальше”.
Таким образом, ситуативный подход – это ориентация на ближайший положительный результат (“а дальше видно будет...”). Мыслится, что “дальше” опять будет поиск лучшего решения в той ситуации, которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсем не таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенные обстоятельства.
Стремление отреагировать на каждый новый поворот или разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому, что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез с прежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению; работает в режиме пожарной команды, без конца “латает дыры” вместо того, чтобы их не допускать.
Сказанное
не означает, что управление по обстоятельствам
неэффективно в принципе. Ситуативный
подход к принятию решений необходим
и оправдан, когда сама ситуация
экстраординарна и
Первый
шаг в этом направлении состоит
в преодолении эмпирического
принципа “бери больше, кидай дальше”.
Именно таким был первый шаг при
переходе к научному менеджменту, связанный,
как известно, с именем Ф. Тейлора.
Занимаясь системной
2.2
Ситуационный, или
контингентный подход
в управлении
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как всамой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.