Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:52, курсовая работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных методов управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Успех работы предприятия обеспечивают его работники. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ ………………………………………………………………..5
1.1. Характеристика и использование методов управления…………….……..5
1.2. Современная система методов управления…………………………...….11
1.3. Резюме……………………………………………………………………….16
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АЛЬТАИР».17
2.1. Основные сведения об ООО «Альтаир»…………….…………………….17
2.2. Анализ основных направлений деятельности «Альтаир»………………..21
2.3. Совершенствование системы методов управления в ООО «Альтаир»....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ ………………………………………………………………..5
1.1. Характеристика и
1.2. Современная система методов управления…………………………...….11
1.3. Резюме………………………………………………………………
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АЛЬТАИР».17
2.1. Основные сведения об ООО «Альтаир»…………….…………………….17
2.2. Анализ основных направлений деятельности «Альтаир»………………..21
2.3. Совершенствование системы методов управления в ООО «Альтаир»....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…27
Актуальность. В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных методов управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Успех работы предприятия обеспечивают его работники. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие:
- формализация методов и процедур отбора кадров;
- разработка научных критериев их оценки;
- научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале;
- выдвижение молодых и
- повышение обоснованности кадровых решений.
Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Какие бы прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия не существовали, без хорошо подготовленного персонала высокой активности добиться невозможно. Именно люди делают работу, подают идеи и позволяют предприятию существовать. Без людей не может быть организации, без квалифицированных кадров ни одна организация не сможет достигнуть своих целей. Методы управление персоналом связаны с людьми и их отношениями внутри предприятия (организации).
Объект исследования – ООО «Альтаир».
Предмет исследования – управления персоналом ООО «Альтаир».
Цель исследования – разработать мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в турфирме.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления персоналом;
- охарактеризовать деятельность туристической фирмы;
- провести анализ и оценку
использования методов
- разработать мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом в турфирме.
Методы исследования – анализ научно-методической литературы и интернет источников.
Структура курсовой работы. Работа изложена на 28 страницах, содержит введение, 2 главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Характеристика
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Характеристика и
Методы управления – это совокупность способов и приемов влияния на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью достижения установленных целей. Слово «метод» – греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же:
– они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности;
– на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм) (И.Т Балабанов, 2007).
Значение методов управления определяет их направленность на достижение целей в наиболее сжатые сроки при условиях рационального использования всех видов ресурсов. По содержанию методы управления идентифицируются с основными функциями управления: планированием, мотивированием, контролированием и регуляцией. В соответствии с этим есть следующие основные группы методов управления: экономические, организационно - административные, социально психологические, правовые идеологические и технологические. Между ними существует тесная связь и взаимообусловленность. Каждый метод имеет элементы поощрения и наказания. Классификация методов по направленности действия основана на характере влияния их на мотивы деятельности отдельных работников и трудового коллектива организации в целом. Мотивы Деятельности основываются на реальных материальных и духовных потребностях. Направленность методов характеризуется тем, на какие конкретно мотивы они влияют. Исходя из этого, выделяют четыре группы методов - материальной, социальной, психологической и властной мотивации (И.Т Балабанов, 2004).
За организационными формами действия выделяют методы прямого (непосредственного) влияния, постановки цели, создания стимулирующих условий. На сущность и соотношение методов управления влияют формы и модель хозяйственного механизма в обществе.
При решении менеджером той или иной задачи различные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей (Н.И. Кабушкин, 2007).
Направленность методов управления означает их ориентацию на определенный объект управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.).
Содержание методов управления - это совокупность специфических приемов и способов воздействия.
Организационная форма методов управления - способы воздействия на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий) ( А.Т. Кириллова, А.О. Волкова, 2007).
В практике управления туристскими предприятиями одновременно применяют различные методы и их сочетания.
Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Но вне зависимости от способа классификации все методы управления органически дополняют друг друга. Ведь их направленность всегда одна - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. С учетом этого можно выделить следующие методы управления:
1) экономические;
2) организационно-
3) социально-психологические (Г.Д Крылова, 2003).
Экономические методы управления. Отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Поэтому экономическим методам в управлении отводится центральное место (А.О. Жданова, 2007).
Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические стимулы. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы.
Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых они могли бы максимально полно учитывать экономические последствия своей управленческой и производственной деятельности (Н.И. Кабушкин, 2007).
Организационно – административные методы управления. Организационно – административные методы управления
базируются на прямых директивных указаниях.
Объективной основой использования этих
методов выступают организационные отношения,
составляющие часть механизма управления.
Задача организационно – административной деятельности
состоит в координации действий подчиненных.
Никакие экономические методы не смогут
существовать без организационно-
Подход, согласно которому сфера воздействия
экономических методов расширяется только
за счет вытеснения организационно-
Организационно - административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства (А.М. Качалов, Г.Б. Петров, В.М. Ананьев, 2007).
Возможны три формы проявления
организационно-
- обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
-согласительные формы (консультация, разрешение компромиссов);
- рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.п.).
Все формы организационно-
Организационно – административные методы от других
методов отличает четкая адресность директив,
обязательность выполнения распоряжений
и указаний, невыполнение которых рассматривается
как прямое нарушение исполнительской
дисциплины и влечет за собой определенные
взыскания. По существу, организационно-
Таким образом, организационно-
Социально – психологические методы управления. Установлено, что результаты труда во многом зависят от психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний и на 85 % - от умения работать с людьми (А.М. Качалов, Г.Б. Петров, В.М. Ананьев, 2007).
Зная особенности поведения, характер каждого человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или в несколько раз уменьшиться. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда.
Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них (Г.В. Савицкая, 2001).
Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.
Необходимость использования в практике управления турфирмой социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения (А.М. Качалов, Г.Б. Петров, В.М. Ананьев, 2007).