Управление персоналом в организации малого бизнеса и пути его совершенствования

Автор: Алексей Ухваткин, 03 Ноября 2010 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

1. формирование кадров организации (планирование, отбор и наём, высвобождение, анализ текучести и т.д.);

2. развитие работников (переподготовка, аттестация и оценка персонала, организация продвижения по службе);

3. совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.

В работе рассмотрены теоретические вопросы кадровой работы, а также выполнен анализ организации работы с персоналом в конкретной организации - ИП Иванов С.

Оглавление

Введение

Глава 1

Теоретические основы управления персоналом в организации малого бизнеса.

Понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия.

Особенности управления персоналом малого предприятия.

Функции управления персоналом на малом предприятии

Взаимоотношения руководителя малого предприятия с персоналом

Глава 2

Аналитическая основа совершенствования системы управления персоналом малого предприятия.

Характеристика ООО «Обувьторг»

Анализ существующей структуры управления

Анализ действующей кадровой службы

Глава 3

Совершенствование методов управления персоналом малого предприятия.

Разработка плана работы с персоналом предприятия

Предложения по совершенствованию управления персоналом

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Менеджмент.rtf

— 460.54 Кб (Скачать)

                  При планировании прибыли выявляется влияние на размер прибыли ряда факторов: определяется процент прибыли по товарной продукции в базовом году и увеличение прибыли вследствие увеличения объема закупок товарной продукции; увеличение или уменьшение прибыли в связи с увеличением или уменьшением себестоимости товарной продукции, увеличение прибыли за счет изменения цен и ряда других факторов.

     Информационной основой анализа хозяйственной деятельности предприятия являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, бухгалтерские балансы.

     Документооборот играет очень важную роль. Здесь очень важным является документальное оформление сделок (договоров). Очень важным аспектом является оформление платежных документов (счета-фактуры и др.)

     Документация оформляется менеджерским составом (оформление сделок) и операторами (платежные документы), заверяется печатью. Процесс оформления документации контролируется бухгалтерией. Организация работы с документами - это создание оптимальных условий для всех видов работ с документами. К таким работам относятся: прием и регистрация, рассмотрение документов руководителем, порядок прохождения документов в организации и в исполнении, контроль исполнения, формирование дел, подготовка и передача дел в архив. 

     2.2. Анализ существующей структуры управления

            Анализируя работу за длительный промежуток времени нужно отметить достоинства работы по принятой организационной системе:

         Единство и чёткость распорядительства;

         Чётко выраженная ответственность (так за невыполненные обязательства по поставкам товаров полностью отвечает старший менеджер по продажам);

         Оперативность в принятии решений;

         Простота управления;    

         Личная ответственность руководителя подразделения за результат проделанной работы. 

     Обязанности по подбору персонала в большей степени возложены на офис-менеджера.

           Первая беседа - консультация, просмотр трудовой книжки проходит с офис-менеджером; если по квалификации (документально) кандидат устраивает фирму (отсутствие замечаний по трудовой дисциплине), то при положительном отзыве направляется на приём к генеральному директору, где объясняются правила внутреннего распорядка, система оплаты, льгот и др.

     В фирме всех работников принимает лично генеральный директор; что говорит об изначальном отношении к подбору кадров в фирме.

     При положительном решении вопроса о приёме на работу работник проходит медицинское обследование и инструктаж на рабочем месте, производится ознакомление нового работника с должностной инструкцией.

     После всех указанных процедур подписывается приказ о приёме на работу с месячным испытательным сроком, перед окончанием испытательного срока вопрос о целесообразности продолжения работы работника обсуждается в администрации.

     На предприятии, с момента зачисления на работу, большое внимание уделяется адаптации (взаимного приспособления работника и организации, на основе постепенной работы сотрудника в новых профессиональных условиях труда).

        Работника знакомят с коллективом, указывают рабочее место, выдают под роспись должностную инструкцию для изучения и исполнения. В течение испытательного срока нового работника контролирует и консультирует непосредственно руководитель его участка, а также наиболее опытные сотрудники со схожими должностными обязанностями. 

      Анализ действующей кадровой службы.

     Функция делопроизводителя в ООО «Обувьторг» возложена на офис-менеджера. Ведутся дела:

     - Приказы по личному составу;

     - Личные дело на каждого работника;

     В личное дело работника включается: заявление, личная карточка, анкета и дополнение к ней, свидетельства о рождении детей до 14 лет, необходимые для расчета заработной платы, трудовая книжка, копии документов об образовании, трудовой договор, копия приказа о приеме на работу.

     Решения о приеме на работу, увольнении, предоставлении внеочередного отпуска принимается непосредственно руководителем. Приказы и договоры составляются офис-менеджером и передаются директору на подпись.

     Набор представляет собой создание определенного резерва на планируемые должности, как из внешних, так и из внутренних источников. Организация использует внешние и внутренние источники для приема на работу. Внешние источники - это и кадровые агентства, и центры занятости, также предприятие помещает объявления в СМИ о своих потребностях в специалистах. Или организация предлагает людям, уже работающим на предприятии порекомендовать своих близких и знакомых. Такой способ является не только дешевым, но и дает возможность работникам поучаствовать в решении проблем фирмы. Внутренними источниками являются люди, уже работающие на определенных должностях, но имеющие большие способности, чем могут проявить в данный момент. Продвижение по службе сильно мотивирует работника, а организации не приходится обучать нового специалиста многим нюансам работы в организации. Риск при внутренней кадровой политике может заключаться в том, что в организацию не поступают новые люди со свежими взглядами и идеями и это может привести к застою.

     По причине отсутствия кадровой службы обучение персонала проводится непосредственно на рабочем месте. Менеджер может предупредить отсутствие профессиональных умений только на собеседовании, хотя даже наличие свидетельств о дополнительной подготовке не всегда может свидетельствовать о практических навыках соискателя. К сожалению,  это приводит к тому, что очень большое значение имеют рекомендации с предыдущих мест работы, то есть субъективные показатели. Аттестация на предприятии проводится только в менеджерском составе - по личной инициативе руководителя участка - старшего менеджера. Оценка трудовой деятельности остальных работников происходит по результатам их работы.

     К плюсам кадровой службы предприятия можно отнести:

         Высокая скорость оформления документации, за счет простоты устройства кадровой службы.

         Отсутствие административных барьеров.

         Близкое сотрудничество руководства и персонала. Коллектив лично знает своего руководителя.

         Низкие расходы предпринимателя на данную сферу.

         Основные минусы кадровой политики предприятия:

         Социальная незащищенность персонала.

         Высокая вероятность ошибок по причине сосредоточения всех обязанностей в одних руках не специалиста кадрового профиля.

         Необъективность подбора персонала в следствие невозможности применения специальных методик (тестирований, аттестаций и прочего). Немалую роль играют личные симпатии руководства.

         Отсутствие обучения и курсов повышения квалификации.

     Однако, несмотря на некоторый сумбур в кадровой политике, коллектив на предприятии сохраняет устойчивость и неизменный состав на протяжении нескольких лет.

 

      Глава 3

     Совершенствование методов управления персоналом малого предприятия. 

    3.1.Разработка плана работы с персоналом предприятия. 

     Концепцию как долгосрочной, так и текущей кадровой политики можно реализовать с помощью кадрового планирования, которое позволяет согласовывать и уравновешивать интересы работодателей и работников.

     Целью кадрового планирования является обеспечение работников рабочими местами в нужное время и в необходимом количестве в соответствии как с их способностями и склонностями, так и с требованиями производства.

     Кадровое планирование на предприятии необходимо для определения:

    Сколько работников, какой квалификации, когда и где необходимо    принять на работу;

    Можно ли провести сокращение персонала;

    Как лучше решить вопросы повышения квалификации работников;

    Какие потребуются затраты на указанные выше мероприятия. 

         Для разработки оперативного плана были собраны исходные данные, а именно о:

     Постоянном составе персонала (ФИО, место жительства, возрасте, времени поступления на работу);

     Структуре персонала (квалификация, пол, возраст);

     Текучесть кадров;

     Потери времени (простои, болезнь);

     Продолжительность рабочего дня;

     Заработная плата рабочих и служащих.

     Для решения указанных целей была разработана следующая структура. С её помощью осуществляется целый ряд мероприятий, объединяющийся в оперативный план работы с персоналом.

    Сбор информациии о персонале

    Цели предприятия

    Достаточно ли персонала для выполнения задач

    Реальность укомплектования нужных кадров

    Определить потребность в персонале

    Спланировать использование персонала

    Спланировать обучение, повышение квалификации

    Спланировать адаптацию персонала

    Спланировать резерв персонала

    Запланировать расходы на персонал

    Определить контроль 

     Основной груз ответственности за  проведение кадровой политики предприятия ложится на администрацию. Именно от слаженности действий административных сил зависит, насколько успешно будет функционировать предприятие.  

     3.2. Предложения по совершенствованию управления персоналом. 

     При разработке рекомендаций по совершенствованию управления персоналом обязательно нужно помнить, что коллектив предприятия - это особая структура, в которой возникает комплекс проблем. Следовательно, и вносить позитивные изменения необходимо комплексно.

     Названия должностей должны давать повод для гордости работникам, их занимающим. При этом необходимо помнить, что в России сложные иностранные наименования могут произвести неблагоприятное впечатление на поставщиков, клиентов и сотрудников.

     Если руководитель готовит своего потенциального помощника или заместителя, то для создания здоровой конкуренции можно выбрать несколько человек. Но при этом не должно быть фаворитов. Для проверки способностей каждого, следует уехать, оставив их, по очереди на посту руководителя, дав слово по возвращении поддержать и одобрить все, что бы они не сделали. При этом возвращаться лучше всего внезапно.

     В организации должна быть гибкая система отпусков для всего персонала, а не только для руководителя. При добросовестном и преданном отношении к работе и фирме никто не позволит себе задерживаться надолго. Обязательно надо делать исключения для отпусков по уважительным причинам.

     В фирме есть менеджерский состав, занимающийся сбытом продукции. Для наиболее эффективной работы менеджеров по продажам нужно помнить:

     20 % работников всегда обеспечивают 80 % продаж;

     система вознаграждения работников отдела реализации должна включать шкалу возрастающих выплат по достижении больших объемов продаж в процентах; в случаях зарабатывания кем-либо из менеджеров больших денег, не следует менять шкалу. Практика изменения к худшему хорошо знакома российским работникам и доверие к фирме может быть потеряно;

     лучшие (или все) торговые менеджеры должны получить небольшую долю в прибылях, чтобы чувствовать личную ответственность за работу и приобрести образ мышления совладельца фирмы;

     Не следует повышать в должности лучших менеджеров, ибо: хороший продавец - это состояние души, и смена деятельности сделает его ненужным балластом для фирмы и заставит его постоянно испытывать чувство глубокого морального неудовлетворения от своей работы.

     Желательно ликвидировать совместительство, если это причиняет вред фирме. Причина неудовлетворительных результатов работы некоторых специалистов может заключаться только в неудобном режиме работы или низкой зарплате, а не в отсутствии у них квалификации.

Информация о работе Управление персоналом в организации малого бизнеса и пути его совершенствования