Управление персоналом в команде проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:09, реферат

Краткое описание

До недавнего времени в отечественной практике термин «проект» обычно использовался преимущественно в технической сфере и с ним связывалось представление о совокупности документации по созданию каких-либо сооружений или зданий. На Западе для обозначения этого процесса используется термин «дизайн» (designing), а понятие «проект» (project) трактуется более широко.

Оглавление

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ПРОЕКТА

3
§1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

3
1. ПРОЕКТ

3
1.1. Понятие проекта

3
1.2. Признаки проекта

4
1.3. Структура проекта

5
Рис. 1. Структурная модель проекта

6
2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

6
3. КОМАНДА

7
§2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ

8
1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ ПРОЕКТА

8
1.1. Признаки команды проекта

8
1.2. Состав команды проекта

8
1.3. Стадии жизненного цикла команды проекта

9
1.4. Определение функциональных обязанностей участников команды проекта

11
1.5. Отбор проектной команды

11
2. УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ ПРОЕКТА

12
2.1. Планирование работы проектной команды

12
2.2. Организация работы команды

12
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат - Управление персоналом в команде проекта.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки РФ

Новосибирский Государственный Университет

 

 

 

 

Кафедра ситем информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

Тема: «Управление персоналом в команде проекта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2012 г.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ ПРОЕКТА

3

§1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

3

1. ПРОЕКТ

3

1.1. Понятие проекта

3

1.2. Признаки проекта

4

1.3. Структура проекта

5

Рис. 1. Структурная модель проекта

6

2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

6

3. КОМАНДА

7

§2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ

8

1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ  ПРОЕКТА

8

1.1. Признаки команды проекта

8

1.2. Состав команды проекта

8

1.3. Стадии жизненного цикла команды  проекта

9

1.4. Определение функциональных  обязанностей участников команды  проекта

11

1.5. Отбор проектной команды

11

2. УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ ПРОЕКТА

12

2.1. Планирование работы проектной  команды

12

2.2. Организация работы команды

12

Список литературы

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С  ПЕРСОНАЛОМ ПРОЕКТА

§1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  1. ПРОЕКТ

1.1. Понятие проекта

До недавнего времени  в отечественной практике термин «проект» обычно использовался преимущественно  в технической сфере и с  ним связывалось представление  о совокупности документации по созданию каких-либо сооружений или зданий. На Западе для обозначения этого процесса используется термин «дизайн» (designing), а понятие «проект» (project) трактуется более широко.

Как утверждает В.И.Воропаев, в литературе не существует единого  общепринятого определения понятия  «проект». Поэтому рассмотрим несколько определений этого понятия, которые используются в управлении проектами на Западе.

  1. Толковый словарь Вебстера:

«Проект – это  что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие».

  1. Свод знаний по управлению проектами PMI, США:

«Проект – некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта».

  1. Английская Ассоциация проект-менеджеров:

«Проект – это отдельное  предприятие с определенными  целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов».

  1. DIN 69901 дает следующее определение понятия «проект»:

«Проект – это предприятие (намерение), которое в значительное степени характеризуется неповторимостью  условий в их совокупности, например: задание цели; временные, финансовые, людские и другие ограничения; разграничения от других намерений; специфическая для проекта организация его осуществления».

  1. Учитывая вышеперечисленные определения понятия «проект», можно сформулировать более общее определение:

«Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».

1.2. Признаки проекта

Анализируя определения  проекта, можно выделить следующие основные признаки проекта:

  • изменения, как основное содержание проекта (т.к. реализация проекта – это всегда изменение некоторой системы);
  • временная ограниченность продолжительности проекта;
  • наличие ограниченного бюджета (для большинства проектов составляются отдельные бюджеты, соблюдение которых контролируется специальными методами);
  • ограниченность требуемых ресурсов (объем выделяемых на проект ресурсов тесно связан с бюджетом и всегда ограничен);
  • неповторимость (неповторимость относится не к отдельным составляющим проекта, а к проекту в целом);
  • новизна (почти все организационные проекты характеризуются высокой степенью новизны, то же самое относится к экономическим и социальным проектам);
  • комплексность (комплексность проекта можно определить по числу учитываемых в проекте факторов окружения проекта и числу участников проекта, прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта);
  • правовое и организационное обеспечение (правовое обеспечение может быть связано с различными интересами многих участников проектов и необходимостью регулирования их отношений; организационное обеспечение проекта связано с тем, что большинство крупных проектов не может быть выполнено в рамках существующих организационных структур и требует создания специфической для проекта организационной структуры на время реализации проекта);
  • разграничение (каждый проект имеет четко определенные рамки своей предметной области и должен быть отделен от других проектов или предприятий; этот признак позволяет рассматривать проект как целостную систему).
    1. Структура проекта

Структура проекта представляет собой стройную иерархическую декомпозицию проекта на составные части (элементы, модули), необходимые и достаточные  для планирования и контроля осуществления  проекта.

Структура проекта должна удовлетворять следующим правилам:

1). Каждый уровень иерархии  декомпозиции проекта должен  иметь законченный вид или  охватывать всю сумму частей  проекта, представленного на данном  уровне детализации.

2). Нижний уровень декомпозиции проекта должен содержать элементы, на основе которых могут быть ясно определены все данные, необходимые и достаточные для управления проектами (например, функциональные характеристики, объемы работ, стоимость, необходимые ресурсы, исполнители и др.).

Структура проекта с выделенной в ней иерархией устойчивых элементов и образует основу информационного языка проекта, на котором общаются все участники проекта, и ведется документирование.

Понимание проекта, как  структурированного информационного  объекта, подчиняющегося логическим суждениям и формальным правилам, является основой профессиональных методов осуществления и управления проектом.


Рис. 1. Структурная модель проекта

Структурная модель проекта  может иметь различную степень  детализации и отражать различные аспекты проекта.

2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

Управление проектом – это достижение целей проекта  при соблюдении установленных ограничений  на его продолжительность и сроки  завершения, стоимость и бюджет проекта, качества выполненных работ и  спецификаций требований к результатам.

Управление проектом включает в себя следующие направления  работы:

  1. определение сферы деятельности и целей;
  2. управление временем;
  3. управление финансами;
  4. управление качеством;
  5. управление коммуникациями;
  6. управление человеческими ресурсами;
  7. управление снабжением и поставками;
  8. управление рисками.

В данной работе мы сосредоточим свое внимание на шестом направлении деятельности по управлению проектом – управлении человеческими ресурсами.

3. КОМАНДА

Понятие «команда» очень  общее. Если обратиться к электронному  словарю терминов, то мы увидим, что существительное «команда» трактуется как «группа людей, работающая сообща, сотрудничающая».

Нельзя путать «команду»  с «группой». Слово «группа» означает объединение людей по целям или  интересам. Примером тому может служить клуб футбольных фанатов или группа театралов.

Команда – это не просто группа людей. Это группа, действующая  сообща с целью достижения результатов, к которым стремится каждый человек  из группы. Потенциал команды гораздо  выше потенциала групповых или индивидуальных усилий. Благодаря этому потенциалу самый заурядный проект, находящийся на грани краха, может дать блестящие результаты.

Работа в команде  позволяет использовать усилия, навыки, способности и творческие возможности  всех, кто участвует в проекте. Команда дает возможность работать сообща, действуя при этом гибко и эффективно. Именно поэтому для достижения успеха при реализации проекта следует разобраться, как подобрать хорошую команду и как правильно руководить ею.

§2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ

1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  КОМАНДЫ ПРОЕКТА

1.1. Признаки команды  проекта

Как было сказано выше, для управления любым проектом на период его осуществления создается  специфическая временная организационная  структура, возглавляемая руководителем проекта.

По форме команда проекта  отражает существующую организационную  структуру управления проектом, разделение функций, обязанностей и ответственности  за принимаемые решения в процессе его реализации. На верхнем уровне структуры находится менеджер проекта, а на нижних – исполнители, отделы и специалисты, отвечающие за отдельные функциональные сферы.

По содержанию команда проекта  представляет собой группу специалистов высокой квалификации, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для эффективного достижения целей проекта.

Основной стратегический фактор создания и деятельности проектной команды  – реализация проекта – длительное предприятие, обладающее повышенной долей  риска и подверженное постоянным изменениям. Поэтому особой характеристикой  проектной команды является предпринимательский характер ее деятельности, направленный на решение слабоструктурированных задач и быстрое реагирование на требования внешней среды и меняющиеся условия реализации проекта.

1.2. Состав команды  проекта

Процесс командообразования принято рассматривать как образование единого, целостного коллектива управленцев, способного эффективно достигать цели проекта. Командная кооперация персонала позволяет увеличить производительность управленческого труда на 70-80%.

Команда проекта создается руководителем проекта – юридическим лицом-заказчиком. Задачей руководителя проекта при формировании команды является подбор членов команды, которые обеспечивали бы:

  • соответствие количественного и качественного состава команды целям и требованиям проекта;
  • эффективную групповую работу по управлению проектом;
  • психологическую совместимость членов команды и создание активной стимулирующей «внутрипроектной» культуры;
  • развернутое внутригрупповое общение и выработку оптимальных групповых решений проблем, возникающих во время реализаци проекта.

Руководитель проекта  назначает менеджера проекта, осуществляющего  общее руководство проектом, контролирующего  его основные параметры и координирующего  деятельность членов команды. Менеджер проекта с одобрения руководителя определяет необходимое число специалистов – членов команды, их квалификацию, проводит отбор и наем работников.

«Костяк» команды составляют ее постоянные члены – разработчики проекта. К себе в помощники они  могут привлекать специалистов интересующих их областей.

1.3. Стадии жизненного  цикла команды проекта

Команда проекта имеет  свой жизненный цикл, в котором  можно выделить пять основных стадий: формирование, срабатываемость, функционирование, реорганизацию, расформирование.

При формировании команды набираемые специалисты подчас незнакомы друг с другом, не работали вместе. Для их эффективной совместной деятельности необходим определенный период, когда они определят отношения, адаптируются к условиям работы в команде, осознают себя единым целым. На стадии формирования происходит знакомство членов команды друг с другом и с проектом в целом, формируются общие цели и ценности.

Период срабатываемости  – это период начала совместной работы, развития сплоченности группы, решающей коллективную задачу. Обычно он характеризуется повышенным уровнем конфликтности, вызванным различием в характерах специалистов, подходах, стилях и методах решения проблем. На этой стадии внутри команды идет процесс выделения лидеров, определяются роли работников и их место в команде.

Наиболее продолжительной  считается рабочая стадия, когда  на основе сформированного командного чувства идет нормальный продуктивный процесс работы. Эта стадия характеризуется  максимальным раскрытием индивидуальных творческих способностей, члены команды учатся понимать и учитывать интересы друг друга.

При изменении проекта, изменении структуры управления проектом, завершении отдельных стадий проекта, замене работников в связи  с профессиональным несоответствием  приглашением временных специалистов и экспертов и в других случаях наступает стадия реорганизации. Задача менеджера на этой стадии заключается в организации адаптации новых членов команды к стилю и методам взаимоотношений в команде, в становлении их профессиональной роли, определении обязанностей и т.п.

При завершении отдельных  стадий и/или всего проекта расформировываются соответственно отдельные подразделения  и/или вся команда. При этом возможны два варианта дальнейших действий специалистов компании. В первом случае по окончании  проекта работники возвращаются в свои функциональные подразделения организации. Во втором случае, если команда проекта формировалась не из сотрудников данной организации, менеджер проекта сталкивается с проблемой дальнейшего трудоустройства работников, которые не имеют возможности вернуться на прежнее место работы. Руководителю команды рекомендуется проявлять внимание к дальнейшему трудоустройству специалистов в профессиональной сфере, предоставлять объективные рекомендации членам проектной группы с указанием их квалификации, знаний, навыков и опыта работы.

Информация о работе Управление персоналом в команде проекта