Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:36, доклад
Как машина не может двигаться без мотора, так и управление организацией невозможно без людей, приводящих ее в действие ,являющихся ее сердцем, мотором. Именно люди приводят в действие имеющиеся в распоряжении любой организации станки, машины, финансы, сырье и пр. И как мотор автомобиля, так и персонал организации может работать по-разному. Наладить работу этого «мотора» и есть первейшая задача руководства любой организации.
Введение
1. Персонал в современной организации
1.1. Человек в традиционном и современном производственном процессе
1.2. Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе
1.3. Теории человеческого и социального капитала
Заключение
Список использованной литературы
В тот период в ряде
европейских стран стала
Авторы данной модификации
тейлористской модели управления
стремились сгладить негативное влияние
механистической организации
труда с помощью развития неформальных
связей между работниками,
привлечения их к процессам принятия некоторых производственных
решений, посредством организации коллективных
празднований,
пикников, чествований ветеранов, введения
гибких графиков работы,
ликвидации вредных производств и изнурительных
операций, эстетизации и гуманизации труда.
Такая политика значительно расширяла
диапазон
отношений в области управления персоналом,
смягчала общий
нравственный климат на предприятии. Однако
она не могла сформировать
производственные операции, удовлетворяющие
возросшему уровню
образования и запросов работников и требующие
высокой квалификации
персонала.
Ситуация смогла существенно
измениться лишь в процессе
перехода к малосерийному производству
и, в частности, в результате
удешевления многопрофильных станков
с числовым программным
управлением (ЧПУ). Их массовое использование сделало невыгодным
выносить многие операции по проектированию
и программированию за
пределы производственного процесса,
оно затребовало большое
количество работников с высшим техническим
образованием. В
результате качественных изменений содержания
труда в 80 - 90-х годах
наметилось сближение, с одной стороны,
возможностей производства, а с
другой - ожиданий и требований работников
к организации труда и
характеру управления. В целом же рост
образованности и культуры
персонала способствовал повышению его
роли в современном
производстве и обществе, подрывал эффективность
традиционных,
преимущественно авторитарных методов
управления.
Все это нашло свое
отражение в шестом факторе повышения
роли
персонала в современной организации - развитии демократии на
производстве и в обществе. Влияние демократии
на макроуровне, т.е. в
масштабах государства, на персонал и
управление им идет, прежде всего,
по следующим двум направлениям:
- через формирующуюся
под ее воздействием культуру, элементами
которой являются чувство собственного
достоинства, уважение прав
личности, в том числе ее трудовых и социальных
прав, ожидание
демократического стиля руководства и
готовность к партиципации, т.е.
участию в делах организации, и т.п.;
- через принятие законов, защищающих права работника и регулирующих отношения на производстве.
Непосредственное воздействие
на положение персонала и
управление им оказывает производственная
демократия. Сегодня в
большинстве стран мира существуют те
или иные формы демократии на
производстве: производственные (рабочие)
советы, профессиональные
организации, тарифные соглашения и т.п.
Многие предприятия вообще
являются коллективной собственностью
их работников, которые имеют
права на принятие важных управленческих
решений. В США, например,
существуют примерно 40 тыс. самоуправляющихся
предприятий,
работники которых обладают и правами
собственника. Управление
персоналом таких предприятий имеет большую
специфику,
Разнообразные права
на производстве имеют профсоюзы. Налаживание взаимоотношений
с профсоюзами и другими органами
производственной демократии - важное
направление деятельности
современного управления персоналом.
Хотя производственная демократия
не распространяется на технологический
процесс, однако с ее помощью
работники могут участвовать в решении
многих жизненно важных,
прежде всего социальных, вопросов. Права
же руководителей во многом
ограничены.
Так, в государственных
учреждениях ФРГ без согласия
совета по
персоналу руководитель, имея вакансию, не вправе принять на нее даже
секретаршу. Еще более ограничены компетенции
руководителя в решении
социальных вопросов в Италии. Здесь с
1971 г. действует Устав прав
трудящихся, который ограничивает власть
собственника и администрации
рамками технологического процесса. Такие
же жизненно важные
социальные вопросы, как прием на работу,
перемещение внутри
предприятия, оплата, увольнение и др.,
решаются с согласия профсоюза.
Скажем, в случае увольнения работника
руководство обязано доказать,
при необходимости через суд, обоснованность
мотива увольнения и, если это будет признано,
выплачивать увольняемому работнику в
течение двух
лет почти полную зарплату. Очевидно, что
в таких условиях одна из
функций управления персоналом - освобождение
работников - становится весьма непростым
и дорогостоящим делом, имеющим мало
общего с увольнением как извещением об
этом работника по почте с
помощью голубого конвертика - такого
рода упрощенная процедура
увольнения была характерна для тейлористских
методов управления.
Развитие демократии
в обществе и на производстве прямо
связано с
седьмым фактором повышения значимости
персонала в современном
производстве — ростом цены рабочей силы,
Ныне в западных демократиях
весьма велика цена труда. Самыми высокими
затраты на труд в последние
годы были в ФРГ и Швейцарии, хотя по величине
зарплаты эти страны
уступают США и некоторым другим государствам
(в частности, в США
минимальная почасовая оплата труда составляет
5 долл.).
Помимо расходов на зарплату,
в затратах на персонал велика доля
социального страхования (одну половину
этих затрат в ФРГ оплачивает
предприниматель, другую половину — наемный
работник), оплаты
отпусков (в ФРГ они составляют 4 — 6 недель)
и социальных услуг на
предприятии (медицинское обслуживание,
психологические и
юридические консультации, бесплатные
туристические путевки, а иногда
и финансирование жилья и т.п.).
В странах Запада с
социальной рыночной экономикой затраты
на
оплату труда существенно превышали оплату
труда в бывших
социалистических государствах. Так, в старых землях
ФРГ, расходы на
зарплату составляют в среднем около 20%
всей выручки предприятий от
реализации продукции, товаров и услуг,
в то время как в бывшей ГДР их
доля была 8-9%. Некоторые фирмы, например
«Ай-Би-Эм», оценивают
затраты на одного своего сотрудника в
течение всей его работы на
предприятии (включая обучение, пенсионные
и иные социальные
расходы) примерно в миллион фунтов стерлингов[3].
Если сотрудник стоит
очень дорого; если его трудно уволить,
да еще
и дорого найти ему достойную замену; если
содержание труда требует все
более высокой квалификации, самоотдачи,
ответственности и инициативы
работника и внешний контроль за ним затруднен, то все это повышает
значимость персонала в современном производстве
и одновременно науки
о его эффективном использовании.
1.3. Теории человеческого и социального капитала
Отражением резкого
возрастания роли персонала в
современном
производстве явились теории человеческого
и социального капитала,
которые можно объединить под общим названием
— теории личностного
капитала. Они обосновывают особое место
работника среди различных
видов капитала, используемого на производстве.
К таким видам капитала,
т.е. ценностным компонентам производства,
способным приносить
прибыль, относятся: финансовый — главным
образом деньги; физический
— техника, оборудование, сырье, материальные
элементы производства в
целом, и личностный, включающий человеческий
и социальный капиталы.
Что же представляют собой личностный
и социальный капиталы, от-
ражающие роль персонала в производственной
деятельности?
В самом общем смысле
человеческий капитал — это знания,
навыки
и профессиональные способности работника.
Само понятие «человеческий
капитал» характеризует качество рабочей
силы, возможности работника в
трудовом процессе.
Несмотря на то, что
многие идеи теории человеческого капитала
встречаются уже у А. Смита, она сравнительно
молода: ее формирование
пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия.
Видные представители
школы «человеческого капитала» — Т. Шульц,
Г. Беккер, Дж. Минсер и
др. Ученые школы «человеческого капитала»
изучали влияние сроков
обучения работников, их навыков и способностей
на заработную плату,
эффективность и экономический рост предприятий.
Иными словами, их главной задачей было
определить экономическую отдачу от инвестиций
в
человека. Результаты исследований во
многом оказались сенсационными.
В частности, выяснилось, что экономическая
отдача затрат на обучение
сотрудников намного превышает инвестиции
в новую технику и
оборудование.
Многочисленные подтверждения
этих выводов и ознакомление с
ними представителей бизнеса дали сильные
импульсы для интенсивного
развития на предприятиях стран Запада сферы профессионального
обучения. Во многих отраслях экономики
это стало очень прибыльным
делом. Причем повышение общего и особенно
профессионального
образования не только давало прибыль
предпринимателям, но и
соответствовало в основном интересам
работников, увеличивало их
удовлетворенность трудом и производственную
самоотдачу.
Человеческий капитал
неоднороден. Он подразделяется на общий
(перемещаемый) и специальный (неперемещаемый).
Общий капитал
включает теоретические и другие достаточно универсальные знания,
имеющие широкую область применения и
приобретаемые, прежде всего, в
школах, вузах и других образовательных
учреждениях, а также общие
профессиональные (специализированные)
знания. Это могут быть знания, полученные
при изучении обычных учебных предметов:
математики, физики, информатики, иностранных
языков и т.п. Важной
формой наращивания общего человеческого
капитала является
самообучение.
Специальный капитал
соотносим лишь с конкретной организацией.
Он включает знания особенностей рабочего места, руководства,
товарищей по работе, их возможностей,
достоинств и недостатков,
клиентов, специфики предприятия, региона
и т.п., а также практические
навыки по использованию этого рода знаний.
Специальный капитал
накапливается в процессе трудовой деятельности,
приобретения
практического опыта.
После бума инвестиций в
человеческий капитал в ряде стран
Запада
многие предприниматели опасались переманивания
высоко
квалифицированной рабочей силы и особенно
хорошо подготовленных
менеджеров другими фирмами, которые, не затрачивая
больших средств
на долговременное обучение работников,
могли предложить им
значительно более высокий заработок
и другие блага.
Реальная ситуация на
рынке труда во многом развеяла эти
опасения.
Хотя переманивание высококвалифицированных работников
действительно имеет место в современном
производстве, однако
масштабы его сравнительно невелики. Главным
ограничителем подобной
практики служит специальный капитал,
который применим лишь к
данному предприятию, и накапливается
в течение длительного времени.
Причем некоторые менеджеры и другие высококвалифицированные
работники, сменив место работы и попав
в иную производственную среду,
часто вообще оказываются неспособными
достичь своих прежних
результатов на новом месте.
Одна из наиболее эффективных
моделей накапливания и
использования человеческого капитала,
особенно капитала
неперемещаемого, — японская система
пожизненного найма работников,
в более мягких формах широко используемая
и рядом транснациональных,
американских и западноевропейских корпораций,
например компанией
«Ай-Би-Эм». Данная система обеспечивает
максимальное наращивание и
закрепление знаний, умений и навыков
работников на определенных
предприятиях. В условиях Японии это особенно
важно, так как там
издержки на профессиональное образование,
в том числе регулярное
повышение квалификации, в среднем в 2
— 3 раза выше, чем в США. (Это
связано, прежде всего, с высокими нормами
амортизации оборудования,
его быстрой сменой, а также с частой ротацией
и переквалификацией
работников.)
Накапливание общего
и специального человеческого капитала
служит одной из важнейших предпосылок
наиболее эффективного
использования персонала. Оно обеспечивает
высокую компетентность и
неформальную вовлеченность работника в дела коллектива, позволяет
ему
максимально проявить инициативу, раскрыть
свои способности и
дарования.
В современном производстве
многие передовые фирмы сделали
наращивание человеческого капитала непрерывным
процессом. Наличие
персонала высочайшей квалификации и качества
делает их практически
недосягаемыми для менее богатых человеческим
капиталом конкурентов,
которые, даже обладая такой же передовой
техникой и технологией,
обычно не в состоянии использовать их
со столь высокой отдачей.