При формировании
философии управления персоналом отечественных
организаций необходимо учитывать
российскую специфику, которая заключается
в следующем.
1. Россиянин
привык полагаться на богатство,
неисчерпаемость (наличие неосвоенных
территорий), необъятность русской
земли. Западноевропейский человек
вынужден беречь и экономить,
поколениями концентрировать свои
силы на небольшом пространстве.
- 2. Россиянин
привык к цикличности труда, так как противостоять
неустойчивым и непредсказуемым погодным
условиям (короткое лето) он мог только
интенсивно работая, чтобы сделать работу
за короткое время, а затем отдыхать зимой.
В нем выработалась склонность к созерцательному
времяпрепровождению.
- 3. Россиянин
привык ставить общественное выше личного
и работать в коллективе. Исторически
сложилось так, что крестьяне помогали
друг другу, как правило, бесплатно для
завершения работы у отдельного хозяина.
Коллективный труд для российского работника
более эффективен, чем индивидуальный.
- 4. Россиянин
не мыслит себя вне общества, занимаясь
общественно полезным трудом, и поэтому
необходимо рассматривать труд не только
как совокупность действий, но и как проявление
духовной жизни. Поэтому в организациях
сложилась традиция проведения совместных
культурных и общественно полезных мероприятий,
которые сплачивают коллектив.
- 5. В условиях
становления рынка организациям в большей
степени нужно делать ставку на поколение
40-50-летних и более старшие возрастные
группы, так как ориентация современного
российского общества на потребление
(по примеру Запада) приводит к бездуховности
части молодежи, разрушению идеалов, норм
поведения, появлению агрессивности, эгоизма,
пренебрежению к истории и культуре России.
- 6. Характер
россиянина является загадочным и противоречивым,
трудно поддающимся анализу, имеет огромную
амплитуду колебаний между добром и злом.
Он гибок, свободен от штампов, мудр, добр,
терпим. В то же время в значительной степени
аморален, бессердечен, последователен
в своих заблуждениях, склонен к не всегда
обоснованным решительным действиям,
риску.
- 7. Следует
сохранить и закрепить в характере россиянина
положительные поведенческие черты, которые
носят альтруистский характер: ограничение
потребностей до разумной достаточности,
осуждение накопительства, стяжательства
(сначала для общества, а потом для себя).
Пытливость, общительность, умение быстро
ориентироваться и приспосабливаться
к условиям окружающей среды делает россиянина
активным в своей деятельности.
- 8. Свою свободу
(согласно российской философии) человек
ограничивает во имя Бога, России, общественных
интересов, близких, во имя своей совести,
которая не позволяет причинять зло другим
людям. Свобода всегда способствовала
дисциплине, порядку.
- 9. В настоящее
время в связи с переходом к рынку людям
старшего и среднего поколений трудно
адаптироваться к новым условиям труда
и бытия, изменить стереотипы поведения.
Произошла ломка внутрисемейных отношений,
вызванная падением авторитета старших.
Развитие общества и организации должно
идти плавно, на основе преемственности
поколений, уважения предков, признания
общечеловеческих ценностей. Переход
от общественной формы собственности
к частной, государственной и смешанной
стал шоком для россиянина. Этот процесс
идет гораздо быстрее, чем процесс осознания
его необходимости людьми и приспособления
к новым условиям. Такая поспешность привела
к искажению полученных результатов, рвачеству
и бездуховности. Укрепилась репутация
России как страны парадоксов.
- 10. Россиянин
живет в общности, характеризующейся многообразием
различных этнических групп, национальностей,
народностей. Это ставит перед ним проблему
ухода от национализма, построенного на
человеческом эгоизме, ведущего к бесчеловечности
и жестокости. В организациях необходимо
пресекать конфликты, вызванные различиями
в вере, национальности, языке и стремиться
к корпоративной культуре в духе терпимости,
равенства.
•11.
Гармоничное развитие российского общества
возможно при условии акцента на личность,
вбирающую в себя весь накопленный человечеством
опыт. Только так российская философия
сможет интегрировать весь мировой опыт,
всю российскую культуру. Преобразование
России возможно, если будет оказана действенная
культурная и духовная помощь каждому
конкретному человеку в соответствии
с его интересами и возможностями.
•12.
Российская философия основывается на
духовной общности людей, понимании ценностей
каждой человеческой личности и удовлетворении
физиологических потребностей, что обеспечивает
необходимую разумную достаточность жизни,
уравновешивающую два философских начала.
Формирование мотивацион-ных механизмов
в конкретной организации должно учитывать
это и исходить из принципа одновременного
удовлетворения высших (духовных) и низших
(физиологических) потребностей.
Список
литературы
1. Оганесян И. Управление персоналом
организации: Уч. пос.,2000.
2. Анастази А. Психологическое тестирование,2004.
3. Беклемышев Е. П. Оценка деловых качеств
руководителей и специалистов, 2000. .Бизнес
и менеджер. - М.: Азимут-Центр, 2002.
4. Бляхман Л. С., Сидоров В. А. Качество работы:
роль человеческого фактора, 2000
5. Спивак В.А. Управление персоналом: Практ.
по курсу,2000
6. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Уч.
пос., 2001.