Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 07:27, реферат
Конфликты – постоянные спутники нашей жизни. Конфликты неистребимы: они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают повсюду. Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Это константа человеческой жизни от периода становления личности до его смерти.
Введение ……………………………………………………………………3
Типы конфликтов ……………………………………………………….4
Динамика развития конфликта ………………………………..10
Критерии конфликта …………………………………………...10
Кодекс поведения в конфликте ………………………………..12
Управление конфликтными ситуациями …………………………….16
Заключение ………………………………………………………………..21
Список литературы ……………………………………………………….23
2. Управление конфликтной ситуацией
Мы
постоянно оказываемся в
Существует
два способа овладения
Чаще всего интерес к проблеме управлений конфликтом возникает применительно к трудовой сфере, к управленческой деятельности вообще. По мнению А. К. Зайцева, управленческая деятельность включает конфликт по определению, как в функциональном, так и в дисфункциональном значении этого понятия. Управленческая деятельность — это последовательное преодоление рассогласований в процессе решения производственных задач, а стиль управления — это методы и приемы, применяемые для достижения намеченных целей и задач и линий поведения в возникающих при этом конфликтных ситуациях.
Можно сказать, что руководитель постоянно конфликтует. С одной стороны, он вовлечен в дисфункциональные конфликты, в какой-то мере навязанные данной системе управления и данной администрации, т. е. привнесенные извне. С другой — он участвует в конфликтах, которые могут быть следствием допущенных в управлении ошибок: в организации фактор неопределенности. Действует гораздо в большей степени, чем в иных подсистемах общественной жизни.
По мнению А. И. Пригожина, особенности организационного конфликта определяются тремя моментами:
—
различия в объемах социальных систем.
В сравнении с обществом
Кроме
этого, в организационных конфликтах
четко проявляются две
Другой важный момент проявляется в том, что структурные" образования организации складываются не только по объективным признакам, но и в виде так называемых групп сознания, объединяющих людей по убеждениям, ценностным ориентациям, настроениям и т. д. Переплетение объективных и субъективных факторов затрудняет прогнозирование конфликтных групп, делает эти группы неопределенными, а состав их довольно разнообразным.
Сложность
управления организационным конфликтом
в том, что на том или ином этапе
развития организации важнейшей
задачей руководства может
Как правило,
каждое подразделение организации создается
с какой-то целью. Эти цели часто оказываются
противоположными, конкурирующими, возникает
объективное противостояние. Такого рода
противостояние в литературе нередко
называется позиционным конфликтом. Конфликт
позиционен, потому что он объективно
задан положением подразделений в организационной
структуре. Исследователи отмечают несомненную
пользу такого конфликта. Позиционный
конфликт дает возможность руководству
более объективно оценивать действия
подразделений, поскольку те в противостоянии
ищут более совершенные доводы своей состоятельности,
разрабатывают новые технологии. Другими
словами, позиционный конфликт создает
конструктивное напряжение, полезное
для организации. Поэтому на практике
он нередко специально предусматривается
в целевой структуре организации. Патология
позиционных конфликтов возникает тогда,
когда целевое напряжение, вызванное сугубо
позиционными причинами, насыщается эмоциями,
переходит в межличностное напряжение
и межличностный конфликт.
Заключение
Конфликты
являются нормой социальных отношений.
Конфликты в нашей жизни
Процесс управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую занимает руководитель, от его собственных интересов, а также от того, к каким средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта. В выборе этих средств руководитель не всегда достаточно свободен. В его распоряжении могут быть весьма ограниченные возможности противодействия начавшемуся конфликту. По крайней мере, два обстоятельства рекомендуется учитывать практически в любой ситуации. Во-первых, реакцию, какую могут вызвать те или иные из предпринимаемых мер со стороны как непосредственных участников конфликта, так и сил, соблюдающих временный нейтралитет. Во-вторых, нормы морали, привычки и обычаи, господствующие в конкретной организации и регулирующие поведение людей в спокойной обстановке и в моменты конфликтов. Необходимо считаться с реальными возможностями, конкретной ситуацией и общественным мнением, избегать как слишком слабых, так и слишком сильных средств воздействия.
В мировой
практике обычно проблема управления
конфликтом решается руководителем не
напрямую, а через посредников. К посредничеству
чаще всего прибегают при регулировании
конфликтов макро уровня. Роль третьей
стороны в конфликте могут выполнять не
только правительственные, но и любые
другие учреждения, организации или отдельные
лица. Опыт показывает, что удачно подобранный
посредник может быстро урегулировать
конфликт там, где без его усилий согласие
между сторонами было бы невозможно. Очень
часто роль третейского судьи в сложных
социальных конфликтах на Западе с успехом
выполняют лауреаты Нобелевской премии.
Эта практика наглядно демонстрирует
те высокие требования, которые предъявляются
к личности посредника. В идеале он должен
обладать международным авторитетом,
безупречной нравственностью, быть политически
нейтральным и профессионально компетентным,
обладать высоким интеллектом.
Список
литературы:
6. Китов А. И. «Экономическая психология » М., 1987 г.
7. Самыгин С. И. «Психология управления: Учебное издание.» Ростов на
Дону: Изд. «Феникс» 1997 г.
8. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов /
Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и
доп. – М.: Просвещение, 2001
Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2003. – 527 с.
10. «Социологический словарь.» Минск, 1991