Управление и менеджмент, их сходства и различия, сущность данных понятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:18, доклад

Краткое описание

В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Это наглядно показывает пример с лодкой. Предположим на лодке плывёт группа матросов, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с манёврами парусов, чтобы судно держалось курса,- группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберётся до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут её ветер и течение (то есть внешняя среда).

Файлы: 1 файл

Управление и менеджмент.docx

— 36.04 Кб (Скачать)

     Основной  целью управления является обеспечение  слаженной работы звеньев системы  управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном использовании всех видов ресурсов.

     Взаимосвязь менеджмента и  управления. 

     Английское  слово «management» стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. Как мы уже говорили, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент, по-русски “управление” – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.

     Процесс управления является общей суммой всех функций. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже  тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область  знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила  заговорить о “революции менеджеров”, когда казалось, что существуют корпорации гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим  потенциалом, сопоставимым по мощи с  целыми государствами.

     Возникает вопрос – можно ли считать, что  английское понятие “менеджмент” и русское “управление” и, соответственно, “менеджер” и “руководитель” - это  одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам.

     Управление  — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформулировать и  достичь целей организации. Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством  планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

     В нашем определении заключены  две важные идеи:

     1) основные функции управления, а  именно планирование, организация,  лидерство и контроль,

     2) эффективное и производительное  достижение целей организации.

     Выполнение  основных функций управления предполагает использование менеджерами различных  навыков и умений.

     Менеджмент  — и искусство, и наука. Искусство, потому что многим из необходимых  менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая пусть самые умные книги. Менеджмент, как и игра в бильярд или теннис, требует практики. Но это и наука. Нам приходится иметь дело с огромной и постоянно пополняющейся базой знаний и данных о процессе управления и методах повышения эффективности работы организации, которые можно усвоить с помощью учебников. Таким образом, менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, уметь сочетать науку и искусство.

     Цели  и функции менеджмента в условиях происходящих реформ требуют от каждой организации ответа на следующие  вопросы: в чем миссия и цель каждой организации. Под миссией понимается удовлетворение определенной потребности  общества. Так, Форд определял миссию автомобилестроительной компании как "предоставление дешевого транспорта людям". Если в качестве миссии организации  задана прибыль, то это ведет к  ее неэффективной работе. Цели организации  определяются по подсистемам: производство, маркетинг, научно-технические разработки, финансы, персонал и менеджмент.

     Примером  могут быть следующие ключевые цели организации, представленные в таблице 1:

     Таблица 1.Ключевые цели организации 

Функциональная  подсистема Ключевая  цель
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции на рынке
Производство Достичь определенной производительности труда
Научно-технические  разработки (инновация) Завоевать лидерские  позиции по производству новых видов  продукции, используя на НИР 7 процентов  от реализации
Финансы Сохранять и  поддерживать на определенном уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал Развить творческий потенциал, удовлетворенность и  заинтересованность в работе
Менеджмент Определить  критические области управляющего воздействия, приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов

 
 
 
 
 

     Функции управленческого процесса имеют  прямое отношение к ситуационным переменным. Через процесс управления руководители создают и реализуют  набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются  факторы внешнего окружения, и оценивается  успех организации.

     Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для  достижения этих целей, основываясь  на оценке потребностей и сдерживающих факторов внешней среды. Важным элементом  этой функции являются прогнозы возможных  направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов  она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также  состояние внешней среды (экономические  условия в данной стране, правительственные  акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий). Планирование определяет «место», в котором компания хотела бы оказаться в будущем, и ведущий  туда маршрут. Планирование — это  определение целей и показателей  деятельности организации в будущем, а также постановка задач и  оценка необходимых для их решения  ресурсов. Недостаточное распространение планирования, а также его недостаточно высокий уровень чреваты низкой эффективностью деятельности организации

       Организация. Вслед за планированием наступает черед организации, т. е. принятия решения о методах и инструментах выполнения плана. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей компании. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения, исходя из размера организации, ее целей, технологии и персонала, являющегося также одним из переменных. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.  

     Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту  функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные  условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При  хорошей мотивации персонал организации  выполняет свои обязанности в  соответствии с целями этой организации  и ее планами. Процесс мотивации  предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более  эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих  работников.

     Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов  работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая  корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых  результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

     Контроль  позволяет руководству увидеть, насколько успешна его работа по выполнению намеченных планов, а  также насколько успешно были удовлетворены потребности внешнего мира. Контроль означает наблюдение за действиями работников, точным следованием  организации по выбранному курсу  и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых  коррективов. Новые тенденции наделения  властью и повышения степени  самостоятельности работников привели  к тому, что на смену традиционным формам контроля сверху приходит самомониторинг работников за выполнением рабочих заданий и исправление ими допущенных ошибок, не дожидаясь указаний менеджеров более высокого уровня.

     Перечисленные выше функции управления являются основными  функциями, как управления, так и  менеджмента, поэтому можно сказать, что менеджмент и управление два  понятия тесно связанные друг с другом и неотделимые друг от друга.

     Процесс менеджмента включает четыре этапа:

     1.разработку  целей менеджмента в рамках  установленных обязанностей;

     2.определение  круга полномочии и обязанностей всех руководителей предприятия;

     3.составление  реальных планов достижения поставленных  целей; 

     4.контроль, измерение и оценка работы  каждого руководителя.

     Также используется менеджмент-аудит, позволяющий  установить новые цели организации.

     Нельзя  не сказать о лидерстве.

       Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями "управление", "руководство", лидер характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Тип лидерства всегда связан с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы.

     Значение  лидерства как одной из функций  менеджмента постоянно возрастает. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Но в случае, когда эффективный менеджер высшего звена, также является эффективным лидером, организация получает огромное преимущество. Под лидерством понимается использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации. Эффективное руководство предполагает, что все сотрудники организации разделяют ее цели, ценности и культуру, стремятся к достижению высоких результатов совместной деятельности. Подразумевается, что мотивироваться к решению поставленных задач могут как непосредственно подчиненные менеджеру сотрудники, так и целые отделы и подразделения. В наш век неопределенности, «упрощения» компаний, международной конкуренции и увеличивающейся степени многообразия рабочей силы способность менеджмента сформировать корпоративную культуру, донести до работников цели организации и создать стимулы для достижения этих целей — критически важный фактор успеха бизнеса.

     В заключении отметим, что большинство управленческих решений, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Хорошее управление — это сложный акт балансирования, предполагающего намеренные жертвы, когда это необходимо для общего блага.


Информация о работе Управление и менеджмент, их сходства и различия, сущность данных понятий