Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:18, доклад
В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Это наглядно показывает пример с лодкой. Предположим на лодке плывёт группа матросов, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с манёврами парусов, чтобы судно держалось курса,- группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберётся до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут её ветер и течение (то есть внешняя среда).
Основной целью управления является обеспечение слаженной работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном использовании всех видов ресурсов.
Взаимосвязь
менеджмента и
управления.
Английское слово «management» стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. Как мы уже говорили, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент, по-русски “управление” – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.
Процесс
управления является общей суммой всех
функций. Значимость менеджмента была
особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже
тогда стало очевидным, что деятельность
эта превратилась в профессию, область
знаний – в самостоятельную
Возникает вопрос – можно ли считать, что английское понятие “менеджмент” и русское “управление” и, соответственно, “менеджер” и “руководитель” - это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам.
Управление
— это процесс планирования, организации,
мотивации и контроля, необходимый
для того, чтобы сформулировать и
достичь целей организации. Менеджмент
— это эффективное и
В нашем определении заключены две важные идеи:
1) основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль,
2)
эффективное и
Выполнение
основных функций управления предполагает
использование менеджерами
Менеджмент — и искусство, и наука. Искусство, потому что многим из необходимых менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая пусть самые умные книги. Менеджмент, как и игра в бильярд или теннис, требует практики. Но это и наука. Нам приходится иметь дело с огромной и постоянно пополняющейся базой знаний и данных о процессе управления и методах повышения эффективности работы организации, которые можно усвоить с помощью учебников. Таким образом, менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, уметь сочетать науку и искусство.
Цели
и функции менеджмента в
Примером могут быть следующие ключевые цели организации, представленные в таблице 1:
Таблица
1.Ключевые цели организации
Функциональная подсистема | Ключевая цель |
Маркетинг | Выйти на первое место по продаже продукции на рынке |
Производство | Достичь определенной производительности труда |
Научно-технические разработки (инновация) | Завоевать лидерские позиции по производству новых видов продукции, используя на НИР 7 процентов от реализации |
Финансы | Сохранять и поддерживать на определенном уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал | Развить творческий потенциал, удовлетворенность и заинтересованность в работе |
Менеджмент | Определить
критические области |
Функции управленческого процесса имеют прямое отношение к ситуационным переменным. Через процесс управления руководители создают и реализуют набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения, и оценивается успех организации.
Планирование.
С помощью этой функции определяются
цели деятельности организации, средства
и наиболее эффективные методы для
достижения этих целей, основываясь
на оценке потребностей и сдерживающих
факторов внешней среды. Важным элементом
этой функции являются прогнозы возможных
направлений развития и стратегические
планы. На этом этапе фирма должна
определить, каких реальных результатов
она может добиться, оценить свои
сильные и слабые стороны, а также
состояние внешней среды (экономические
условия в данной стране, правительственные
акты, позиции профсоюзов, действия
конкурирующих организаций, предпочтения
потребителей, общественные взгляды, развитие
технологий). Планирование определяет
«место», в котором компания хотела
бы оказаться в будущем, и ведущий
туда маршрут. Планирование — это
определение целей и
Организация. Вслед за
Мотивация
- это процесс побуждения других
людей к деятельности для достижения
целей организации. Выполняя эту
функцию, руководитель осуществляет материальное
и моральное стимулирование работников,
и создает наиболее благоприятные
условия для проявления их способностей
и профессионального "роста". При
хорошей мотивации персонал организации
выполняет свои обязанности в
соответствии с целями этой организации
и ее планами. Процесс мотивации
предполагает создание для работников
возможности удовлетворения их потребностей,
при условии надлежащего
Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
Контроль
позволяет руководству увидеть,
насколько успешна его работа
по выполнению намеченных планов, а
также насколько успешно были
удовлетворены потребности
Перечисленные выше функции управления являются основными функциями, как управления, так и менеджмента, поэтому можно сказать, что менеджмент и управление два понятия тесно связанные друг с другом и неотделимые друг от друга.
Процесс менеджмента включает четыре этапа:
1.разработку целей менеджмента в рамках установленных обязанностей;
2.определение круга полномочии и обязанностей всех руководителей предприятия;
3.составление
реальных планов достижения
4.контроль, измерение и оценка работы каждого руководителя.
Также используется менеджмент-аудит, позволяющий установить новые цели организации.
Нельзя не сказать о лидерстве.
Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями "управление", "руководство", лидер характеризует вместе с тем и специфическую форму отношений в группе или организации. Тип лидерства всегда связан с социальной природой общества и специфическим характером и структурой группы.
Значение
лидерства как одной из функций
менеджмента постоянно
В заключении отметим, что большинство управленческих решений, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Хорошее управление — это сложный акт балансирования, предполагающего намеренные жертвы, когда это необходимо для общего блага.
Информация о работе Управление и менеджмент, их сходства и различия, сущность данных понятий