Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:43, контрольная работа
Хозяйственные риски сопряжены с менед¬жментом и всеми его фун¬кциями: планированием, организацией, оперативным управлением, использованием персонала, контролем.
В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода в неопределенной хозяйственной ситуации. Риск-менеджмент включает стратегию и тактику управления.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский
государственный
технический университет»
Кафедра
мировой экономики,
маркетинга и инвестиций
Контрольная работа по дисциплине
«Управление
хозяйственными рисками»
Выполнила
студентка V курса
группы 429
Рогалевич Т.А.
Шифр
742919
Брест 2011
Управление рисками. Риск-менеджмент
Хозяйственные риски сопряжены с менеджментом и всеми его функциями: планированием, организацией, оперативным управлением, использованием персонала, контролем.
В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода в неопределенной хозяйственной ситуации. Риск-менеджмент включает стратегию и тактику управления.
Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой (объекта управления) и управляющей системы (субъект управления). Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. Субъект управления в риск-менеджменте - это специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.
Риск-менеджмент выполняет определенные функции:
1. Функции объекта управления:
- организация разрешение риска;
- организация рисковых вложений капитала;
- организация работы по снижению величины риска;
- организация процесса страхования рисков;
- организация экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.
2. Функции субъекта управления:
- прогнозирование - разработка на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей;
- организация - объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур. К этим правилам и процедурам относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.;
— координация - согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов;
— стимулирование - побуждение финансовых менеджеров, других специалистов к заинтересованности в результате своего труда;
— контроль — проверку организации работы по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск-менеджмента. Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по снижению степени риска.
Риск-менеджмент можно выделить в самостоятельную форму предпринимательства. Как форма предпринимательской деятельности, риск-менеджмент означает, что управление риском представляет собой творческую деятельность, осуществляемую финансовым менеджером. Следовательно, риск-менеджмент может выступать в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности. Этот вид деятельности выполняют профессиональные институты, страховые компании, а также финансовые менеджеры, менеджеры по риску, специалисты по страхованию.
Риск-менеджмент по экономическому содержанию представляет собой систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Как система управления, риск-менеджмент включает:
1. Процесс выработки цели риска и рисковых вложений капитала. Цель риска - это результат, который необходимо получить. Цель рисковых капитальных вложений - получение максимальной прибыли.
2. Анализ окружающей обстановки. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость.
3. Определение вероятности наступления события.
4. Выявление степени и величины риска. Для предпринимателя важно знать действительную стоимость риска, которому подвергается его деятельность. Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки (потери) предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий.
5. Разработка и анализ вариантов сопоставления прибыли и риска по вложениям капитала. На основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и приводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.
6. Выбор стратегии управления риском. На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам.
7. Выбор необходим для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения.
8. Осуществление целенаправленного воздействия на риск. Указанные процессы в совокупности составляют этапы организации риск-менеджмента.
Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.
Ключевым моментом организации управления хозяйственным риском является оценка его уровня, определение его допустимого предела для фирмы. Целесообразно проводить качественно-количественную, т.е. комбинированную оценку хозяйственного риска.
Обычно количественную оценку риска производят на основе методов математической статистики. Их использование зависит от сферы, отрасли, вида предпринимательства. Преимущество этих методов заключается в том, что они относительно просты. Один из их недостатков - требуется большой объем информации, которую крайне сложно получить, учитывая относительную краткость времени, прошедшего с момента возрождения предпринимательской деятельности в Украине.
Кроме статистического метода оценки рисков могут быть использованы: анализ целесообразности затрат; метод экспертных оценок; аналитический; метод аналогов. Комплексная оценка рисков может быть дана с помощью матрицы, где все их факторы располагаются по степени воздействия на результат, причем каждому присваивается соответствующий вес. Для любого фактора риска определяется вероятность его проявления, характер влияния на результаты предпринимательской деятельности (ущерб, выигрыш). На основе такой матричной таблицы можно оценить степень рискованности предпринимательского проекта в целом.
В целом же есть различные способы оценки риска с учетом его специфики и в зависимости от конкретной ситуации.
После определения вероятности риска выбирается его приемлемый уровень. При этом учитывается не только расчетная, но и личная вероятность риска. При оценке личной вероятности рекомендуется придерживаться определенных правил: быть предельно объективным; не принимать желаемое за возможное и (тем более) действительное: учитывать весь комплекс предвидимых событий от низшей до высшей вероятности; распределение ее степеней основывать на уровне неопределенности) при ее высоком уровне распределение высокое и равномерное); быть постоянно готовым к корректировке расчетов при получении новых данных, поиск которых должен осуществляться непрерывно; не рисковать многим ради получения малого выигрыша.
Отношение предпринимателя к хозяйственному риску формируется под влиянием: целей (стремления к увеличению предпринимательского дохода и обеспечению устойчивой конкурентоспособности), финансового положения (чем выше платежеспособность фирмы, тем большее ее способность к риску), уровня потенциальных доходов фирмы (прямая зависимость), накопленного опыта.
При принятии большинства управленческих решений рекомендуется придерживаться "среднего" уровня риска, при котором возможные потери планируемой прибыли не превышают 50%. После определения допустимого уровня риска разрабатывается собственно система управления им, включающая подсистему адаптации к рисковым ситуациям, т.е. комплекс мер по: устранению неблагоприятного с точки зрения своего воздействия на результаты предпринимательского риска; предотвращению возможных потерь от него; ликвидации ущерба от воздействия форс-мажорных рисков; реализации возможности и шансов увеличения размера дохода от рисковой деятельности. Это целостная совокупность мер, органически вписывающаяся во все элементы хозяйственного механизма; планирование и прогнозирование, организацию и управление, стимулирование, правовое обеспечение, страхование, финансирование и кредитование, инвестирование и инновационное обеспечение предпринимательства.
Таким образом, на основном этапе организации управления риском реализуется адаптивный к нему предпринимательский режим. Ключевые его элементы имеет смысл применять практически во всех сферах предпринимательской деятельности, т.к. они являются наиболее рискованными.
Организация риск-менеджмента предполагает также определение органа управления риском на данном хозяйственном субъекте. Органом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала и т.д. Эти секторы или отделы явпяются структурными подразделениями финансовой службы хозяйствующего субъекта.
Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функции:
— проводить венчурные и портфельные инвестиции, т.е. рисковые вложения капиталов в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;
— разрабатывать программу рисковой инвестиционной деятельности;
— собирать, обрабатывать, анализировать и хранить информацию об окружающей обстановке;
— определять степень и стой мость рисков, стратегию и приемы управления риском;
— разрабатывать программу рисковых решений и организовать ее выполнение, включая контроль и анализ результатов;
— осуществлять страховую деятельность" заключать договоры страхования и перестрахования, проводить страховые и перестраховые операции, расчеты по страхованию;
— разрабатывать условия страхования и перестрахования, устанавливать размеры тарифных ставок по страховым операциям.
В стратегии риск-менеджмента применяются следующие правила:
1. Максимум выигрыша. Сущность правила заключается в том, что из возможных вариантов рисковых вложений капитала выбирается вариант, дающий наибольшую эффективность результата при минимальном или приемлемом для инвестора риске.
2. Оптимальная вероятность результата. Сущность правила заключается в том, что из возможных решений выбирается то, при котором вероятность результата является приемлемой для инвестора, т.е. удовлетворяет финансового менеджера.
3. Оптимальная колеблемость результата. Колеблемость показателей выражается их дисперсией, средним квадратическим отклонением и коэффициентом вариации. Сущность правила заключается в том, что из возможных решений выбирается то, при котором вероятности выигрыша и проигрыша для одного и того же рискового вложения капитала имеют небольшой разрыв, т.е. наименьшую величину дисперсии, среднего квадратического отклонения, вариации.
4. Оптимальное сочетание выигрыша и величины риска. Сущность правила заключается в том, что менеджер оценивает ожидаемые величины выигрыша и риска и принимает решение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и одновременно избежать большого риска.