Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:53, контрольная работа
1. Группы и их значимость в организации, виды и характеристики групп. Формальные и неформальные группы. Причины появления неформальных групп в организации.
2. Способы управления формальными и неформальными группами в организации. Факторы, влияющие на эффективность формальных групп.
1. Характеристика организации, в которой Вы работаете. Исследования групповой динамики в Вашей организации.
2. Рекомендации по повышению эффективности работы групп.
Чувствует уверенность в ситуациях, требующих ломки устоявшихся взглядов без ясных перспектив, недоверчивость к неожиданным идеям и предложениям, требующим отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного воздействия к людям, не выполняющим свои обязанности.
В случае возникновения конфликтных ситуаций в данном коллективе для преодоления разногласий стремится искать компромиссное решение.
Описание группы |
Причины появления группы |
Неформальный лидер, его характеристика, тип и основа лидерства (не надо фамилии) |
Влияние группы на деятельность организации (позитивное, негативное) |
Неформальная группа руководящих работников |
В большинстве случаев не согласны с мнением директора; Общая цель – эффективная работа; Родственные отношения; Работа в одном офисе |
Неформальным лидером указанной группы является Главный инженер, он старше главного механика на 10 лет, настойчивый, целеустремленный, дисциплинирован, исполнителен и собран, обладает авторитетным мнением в коллективе |
К позитивным моментам влияния указанной группы на деятельность организации – сплоченность и выработка единого четкого решения вопросов, входящих в их компетенцию, Отрицательный момент – конфликты между руководителем и подчиненными. |
По нашему мнению директору не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из–за чего деятельность компании пойдет на спад.
Предложим другие способы борьбы с неформальными группами в ООО «Грация»:
Нам кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые способы, предложенные нами, то проблема организации может быть решена.
Анализ формальной группы в ООО «Грация»
Ярким примером формальной группы в ООО «Грация» является отдел бухгалтерии. Данная группа была образована руководителем с целью грамотной и организованной постановки и ведению бухгалтерского учета в организации Группа состоит из трех женщин: главный бухгалтер и два бухгалтера. Формальным лидером в этой группе является главный бухгалтер, которая была назначена на должность непосредственно с появлением организации – в 2005 году.
Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства.
Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.
В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей работы. Главное для него – чистота, порядок, функциональность. Склонна считать, что большинство важных событий в её жизни являются результатом собственных действий, что он может ими управлять. Чувствует свою собственную ответственность за свои действия и жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей. За счет своих личностных лидерских качеств, большого практического опыта ей удалось отлично наладить работу бухгалтерии. Работа в отделе четко разделена на сферы деятельности между главным бухгалтером и бухгалтерами, каждый знает чем и когда необходимо заниматься, профессиональные вопросы, возникающие в процессе деятельности отдела разрешаются оперативно, в основном за счет опыта и квалификации руководителя отдела. Два других бухгалтера – еще молодые и энергичные девушки, вполне состоявшиеся бухгалтера, однако на их деятельности сказывается отсутствие солидного опыта работы. Вместе с тем, каждая из них четко знает участок своей работы, которая им нравится, сознают необходимость своей работы, с целью взаимозаменяемости и повышения профессионального уровня изучают сферы деятельности друг друга.
Однако наряду с очевидными достоинствами данной формальной группы имеет место и один существенный недостаток – вся сила изучаемой формальной группы в основном держится на руководителе группы. Указанный фактор имеет негативное значение в том плане, что в случае отсутствия руководителя (отпуск, больничный) никто из бухгалтеров не может по своим профессиональным качествам заменить руководителя и работа отдела практически оказывается нарушенной.
Наименование группы |
Цели деятельности |
Состав (численность, возраст и квалификация) |
Оценка сплоченности (в баллах) от 0 до 5 |
Описание доминирующих групповых норм |
Отдел бухгалтерии |
Постановка четкой системы бухгалтерского учета |
3 человека: Главный бухгалтер – 54 года, образование высшее, бухгалтер-экономст; Бухгалтер – 26 лет, образование высшее, экономист; Бухгалтер – 27 лет, образование высшее, бухгалтер-экономист. |
5 |
Основной доминирующей групповой нормой является неприкасаемый профессиональный авторитет главного бухгалтера; Должностное положение работников отдела; Размер заработной платы Единство цели |
4. Рекомендации
по повышению эффективности
На эффективность работы группы в организации зависит от влияния многих факторов, поэтому для ее повышения необходимо учитывать следующее:
1. Размер группы. Численность неформальной группы - один из важных факторов эффективности. Многочисленные исследования показали, что оптимальная численность группы находится в диапазоне от 3 до 12 чел. При численности членов от 3 до 5 человек наиболее просто организовать коммуникации и общение внутри группы, однако персональная ответственность за принятие решений возрастает и члены группы выполняют, как правило, несколько ролей.
Часть зарубежных исследователей считает, что оптимальная численность группы - от 5 до 8 чел. В группах, имеющих от 8 до 12 человек, больше высказывается точек зрения и возможных альтернатив принятия решений. Однако сроки выработки решения увеличиваются и снижается возможность коммуникаций членов между собой за счет увеличения числа связей.
2. Состав членов. Состав членов имеет немаловажное значение для эффективности работы группы и может быть рассмотрен с точки зрения пола, возраста, профессии, личностных качеств и интеллектуального уровня членов группы.
Под составом группы понимают
степень сходства личностей и
точек зрения, подходов при решении
проблем. Группы, состоящие из непохожих
людей с разными точками
Для решения многих социальных и производственных проблем предпочтительнее смешанные группы по полу, возрасту, профессии, т.к. они позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения, проанализировать больше альтернатив ее решения и выработать более качественные решения. Близость личностных качеств членов группы также нельзя считать фактором эффективности, т.к. включение в группу непохожих личностей часто сулит большую результативность. Также следует признать, что интеллектуальный уровень группы должен быть различным для выполнения операций с преимущественно физическим или умственным трудом.
3. Групповые нормы. "Нормы - это неписаные правила поведения, регламентирующие, что должен и чего не должен делать член группы. Они различаются по предмету деятельности и по субъектам, которые эти нормы соблюдают. По предмету деятельности нормы разделяются на нормы распределения ресурсов и благ; нормы, охватывающие различные аспекты процесса работы; нормы межличностных взаимоотношений; нормы лояльности к организации; нормы взаимоотношений с внешними субъектами; нормы внешнего облика работников и др.
Было выявлено, что производительность труда зависит, прежде всего, от тех групповых норм, которые определяют межличностный статус каждого работника. Обнаружилось, что норма выработки может повышаться или понижаться не только в зависимости от хорошей или плохой работы, а прежде всего потому, что таково групповое мнение, выразителем которого в группе является лидер.
Это означало, что в профессиональной группе складывается своя неформальная структура межличностных отношений, которая и определяет поведение каждого, кто считает эту группу "своей".
Многочисленные последующие исследования, прежде всего отечественные, помогли выявить очень важную социально-психологическую закономерность: групповая норма производительности может возрастать в несколько раз, если результаты работы каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.
4. Статус членов группы определяется рядом факторов, среди которых старшинство в должностной иерархии, название должности, распоряжения кабинета, образование, информированность, накопленный опыт.
Члены группы с высоким статусом способны оказывать больше влияния на решения группы, чем члены с низким статусом. Но это не всегда ведёт к повышению эффективности. Человек с невысоким статусом может предложить очень ценные идеи. Группа должна стремиться к тому, чтобы в ней не доминировали идеи членов, имеющих высокий статус.
5. Распределение ролей. Важным моментом в работе неформальной группы выступает рациональное распределение ролей между её членами. Опыт проведения деловых игр в группах, показывают целесообразность распределения ролей и выявления лидера, принимающего на себя роль организатора группы.
Роль - это способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией и представлениями о должном. Роль, которую исполняет индивид, не всегда может совпадать с ожиданиями других участников группы, а конфронтация ролей и ожиданий приводит к спорам, конфликтам и ссорам.
Данная стадия наполнена спорами, межличностными конфликтами и ссорами. Индивиды, претендующие на лидерство, борются за приобретение авторитета. Межличностные связи подвергаются деформации и корректируются под давлением рабочих норм, изменяя баланс трех типов отношений на динамическое равновесие шести типов отношений.
На завершающем этапе стадии пробы сил устанавливается сравнительно устойчивое соотношение ролей и ожиданий участников группы. Наиболее часто исполняемые роли или связанные совокупности отдельных ролей превращаются в шаблоны поведения.
"Функциональные роли членов группы подразделяются на два основных вида - целевые и поддерживающие. Целевые роли позволяют отбирать групповые задачи и выполнять их, а поддерживающие - способствуют поддержанию и активизации жизни и деятельности фирмы.
6.Психологический климат. Он в значительной степени определяется личностью лидера, нормами поведения в группе и социальным контролем. Не вдаваясь в анализ множества разновидностей климата, рассмотрим два наиболее важных состояния климата в группе: нормальный и конфликтный.
Нормальный климат соответствует диалектическому единству перечисленных выше факторов и во многом определяется личностью лидера, его способностью создавать и поддерживать нормы поведения в группе. Он свойствен группам с открытым обменом мнениями, свободой дискуссии и доброжелательной обстановкой доверия в группе. Результативность таких групп максимальная, а мелкие конфликты легко гасятся.
Конфликтный климат наиболее часто появляется в группе с двумя и более лидерами или слабым либеральным лидером, размытыми нормами поведения в группе и слабым социальным контролем. В этой среде зреют конфликты между членами группы, важное значение придается слухам и наговорам, в которые оказывается активно включен и лидер группы. Конфликтные группы малорезультативны и часто подвержены самораспаду.
7. Сплоченность. Сплочённость - это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. У сплоченных групп обычно бывает меньше проблем в общении, меньше недопонимания, выражено доброжелательное отношение друг к другу, жизненные цели и потребности согласованы друг с другом.
Лидер группы повышает сплоченность путем совместных мероприятий, встреч, собраний, отдыха и неформального общения. В несплоченной группе больше враждебности, недоверия, непонимания друг друга, зависти и сомнения в честности ее членов, а в результате значительно ниже эффективность. Иногда это следствие низкой квалификации или молодости лидера, которое может быть устранено путем обучения по программе делового общения.
Морально-психологическая сплоченность группы, т.е. такое, её интегральное качество, которое проявляется в единстве ценностных ориентации всех работников, интересы которых оказываются общими. Это качество формируется на основе общности представлений о самих себе как группе, которая может выполнять сверхзадачи. На этой социально-ценностной основе формируются такие нормы поведения, как взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимовыручка.