Управление финансовыми ресурсами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть проблему эффективности использования ресурсов на предприятии, выделить различные аспекты данной проблемы и привести существующие методы её решения.
Объект исследования – эффективность управление финансовыми ресурсами предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……...3
1 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА ……………………….…..4
1.1 Сущность управления финансовыми ресурсами………………..…….….…4
1.2 Состав и структура финансовых ресурсов.…………………...….……...…..5
2 ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ………………………………………………..…………..….….17
2.1 Проблема организации процесса финансового управления на предприятии …………………...………………..…………………….…….….17
2.2. Проблема повышения эффективности использования финансовых ресурсов ……………………………………..……………………….……...…..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….....31

Файлы: 1 файл

менеджмент_Журавлев гр 321.docx

— 100.99 Кб (Скачать)

Деловая стратегия  есть обобщенный план управления, ориентированный  на достижение основополагающих целей  компании путем выявления и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ  на данном рынке. Количество и формулировка стратегических целей зависят от специфики деятельности конкретной компании. Тем не менее, стратегические цели управления финансами можно  ранжировать следующим образом:

• улучшение  финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач;

• рост объемов  производства и реализации;

• лидерство  в борьбе с конкурентами (с точки  зрения финансиста, конкурентоспособность  выражается показателем рентабельности капитала, т. е. прибыли на единицу  капитала);

• максимизация цены компании.(слайд 5)

Все эти цели связаны между собой, дополняют  друг друга, но предприятие всегда должно контролировать весь их комплекс.

Однако следует  иметь в виду, что цель финансового  менеджмента -максимизация цены компании как наиболее обоснованный критерий управления финансами - применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.

Тактическими  целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

• сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;

• достаточность  объемов денежных поступлений;

• рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном  уровне).(слайд 6)

Стало быть, первоочередной задачей оперативного управления финансами предприятия  выступает обеспечение его ликвидности. Серьезным основанием для поддержания  ликвидности служат такие опасные  последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве  и прекращение существования  предприятия. Все стратегические и  оперативные решения нужно проверять  на предмет того, способствуют ли они  сохранению равновесия или нарушают его.

Для поддержания  платежеспособности предприятия необходимо эффективно управлять его денежными  потоками. Денежные средства - наиболее ограниченный ресурс в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования. Поэтому задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств предприятия приобретают исключительное значение.

Целью формирования тактики является определение сумм инвестиций в оборотные активы и  источников их финансирования. Размер оборотных активов зависит от масштабов текущей деятельности - от объема производства и/или продажи, и тактики управления предприятием.(слайд 7) Поскольку текущие инвестиции требуют соответствующего источника, то финансовый менеджер определяет их структуру с позиций выбранной им тактики управления предприятием. Краткосрочное финансирование обеспечивается за счет краткосрочных займов и кредитов банков, а также всех видов кредиторской задолженности. За счет этих источников финансируется текущая деятельность.

Таким образом, управление финансами предприятия  предполагает контроль основных характеристик  баланса: долгосрочных и краткосрочных  инвестиций, долгосрочных и краткосрочных  источников финансирования и увязка их с текущей деятельностью и  перспективами развития предприятия.(слайд 8)

Конкретные  формы и методы реализации организации  управления финансами определяются финансовой политикой субъектов  хозяйствования.

Таким образом, в качестве организационных проблем  управления финансами фирмы можно  назвать:

    • Проблема максимизации стоимости предприятия
    • Проблема обеспечения сбалансированности сумм и сроков поступления и расходования денежных средств
    • Проблема создания соответствующей финансовой базы для обеспечения роста объемов производства и реализации (слайд 9)

 

 

1.2 Проблема повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

 

Эффективность использования финансовых ресурсов характеризуется оборачиваемостью активов и показателями рентабельности. Следовательно, эффективность управления можно повышать уменьшая срок оборачиваемости  и повышая рентабельность за счет снижения издержек и увеличения выручки. (слайд 11)

Ускорение оборачиваемости  оборотных средств не требует  капитальных затрат и ведет к  росту объемов производства и  реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные  средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая  их часть, неплатежи покупателей  отвлекают значительную часть средств из оборота.

В качестве оборотного капитала на предприятии  используются текущие активы. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для  покупки исходных материалов, которые  превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета  дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы.

Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они  могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены  в виде доходов владельцам.

Один из способов экономии оборотного капитала, а следовательно - повышения его оборачиваемости заключается в совершенствовании управления запасами. Поскольку предприятие вкладывает средства в образование запасов, то издержки хранения связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с временной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного  вида текущих активов в том  или ином объеме носят специфический  для данного вида активов характер. Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом  продаж) сокращает возможность образования  дефицита продукции при неожиданно высоком спросе.

Подобным  образом достаточно большой запас  сырья и материалов спасает предприятие  в случае неожиданной нехватки соответствующих  запасов от прекращения процесса производства или покупки более  дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретения сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен. По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам.

Повышение оборачиваемости  оборотных средств сводится к выявлению результатов и затрат, связанных с хранением запасов, и подведению разумного баланса запасов и затрат. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств на предприятии целесообразно:

  • планирование закупок необходимых материалов;
  • введение жестких производственных систем;
  • использование современных складов;
  • совершенствование прогнозирования спроса;
  • быстрая доставка сырья и материалов.(слайд 12)

 Второй  путь ускорения оборачиваемости  оборотного капитала состоит  в уменьшении счетов дебиторов. (слайд 13)

Уровень дебиторской  задолженности определяется многими  факторами: вид продукции, емкость  рынка, степень насыщенности рынка  данной продукцией, принятая на предприятии  система расчетов и др. Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью формальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в  прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).

Оплата товаров  постоянным клиентам обычно производится в кредит, причем условия кредита  зависят от множества факторов. В  экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 полная 30", означающая, что:

  • покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования;
  • покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с 11 по 30 день кредитного периода;
  • в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

Наиболее  употребительными способами воздействия  на дебиторов с целью погашения  задолженности являются направление  писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным  организациям (факторинг).

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании  наличных денег. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев  инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы  общие требования. Во-первых, необходим  базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.

Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные  в теории управления запасами и позволяющие  оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

  • общий объем денежных средств и их эквивалентов;
  • какую долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;
  • когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.

По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные  активы (краткосрочные государственные  ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного  займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

В западной практике наибольшее распространение  получили модель Баумола и модель Миллера-Ора. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п., поэтому ниже приведено лишь краткое теоретическое описание данных моделей.

Время


Остаток средств 
на расчетном счете

Q

Q/2

Модель  Баумола. (слайды 15,16,17) Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счете представляет собой "пилообразный" график (рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок Ошибка! Текст указанного стиля в документе отсутствует.. - График изменения остатка средств на расчетном счете (модель Баумола)



 

 

Модель Баумола проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания.

Модель, разработанная  Миллером и Орром (слайды 18, 19), представляет собой компромисс между простотой и реальностью. Она помогает ответить на вопрос: как предприятию следует управлять своим денежным запасом, если невозможно предсказать каждодневный отток и приток денежных средств?

Логика действий по управлению остатком средств на расчетном счете представлена на рисунке 2.

Вложение  избытка денежных средств


Восстановление денежного запаса

Запас 
денежных 
средств

Время

Верхний предел

Точка возврата

Нижний 
предел

Рисунок 2 - Модель Миллера - Орра



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Остаток средств  на расчетном счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточное  количество ценных бумаг с целью  вернуть запас денежных средств  к некоторому нормальному уровню (точка возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает  свои ценные бумаги и таким образом  пополняет запас денежных средств  до нормального предела.

При решении  вопроса о размахе вакцинации (разность между верхним и нижним пределами) рекомендуется придерживаться следующей политики: если ежедневная изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные  с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить  размах вариации и наоборот. Так  же рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения  дохода благодаря высокой процентной ставки по ценным бумагам.

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами