Управленческое решение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 13:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение эффективности управленческих решений.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы управленческих решений;
2. сформировать представление о роли, значении и классификации управленческих решений;
3. рассмотреть требования к обеспечению качества и эффективности управленческих решений, а также алгоритм принятия решений

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……….5
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………..10
3. АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ……..18
4. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………...…..26
5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

КУРСОВ~2.DOC

— 292.50 Кб (Скачать)

3. Если установлено, что по сумме  контролируемых параметров отклонений нет, то при их отсутствии и по другим параметрам процесс заканчивается. Если же отклонения имеются или есть предпосылки их возникновения, то следует вернуться к этапу 1.

4. Анализ ситуации и определение  причин отклонений. При положительном ответе на этапе 2 приступаем к изучению ситуации и характеристике причин, вызвавших отклонение. Для диагностического анализа в ряде случаев целесообразно привлечь группу экспертов, сформированную из опытных высококвалифицированных специалистов.

5 Причины, вызвавшие отклонение, могут  быть внутренними или внешними по отношению к системе. Если установлено, что причины отклонения внутренние, переходим к этапу 7, в случае «нет» — к этапу 6.

6. Устанавливаем, являются ли причины  отклонения внешними В случае «да» переходим к этапу 7, при отрицательном ответе необходимо вернуться к этапу 4 и установить причины и характер отклонений.

7. Этап определения стратегии  решения. Этот этап сложный и ответственный. Он включает постановку цели, определение критериев достижения цели, поиск средств и способов ее достижения.

Для определения главной цели составляем полный перечень целей, а затем на основе количественной и качественной характеристик каждой из них выявляем приоритет какой-либо одной

Особое значение на данном этапе имеет прогностическое обоснование цели. Прогнозное исследование может быть направлено как на определение

Рис. 2. Блок-схема алгоритма процесса выработки и принятия  решения.

 

реально достижимой, отвечающей потребностям общественного развития цели, так и на поиск средств и способов достижения поставленной цели.

8. Оценка конкретной обстановки. После разработки стратегии решения необходимо провести оценку обстановки по кадрам (а), ресурсам (б), технике (в), времени (г), технологии (д), эффективности (е) в настоящем с учетом тенденций изменения этих условий в перспективе.

9. Устанавливаем исходя из информации, полученной на этапе 8 (а) — (е), соответствует  ли выбор цели и способов ее достижения реальной обстановке. В случае «нет» необходимо вернуться к этапу 7 и вновь пересмотреть стратегию решения, в случае «да» переходим к этапу 10.

10. Подготовительный этап выработки  решения, определение круга должностных  лиц и функциональных подразделений, которые необходимо включить в ход процесса, а также ответственных за выполнение конкретных работ и должностного лица соответствующей ступени иерархии управления, имеющего право на окончательное принятие решения. Результатом подготовительного этапа должен быть план работ по выработке решения.

11. После подготовительного этапа  следует информационный. На этом  этапе осуществляются поиск, сбор  и обработка необходимой: для  принятия решения информации: (а) — (г).

12. Анализируем, достаточно ли собранной информации для принятия решения. В случае «нет» переходим к этапу 13, в случае «да» — к этапу 14.

13. Устанавливаем возможность получения  дополнительной информации. В случае «да» — возврат к этапу 11, в случае «нет» переходим к этапу 14.

14. Уточнение прогноза результата. На основании всей собранной информации уточняем объективные условия и возможности достижения цели, а также анализируем возможные изменения в ходе этого процесса и их влияние на конечный результат.

15. Выработка экспертных рекомендаций по элементам решения. В ходе рассматриваемого процесса неоднократно прибегаем к рекомендациям экспертов, что вызвано, во-первых, наличием неформализуемых ситуаций, явлений и факторов, влияющих на них, во-вторых, желанием повысить эффективность формальных методов (область применения которых ограничена), сочетая их с эвристическими. Вместе с тем привлечение экспертов позволяет при необходимости получать дополнительную информацию посредством усреднения мнений высококвалифицированных специалистов.

16. Выработка решения. Изучив особенности  ситуации, определив главную цель и всесторонне оценив обстановку на основании полной, достоверной и своевременной информации, осуществляем разработку возможных вариантов решения, их оценку и сравнение. Возможные альтернативы решения удобнее всего разрабатывать при помощи моделирования.

В случае неформализуемости ситуации или в условиях дефицита времени альтернативы решения можно успешно разрабатывать при помощи эвристических методов (методы Дельфи, консенсуса, мозговой атаки).

Возможные варианты решения оцениваются по соответствующим критериям оптимальности и эффективности. Альтернативы следует сравнивать с учетом последствий (экономических, социальных и т.п.) для каждого варианта решения. В результате сравнения и оценки альтернатив выбираем наилучшее решение.

17. Выработанный проект решения  следует всесторонне обсудить  на специальном совещании при  участии представителей общественных  организаций, непосредственных разработчиков проекта решения, высококвалифицированных специалистов и производственников. Цель обсуждения — внесение замечаний и дополнений к представленному проекту решения, а также анализ того, найден ли наилучший вариант. В случае «да», приняв к сведению высказанные замечания и дополнения к решению, переходим к этапу 19, в случае «нет» — к этапу 18.

18. На этом этапе следует установить, возможны ли дополнительные варианты  решения. При положительном ответе  — возврат к этапу 16, при отрицательном  переходим к этапу 19.

19. Принятие решения. На этом  этапе руководитель единолично или коллегиально (совместно с представителями общественных организаций и специалистами) анализирует решение, приложенные к нему материалы и выбирает окончательный вариант. Принятое решение фиксируется и оформляется соответствующими документами, в которых указываются: цель решения; перечень мероприятий, подлежащих реализации; ответственные за выполнение этих мероприятий; сроки реализации решения и т.д.

20. На основании приказа или  распоряжения разрабатывается план  реализации принятого решения, что рекомендуется делать при помощи сетевой матрицы. Для этого нужно составить перечень работ и указать, кто, как, когда, с кем, где и в какой последовательности должен выполнять определенный этап. После этого перед каждым участником ставится конкретная задача: (а) — (ж).

21. Документальное оформление задач.

22. Этап организации выполнения  решения включает пропаганду  и разъяснение решения, координацию  его осуществления, оперативное  регулирование и корректировку: (а) — (г). Для обеспечения эффективной реализации решения рекомендуется прогнозировать ход выполнения принятой программы действий, факторы, способствующие и препятствующие достижению цели.

23. Выполнение решения контролируется  по промежуточным и конечным результатам и срокам выполнения программы реализации: (а)—(б). Полученная информация в ходе выполнения решения периодически обрабатывается в целях прогнозирования выполнения программы в течение следующего отрезка времени. Прогнозные данные анализируются с учетом заданных ограничений и других контролируемых параметров.

24. На основании информации, полученной  на этапе 23, определяется наличие отклонений. В случае «нет» процесс заканчивается, в случае «да» переходим к этапу 25.

25. Определяем, насколько выявленные  отклонения серьезны (с точки зрения предъявленных к программе требований и ограничений) и нужны ли дополнительные решения. При ответе «нет» следует вернуться к этапу 22 и ограничиться простой корректировкой. При наличии серьезных отклонений, требующих воздействия на систему, возникает необходимость возобновить процесс с этапа 1 для выработки и реализации дополнительного решения (рис. 4).

Данный «типовой» алгоритм процесса выработки и реализации управленческих решений, оставляя в полной мере простор для творчества менеджера, позволяет систематизировать решения, упорядочить, подчинить их определенному логическому плану, а также значительно облегчает контроль и координацию действий исполнителей. Алгоритм может стать основой при составлении структурно-информационных схем процесса и программ решения на компьютере На его базе удобно разрабатывать более детальный перечень работ и операций для планирования процесса и осуществления других организационных мероприятий, в частности для организации индивидуальной работы руководителя. [рвжно отметить, что данный алгоритм в практике управления должен применяться творчески, с учетом сложности и значимости решаемой проблемы и таких факторов, как срочность и возможность получения опытных данных.

 

 

 

 

 

 

4. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

К анализу, как и к другим функциям менеджмента, должны применяться научные подходы и принципы.

Специфические принципы анализа:

• принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составляющие анализируемых сложных явлений, предметов в целях глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрения их во взаимосвязи и взаимозависимости;

• принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов их достижения. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено посредством методов факторного анализа и структуризации проблемы;

• принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации, условиям применения объектов анализа и другим условиям,

• согласно принципу оперативности и своевременности анализа следует сокращать время выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), автоматизации процессов информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;

• принцип количественной определенности предполагает количественное выражение, параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативные вариантов управленческого решения; связей между компонентами системы менеджмента; степени неопределенности и риска при принятии решения.

Классификация методов и приемов анализа и область их применения представлены в табл. 1.

Рассмотрим сущность методов анализа.

Метод сравнения позволяет оценить работу предприятий, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы. Сравнение требует обеспечения сопоставимости вовлеченных в него показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте и т.д.)

Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Индексный метод позволяет разложить по факторам относительные и абсолютные отклонения обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности в целях выявления и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства.

Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов-сомножителей фактическими.

Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключая действие других факторов.

Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов, исчисления ряда показателей, оформления результатов анализа

Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.)

 

 

Таблица 1

Классификация методов и приемов анализа и область их применения

Функционально-стоимостной анализ (ФСА)— это метод системного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) в целях повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.             

Особенность ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.

Факторный анализ — раздел многомерного статистического анализа, занимающийся оценкой множества наблюдаемых переменных путем изучения структуры ковариационных и корреляционных матриц в предположении, что корреляция между большим числом наблюдаемых переменных определяется меньшим числом гипотетических переменных, или факторов.

Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Теперь рассмотрим приемы анализа.

Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата действия различных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Группировка заключается в выделении среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.

Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (объемы) экономических явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности производства продукции.

Информация о работе Управленческое решение