Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 13:29, контрольная работа
Цель работы – изучение эффективности управленческих решений.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы управленческих решений;
2. сформировать представление о роли, значении и классификации управленческих решений;
3. рассмотреть требования к обеспечению качества и эффективности управленческих решений, а также алгоритм принятия решений
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……….5
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………..10
3. АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ……..18
4. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………...…..26
5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ……….5
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………..10
3. АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ……..18
4. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………………...…..26
5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что при принятии управленческих решений необходимо сознательно формировать решения, направлять действия, т. е. управлять функционированием и развитием всех общественных процессов. Отдельные области общественной жизни характеризуются глубокими качественными различиями в самих управляемых процессах, во внутренних и внешних условиях их протекания, а также в месте и роли человека в управлении ими. Принятие решений играет важную роль в управлении всем обществом. С точки зрения распространения передового опыта, несомненно, положительно следует оценить попытки поиска общих черт и структур, методических и организационных постановок принятия решений в различных областях общественной жизни.
Цель работы – изучение эффективности управленческих решений.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
Предметом исследований являются управленческие решения. Работа по улучшению управленческой деятельности может плодотворно происходить в случае возможности обобщать широкий опыт по ключевым проблемам принятия решений в самых различных ситуациях. В этом отношении исследователи теории и практики принятия решений находятся в сложном положении. Экономика как важнейшая подсистема общества является наиболее перспективным направлением применения теории принятия решений. Дело здесь не только в значимости экономики для развития всего общества. По своему характеру экономические проблемы легче поддаются формализации, нежели управленческие проблемы в других областях жизни общества. Кроме того, проблемы совершенствования управления экономикой достаточно изучены и обобщены системой общих и специальных экономических наук, что существенно способствует интерпретации данных проблем с точки зрения какой-то новой теории. Важным фактом является и то, что общая теория принятия решений во многом разработана с учетом специфических черт и. исходя из конкретных примеров управления экономикой. И, наконец, экономика является сложной многогранной системой, для совершенствования управления которой требуется применение новых, более эффективных методологических подходов. Каждый из таких подходов нуждается в специализированной технологической схеме. Поэтому важно определить общую технологическую схему процесса принятия решений.
Теоретической основой для курсовой работы послужили труды известных ученых: Кабушкина Н.Н., Мескон М.Х., Альберт М., Герчиковой И.Н., Уткина Э.А., Русинова Ф.М. и М Л. Разу., Драчевой Е.Л., Юликова Л.И., Салимжанова И.Х. и др.
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Под решением понимают нахождение определенного варианта действий, и сам процесс деятельности, и ее конечный результат. Когда говорят о решении проблемы, используют этот термин в трех значениях: 1) найденный, но еще не осуществленный вариант действий; 2) сам процесс разрешения проблемы, т.е. устранение некоторых препятствий и трудностей на этом пути; 3) итог деятельности. Эту многозначность следует учитывать и при определении понятия «управленческое решение». Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности. Можно выбрать хороший вариант действий, но он останется лишь намерением, если не вести организационно-практическую деятельность для его реализации.
Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умение, знания и навыки. Можно выделить три взаимосвязанных аспекта управленческого решения.
Во-первых, управленческое решение — это вид деятельности, протекающей в управляющей системе и связанной с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте управленческое решение — вид работы в аппарате управления, определенный этап процесса управления.
Во-вторых, управленческое решение - это вариант воздействия управляющей системы на управляемую, формула воздействия. В этом смысле управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой.
В-третьих, управленческое решение — это организационно-практическая деятельность руководителя в управляемой системе. Делая акцент на этом важном аспекте, управленческое решение иногда определяют как акт организационно-практической деятельности руководителя и аппарата управления, осуществляемой по заранее разработанному и сознательно выбранному варианту. Понимание управленческого решения только в такой трактовке сужает его полное содержание. Для правильного понимания управленческого решения нужно всегда учитывать все три его аспекта в единстве и взаимосвязи.
Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это прежде всего разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.
Решение объединяет всю совокупность указанных операций, является сочетанием интеллектуальной деятельности в управляющей системе с организационно-практической деятельностью в управляемой системе. Решение находится на стыке процесса управления и процесса производства. Оно является важнейшим звеном отношений управления, связующим фактором управляющей и управляемой систем.
Принятие управленческого решения—это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы, являющийся ключевым моментом в системе менеджмента. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства руководителя.
Управленческое решение— это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации.
Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других работников, а во многих случаях — всей фирмы, корпорации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области современного менеджмента.
В зависимости от целей и методов разработки различают следующие основные разновидности управленческих решений:
• по масштабам объекта— глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определенному звену или подразделению;
• по характеру целей — стратегические, определяющие генеральные задачи; тактические, в которых разрабатываются более частные задачи, направленные на осуществление ранее выработанной стратегии; оперативные, направленные на осуществление первоочередных задач;
• по периоду осуществления— перспективные (долгосрочные), рассчитанные на длительный период времени; текущие (среднесрочные), являющиеся частью, детализацией и уточнением перспективных; регулировочные (краткосрочные), направленные на обеспечение выполнения текущих и перспективных решений;
• в зависимости от круга проблем, которые рассматриваются в решении, — комплексные, связанные с изменением многих сторон деятельности управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к одной из сторон деятельности управляемого объекта; в их составе по преобладающему содержанию различают технические, экономические, социальные, организационные решения;
• по методам обоснования (с определенной степенью условности) — формализуемые, при обосновании которых широко используются математические методы; неформализуемые, которые обосновываются главным образом эвристическими методами;
• по условиям, в которых они принимаются,— решения, принимаемые в условиях определенности (они, как правило, являются хорошо структурированными (детерминированными); решения, принимаемые в условиях риска, относящиеся к разряду вероятностных; решения, принимаемые в условиях неопределенности, относящиеся к разряду поисковых (они часто связаны с качественными скачками в развитии производства);
• по способу воздействия на управляемый объект — прямые директивные, которые доводятся до исполнителя в виде приказа, распоряжения, обязательного для выполнения; косвенного воздействия, разработка и реализация которых осуществляется на основе использования средств стимулирования повышения эффективности производства.
Главным фактором эффективности системы менеджмента является качество управленческого решения. Реализация некачественных решений приносит огромные потери на последующих этапах жизненного цикла объекта.
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ по следующим признакам:
• стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП, производство, тактический маркетинг, эксплуатация и ремонт, утилизация);
• функции управления (плановые, организационные, учетные, контрольные, мотивационные, регулирующие, координирующие);
• сфера действия (технические, экономические и другие решения);
• цель (коммерческие и некоммерческие решения);
• ранг управления (верхний, средний, низший);
• масштабность (комплексные и частные решения),
• организация выработки (коллективные и личные решения);
• продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
• причина возникновения (плановые или программные, ситуационные, инициативные);
• объект воздействия (внешние и внутренние);
• методы формализации (текстовые, графические, математические);
• формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
• сложность (стандартные и нестандартные);
• способ передачи (вербальные, письменные, электронные).
Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются применение в системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.
В процессе принятия любого решения обычно присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
Принимая чисто интуитивное решение, люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует шестое чувство — своего рода озарение, посещающее, как правило, представителей высшего эшелона власти.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого.
Поскольку решения принимаются человеком, то характер этих решений во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Рассмотренные решения принимаются в основном в процессе оперативного управления. Стратегическое и тактическое управление в системе менеджмента осуществляется посредством принятия рациональных решений, основанных на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.
Рис. 1. Компоненты «черного ящика" системного подхода к принятию решения
Рассмотрим содержание компонентов «черного ящика» системного подхода к принятию решения, представленных на рис. 1.
«Вход» системы характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо определить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, цены и т.п.).
На «выходе» системы — решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.
К компонентам внешней среды системы относятся факторы макро- и микросреды предприятия, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения.
Обратная связь характеризует информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к «процессу»), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы («вход»). Информация обратной связи может отражать некачественность решения, дополнительные требования потребителей об уточнении или доработке решения, появление нововведений, ноу-хау и др.
Процесс принятия решения включает в себя следующие операции: подготовка к работе; выявление проблемы и формулирование целей; поиск информации; ее обработка; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; формулирование заданий; оформление необходимых документов; реализация заданий.