Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:48, курс лекций
Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.
Однако административно-управленческие работники в отличие от рабочих сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т. е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей.
Управленческий труд: характеристика, особенности, виды
Управленческий
труд - это вид трудовой деятельности,
операции и работы по выполнению административно-
Однако административно-
Следовательно,
чем выше качество выполнения управленческих
функций, тем надежнее и эффективнее
будет функционировать
В процессе
управленческого труда
Эффективность
их использования также влияет на
конечные результаты производственной
деятельности. Таким образом, управленческий
труд - это разновидность
Наиболее характерными операциями управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и принятия управленческих решений являются:
постановка задачи;
поиск информации вручную и с использованием компьютеров;
анализ информации;
группировка информации (вручную или с использованием компьютера);
простейшие расчеты без компьютера;
расчеты с применением компьютера;
подготовка решений;
принятие решений индивидуально;
принятие решений коллегиально;
оформление документов, составление писем и т. д.
Конечный продукт управленческого труда - решения, определяющие меры управляющих воздействий на объекты. Но не все решения, а только реализованные. Результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего коллектива организации или ее подразделения.
Отсюда вытекает
весьма существенное специфическое
требование к решению вопросов организации
труда служащих - предварительный
анализ форм документов, методов и
средств выполнения различных трудовых
функций с целью выявления
и устранения структурных и документационных
излишеств, совершенствования
Работники, служащие, прямо или косвенно участвующие в управлении, известные иногда под названием "белые воротнички", делятся в зависимости от характера и содержания выполняемых функций на три категории:
управляющие в лице руководителей, менеджеров, наделенных полномочиями принимать управленческие решения, непосредственно осуществлять управляющие воздействия;
специалисты в лице работников аппарата служб управления, чиновников, которые анализируют информацию об объекте управления, участвуют в подготовке, обсуждении, выборе управленческих решений, подготавливают рекомендации для управляющих;
технические исполнители, обслуживающие управляющих и специалистов, выполняющие вспомогательные операции по обеспечению процесса управления и его участников.
Каждой из этих групп присущи свои особенности как с точки зрения содержания их труда и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения влияния на результаты деятельности трудового коллектива.
Так, руководители организаций и их подразделений определяют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы исполнителей, производственных (коммерческих) и управленческих подразделений, обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд соответствующих коллективов. В их труде преобладают творческие операции, хотя и имеются существенные различия между ними (руководителями).
Труд управляющих является весьма разнородным и ответственным. В нем сочетается индивидуальная, коллегиальная и коллективная деятельность.
Руководитель
должен лично знакомиться с
В то же время
руководители призваны участвовать
в коллегиальной выработке
Коллективная
деятельность - это работа руководителя
с производственным, трудовым коллективом,
с исполнителями. В ходе контактов,
общения с работниками
Контакты с исполнителями могут носить характер производственных совещаний, встреч, посещения подразделений, рабочих мест, личных приемов.
Более определенным
образом очерчен, определен труд
специалистов (инженеров, техников, экономистов
и др.), которые разрабатывают
и внедряют новые или усовершенствованные
виды продукции, технологические процессы,
а также формы организации
труда и управления, обеспечивают
предприятие необходимой
В деятельности специалистов сочетаются творческие и повторяющиеся операции, хотя и между ними (специалистами) также имеются существенные различия.
Специалисты, будучи консультантами, советниками, помощниками руководителя, выполняя работы, необходимые для управления, сами редко уполномочены принимать решения, входящие в компетенцию их руководителя. Но они оказывают огромное влияние на принятие управленческих решений, выдвигая и обосновывая определенные варианты таких решений и участвуя вместе с руководителем в выборе конечного варианта, убеждая его в пользу того или иного решения.
При некомпетентном в своем деле, недостаточно грамотном руководителе судьба управленческого решения чаще всего находится в руках специалистов.
Технические
исполнители (секретари, делопроизводители,
расчетчики и другие) выполняют разнообразную
работу, связанную с обеспечением
деятельности руководителей и специалистов.
Труд их принято считать наиболее
простым в управлении, в определенной
мере так оно и есть. Причем в
их труде преобладают
Хотя и по мере увеличения использования компьютерной и другой информационной техники в производстве и управлении, значительного увеличения объемов управленческой информации, необходимости ее систематизации, отсеивания избыточной информации труд вспомогательного персонала резко усложняется, требует подготовки, знаний, опыта, все более влияет на качество управленческих процессов в целом. Кроме того, повышается доля в нем творческих операций.
9.1. Требования к менеджеру
Менеджмент - Основы менеджмента
Практика
показывает, что одни руководители
умело ведут людей за собой, успешно
преодолевая возникающие
Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т.е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми.
Чтобы подчиненные
шли за своим лидером, он должен понимать
своих последователей, а они - понимать
окружающий мир и ситуацию, в которой
оказались. Поскольку и люди и
ситуации постоянно меняются, менеджер
должен быть достаточно гибким, чтобы
приспособиться к непрекращающимся
переменам. Понимание ситуации и
знание того, как управлять человеческими
ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного
руководства. Все это свидетельствует
о том, что управленческая работа
относится к числу таких видов
человеческой деятельности, которые
требуют специфических
В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности
Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:
понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;
способность
разбираться в современной
ораторские способности и умение выражать мысли;
владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;
способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;
способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.
Среди государственных
служащих США все менеджеры
Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показало что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований:
здравый смысл;
знание дела;
уверенность в своих силах;
высокий общий уровень развития;
способность доводить начатое дело до конца.
Определенный
интерес в этой связи представляет
концепция ограничений. Идея состоит
в том, что все менеджеры имеют
возможности развивать и
Управленческая культура и ее составляющие элементы
Слово "культура"
(от лат. cultura) буквально означает воспитание,
образование, развитие. В широком
смысле термин "управленческая культура"
употребляется для
Осмысливая
изложенное, управленческую культуру
можно представить как
Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них:
1) юридические
нормы управленческого труда,
которые отражены в
2) моральные нормы — регулируют поведение руководителя в области нравственности и морали;
3) организационные
нормы —устанавливают
4) экономические
нормы — регулируют
Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда (рис. 1):
Информация о работе Управленческий труд: характеристика, особенности, виды