Управленческий труд: характеристика, особенности, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:48, курс лекций

Краткое описание

Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации.
Однако административно-управленческие работники в отличие от рабочих сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т. е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей.

Файлы: 1 файл

Управленческий труд.docx

— 21.40 Кб (Скачать)

Управленческий труд: характеристика, особенности, виды

Управленческий  труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими  работниками функций управления в организации.

Однако административно-управленческие работники в отличие от рабочих  сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т. е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей. Они создают необходимые организационно-технические  и социально-экономические предпосылки  для эффективного труда людей, непосредственно  занятых выполнением производственных (коммерческих) операций.

Следовательно, чем выше качество выполнения управленческих функций, тем надежнее и эффективнее  будет функционировать производственный объект.

В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы - материальные, финансовые, трудовые - здания, сооружения, средства и предметы труда работников аппарата управления, затраты на функционирование системы управления, квалифицированные  специалисты и т. д.

Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд - это разновидность общественного  производительного труда, так как  совокупный продукт есть результат  деятельности производственных рабочих  и управленческого персонала.

Наиболее  характерными операциями управленческого  труда, встречающиеся прежде всего  в процессе выработки и принятия управленческих решений являются:

постановка  задачи;

поиск информации вручную и с использованием компьютеров;

анализ информации;

группировка информации (вручную или с использованием компьютера);

простейшие  расчеты без компьютера;

расчеты с  применением компьютера;

подготовка  решений;

принятие  решений индивидуально;

принятие  решений коллегиально;

оформление  документов, составление писем и  т. д.

Конечный  продукт управленческого труда - решения, определяющие меры управляющих  воздействий на объекты. Но не все  решения, а только реализованные. Результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего  коллектива организации или ее подразделения.

Отсюда вытекает весьма существенное специфическое  требование к решению вопросов организации  труда служащих - предварительный  анализ форм документов, методов и  средств выполнения различных трудовых функций с целью выявления  и устранения структурных и документационных излишеств, совершенствования организационных  форм управления с использованием возможностей автоматизированных систем.

Работники, служащие, прямо или косвенно участвующие  в управлении, известные иногда под  названием "белые воротнички", делятся в зависимости от характера  и содержания выполняемых функций  на три категории:

управляющие в лице руководителей, менеджеров, наделенных полномочиями принимать управленческие решения, непосредственно осуществлять управляющие воздействия;

специалисты в лице работников аппарата служб  управления, чиновников, которые анализируют  информацию об объекте управления, участвуют в подготовке, обсуждении, выборе управленческих решений, подготавливают рекомендации для управляющих;

технические исполнители, обслуживающие управляющих  и специалистов, выполняющие вспомогательные  операции по обеспечению процесса управления и его участников.

Каждой из этих групп присущи свои особенности  как с точки зрения содержания их труда и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения влияния на результаты деятельности трудового коллектива.

Так, руководители организаций и их подразделений  определяют цели и направления деятельности, осуществляют подбор и расстановку  кадров, координацию работы исполнителей, производственных (коммерческих) и управленческих подразделений, обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд соответствующих коллективов. В их труде преобладают творческие операции, хотя и имеются существенные различия между ними (руководителями).

Труд управляющих  является весьма разнородным и ответственным. В нем сочетается индивидуальная, коллегиальная и коллективная деятельность.

Руководитель  должен лично знакомиться с информацией, входящей документацией, проверять, подписывать, а иногда и готовить исходящие  письма, документы, продумывать готовящиеся решения и принимать их, анализировать сложившуюся ситуацию, происходящие процессы, связанные с объектом управления. В этом проявляется индивидуальная деятельность менеджера.

В то же время  руководители призваны участвовать  в коллегиальной выработке решений  с участием руководителей вышестоящего и нижестоящего уровней, компаньонов, смежников, подчиненных специалистов, советников,, общественных и профсоюзных  лидеров. Это в основном деятельность совещательного характера.

Коллективная  деятельность - это работа руководителя с производственным, трудовым коллективом, с исполнителями. В ходе контактов, общения с работниками руководитель выясняет социально-психологическую  обстановку в коллективе, выслушивает  мнения и жалобы работников, сообщает им о готовящихся и принятых решениях, обосновывает необходимость и целесообразность осуществления планов, мероприятий, побуждает их к эффективной, качественной работе.

Контакты  с исполнителями могут носить характер производственных совещаний, встреч, посещения подразделений, рабочих  мест, личных приемов.

Более определенным образом очерчен, определен труд специалистов (инженеров, техников, экономистов  и др.), которые разрабатывают  и внедряют новые или усовершенствованные  виды продукции, технологические процессы, а также формы организации  труда и управления, обеспечивают предприятие необходимой документацией, материалами, ремонтным и другим обслуживанием, осуществляют коммерческую деятельность, т. е. выполняют определенную функцию или часть функции.

В деятельности специалистов сочетаются творческие и  повторяющиеся операции, хотя и между  ними (специалистами) также имеются  существенные различия.

Специалисты, будучи консультантами, советниками, помощниками  руководителя, выполняя работы, необходимые  для управления, сами редко уполномочены принимать решения, входящие в компетенцию  их руководителя. Но они оказывают  огромное влияние на принятие управленческих решений, выдвигая и обосновывая  определенные варианты таких решений  и участвуя вместе с руководителем  в выборе конечного варианта, убеждая  его в пользу того или иного  решения.

При некомпетентном в своем деле, недостаточно грамотном  руководителе судьба управленческого  решения чаще всего находится  в руках специалистов.

Технические исполнители (секретари, делопроизводители, расчетчики и другие) выполняют разнообразную  работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов. Труд их принято считать наиболее простым в управлении, в определенной мере так оно и есть. Причем в  их труде преобладают повторяющиеся  операции.

Хотя и  по мере увеличения использования компьютерной и другой информационной техники  в производстве и управлении, значительного  увеличения объемов управленческой информации, необходимости ее систематизации, отсеивания избыточной информации труд вспомогательного персонала резко  усложняется, требует подготовки, знаний, опыта, все более влияет на качество управленческих процессов в целом. Кроме того, повышается доля в нем  творческих операций.

9.1. Требования к менеджеру

Менеджмент  - Основы менеджмента

Практика  показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно  преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных  и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел  выполнить решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что  у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.

Эффективное руководство предполагает способность  разделить свое видение проблем  с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т.е. управлять  вместе с людьми, а не управлять  людьми.

Чтобы подчиненные  шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они - понимать окружающий мир и ситуацию, в которой  оказались. Поскольку и люди и  ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы  приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и  знание того, как управлять человеческими  ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует  о том, что управленческая работа относится к числу таких видов  человеческой деятельности, которые  требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к  управленческой деятельности.

В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными  требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности

Для сравнения  приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:

понимание природы  управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами  увеличения эффективности управления;

способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого  персонала;

ораторские  способности и умение выражать мысли;

владение  искусством управления людьми, подбора  и подготовки кадров, регулирования  отношений среди подчиненных;

способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;

способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и  повышать квалификацию;

умение оценивать  не только знания, но и проявлять  навыки на практике.

Среди государственных  служащих США все менеджеры категоризируются по восемнадцати рангам: с 1-го по 8-й - низший персонал (конторские работники, машинистки); с 9-го по 12-й - руководящий состав низшего  звена; с 13-го по 15-й - руководители среднего звена (в госучреждениях их называют уже менеджерами); с 16-го по 18-й - высшее профессиональное руководство (министры и их заместители, начальники управлений).

Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показало что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание  параметров-требований, гарантирующих  успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований:

здравый смысл;

знание дела;

уверенность в своих силах;

высокий общий  уровень развития;

способность доводить начатое дело до конца.

Определенный  интерес в этой связи представляет концепция ограничений. Идея состоит  в том, что все менеджеры имеют  возможности развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых  они, мягко говоря, не компетентны. Такие  действия менеджера и трактуются как ограничения. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера.

 


Управленческая культура и ее составляющие элементы

Слово "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование, развитие. В широком  смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий  и  традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.

Осмысливая  изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые  сознательно формируют образец  его поведения.

Новые условия  хозяйствования, повышение образовательного  уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие  службы не только коренным образом изменили отношение  к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности,  эффективности производства и управления организацией.

Специфика культуры управленческого труда состоит  в том, что в ее основе лежат  определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них:

1) юридические  нормы управленческого труда,  которые отражены в государственно-правовых  нормативных актах. Культура менеджера  в этом смысле состоит в  знании и выполнении юридических  норм;

2) моральные  нормы — регулируют поведение  руководителя  в области нравственности и морали;

3) организационные  нормы —устанавливают структуру  организации, состав и порядок  деятельности функциональных подразделений  и их руководителей; правила  внутреннего распорядка и другие  нормы организационного плана,  принятые в организации;

4) экономические  нормы — регулируют экономическую  деятельность организации.

Имеются и  другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом  формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого  труда (рис. 1):

Информация о работе Управленческий труд: характеристика, особенности, виды