Трудовые ресурсы депрофессионализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

Оглавление

Введение
1. Понятие трудовые ресурсы. Состав трудовых ресурсов;
2.Опасность депрофессионализации. Качественная и количественная выраженность результатов труда;
3.Факторы определяющие выбор профессии;
4.Типология мотивации труда (семь типов);
5.Изменение мотивационной сферы и состояние трудовых ресурсов.
Заключение

Файлы: 1 файл

Трудовые ресурсы..docx

— 45.70 Кб (Скачать)

 

 

5. Изменение мотивационной  сферы и состояние трудовых  ресурсов.

Изложенные выше субъекто-стабильные тенденции мотивации труда конкретизируют изменения мотивационной сферы современного человека (табл. 1).

Таблица 1. Изменение мотивационной  сферы

 

Связь деформации мотивационной  сферы и эффективности профессиональной деятельности

Тип мотивации труда

Основной смысл трудовой деятельности

Деформация мотивационной  сферы

Последствия деформации мотивации  труда

Эффективность профессиональной деятельности

1

Обеспеченная жизнь близких

Депривирована потребность в безопасности. Внутриличностные противоречия связаны с необходимостью обезопасить близких

Соматизация

Ниже возможного уровня

2

Капитал

Материальная выгода любой  ценой

Безнравственные поступки, противозаконная деятельность

Высокая

3

Развлечения, хобби, общение

Отсутствие или слабая мотивация труда

Депрофессионализация

Низкая

4

Известность, слава

Любой вид деятельности для  достижения известности в обществе

Профессиональный маргинализм, депрофессионализация, безнравственные поступки

Отсутствие общественно  значимого результата деятельности

5

Власть, деньги

Выгода любой ценой

Безнравственные поступки, противозаконная деятельность

Высокая

6

Проявить себя, оставить "след"

Депривация базовых потребностей

Соматизация, психическое "выгорание"

Ниже возможного уровня

7

Помощь другим

"Сплющивание" мотивационной  сферы, потеря базовой мотивации

Профессиональная деформация, психическое "выгорание"

Ниже возможного уровня


 
Как видно, наиболее высокие показатели успешности профессиональной деятельности (зарплата, должность, властные полномочия) оказались у лиц с очевидной деформацией мотивационной сферы и профессионального самосознания в сторону доминирования "выгоды любой ценой" [7]. Следует отметить, что абсолютное большинство наиболее успешных респондентов добились высоких результатов далеко за пределами ранее полученной основной профессии. Другая, не менее значительная по объему, часть выборки отличалась явной депрофессионализацией: уходом из профессиональной среды в мир увлечений и разного рода социально резонансных занятий с очевидной утратой профессионально важных качеств для работы по основной специальности [8]. 
В тех случаях, когда субъект развивался в русле ранее полученной профессии при доминировании внутренней мотивации и наращивал при этом профессионально важные качества, были зафиксированы довольно низкие показатели их социальной успешности (оплата труда, профессиональный статус, наличие наград и поощрений). Кроме того, в ряде случаев невозможность самореализации и недооцененность со стороны коллег и руководства приводили к различного рода соматизациям. Была отмечена следующая тенденция: чем добросовестнее работник, чем "реальнее" результаты его деятельности, тем выше вероятность социально-психологических осложнений и отсутствия поддержки со стороны руководства [10]. Кроме того, процессы депрофессионализации в девяностые годы начинают усугубляться неконтролируемым ухудшением как физического, так и психического здоровья (например, усилением игромании), а также снижением качества профессиональной подготовки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
По мнению экспертов ВОЗ, масштабы психического нездоровья и психологического неблагополучия и его последствий для экономики до сих пор недооцениваются, хотя рост психосоматических и стрессовых расстройств принимает угрожающий характер и, по прогнозам, к 2020 г. депрессия станет второй после ишемической болезни сердца причиной потери трудоспособности. Условия сегодняшней жизни уверенно обеспечивают увеличение стрессогенных факторов как на рабочем месте, так и вне его, которые связаны: с возрастанием ответственности каждого работника за свое благополучие в условиях отказа государства от патерналистской направленности, с всевозрастающей динамичностью жизни, с постоянно меняющимися требованиями к профессиональным знаниям и умениям, а также с безусловным волюнтаризмом и безнаказанностью работодателей.  
 
Эти факторы способствуют нервно-психической напряженности (психическому истощению, "выгоранию"), являющейся угрозой дееспособности человека. Для взрослого населения нашей страны нервно-психическая напряженность является хронической начиная с конца восьмидесятых годов. Это является одной из причин роста разного рода зависимостей. В течение последних трех лет мы исследовали психологические и психофизиологические особенности геймеров (студентов 19 - 20 лет, ежедневно играющих в компьютерные игры). Было зафиксировано снижение интеллектуальной активности и физиологических возможностей мозга. Как это отразится на их дальнейшей профессиональной судьбе, пока неизвестно. К сожалению, киберигровая активность - далеко не единственное "проблемное" увлечение трудоспособного населения [11]. 
Еще одним мощным фактором снижения качества трудовых ресурсов является широко обсуждаемое, но тем не менее не утратившее своей актуальности снижение качества образования. Снижение профессиональной подготовки обусловлено уничтожением профтехобразования, отсутствием лабораторно-практической базы многих средних и высших учебных заведений и изменениями качественного состава преподавателей. 
Конец 1990-х - начало нового тысячелетия ( третья "волна" снижения качества трудовых ресурсов) характеризуется не только сохранением уже сформировавшихся негативных тенденций, но и появлением новых. Почти повсеместно имеет место изменившаяся до неузнаваемости система оценок профессионального труда. Субъективизм и волюнтаризм работодателей, жажда прибыли, помноженная на поиски личной выгоды работника, привели к изменению значения понятия "эффективный труд": отсутствует оценка его общественной значимости, обесценивается качество деятельности (ее правильность и точность), растет вследствие этого отчужденность продукта труда от субъекта деятельности. 
Процессы перерождения профессионального самосознания усугубляются отсутствием системы профориентации, профотбора и профконсультации, отсутствием системы стимулирования трудовой активности и наличием множества ограничений карьерного роста [3]. 
Повышение эффективности производства и рост доходов - необходимые условия изменения мотивационной сферы каждого человека. Удовлетворение базовых потребностей населения должно сопровождаться мерами стимулирования профессиональной активности. 
Снижение качества трудовых ресурсов и уже захлестнувшая нас третья волна депрофессионализации настоятельно требуют незамедлительного оформления государственной политики в области сбережения трудовых ресурсов, базирующейся на системе стимулирования трудовой активности в первую очередь коренного населения и ограничении внешней миграции.

 

 

 

 

Литература

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учеб. М.: Инфра-М, 2007. 
2. Клейман М.Б. Роль традиции современной группы в процессе формирования ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. ... канд. психол. н. Ярославль, 2001. 
3. Перевезенцев А.А., Перевезенцева Е.С. Анализ рынка труда РФ накануне и в период экономического кризиса // Международная конференция "Математика. Компьютер. Образование", 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mce.su/rus/archive/mce/bantors/769/dok32072/. 
4. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореф. дис. ... канд. психол. н. Ярославль, 2001. 
5. Светлова Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы: Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 2003. 
6. Черемошкина Л.В. Депрофессионализация как основа кризиса ответственной субъектности и сознательной субъективности // Материалы Четвертой всероссийской научно-практической конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. С. 278 - 279. 
7. Черемошкина Л.В. Мотивация труда: факторы влияния // Человек и труд. 2004. N 8. С. 75 - 80. 
8. Черемошкина Л.В. Смысл жизни, мотивация достижения успеха и эффективность деятельности // Психология в бизнесе. СПб., 2003. 
9. Черемошкина Л.В. Современные проблемы мотивации труда // Ученые записки РГСУ. 2005. N 2. С. 14 - 24. 
10. Черемошкина Л.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Материалы IX научных чтений МГСУ. М.: Союз, 2003. 
11. Черемошкина Л.В., Никишина Н.А., Харитонов А.Е. Эффективность мнемических способностей и время реакции геймеров // Вопросы психологии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Трудовые ресурсы депрофессионализации