Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:24, курсовая работа
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.
Введение
1. Понятие трудовые ресурсы. Состав трудовых ресурсов;
2.Опасность депрофессионализации. Качественная и количественная выраженность результатов труда;
3.Факторы определяющие выбор профессии;
4.Типология мотивации труда (семь типов);
5.Изменение мотивационной сферы и состояние трудовых ресурсов.
Заключение
5. Изменение мотивационной сферы и состояние трудовых ресурсов.
Изложенные выше субъекто-стабильные тенденции мотивации труда конкретизируют изменения мотивационной сферы современного человека (табл. 1).
Таблица 1. Изменение мотивационной сферы
Связь деформации мотивационной
сферы и эффективности | ||||
Тип мотивации труда |
Основной смысл трудовой деятельности |
Деформация мотивационной сферы |
Последствия деформации мотивации труда |
Эффективность профессиональной деятельности |
1 |
Обеспеченная жизнь близких |
Депривирована потребность в безопасности. Внутриличностные противоречия связаны с необходимостью обезопасить близких |
Соматизация |
Ниже возможного уровня |
2 |
Капитал |
Материальная выгода любой ценой |
Безнравственные поступки, противозаконная деятельность |
Высокая |
3 |
Развлечения, хобби, общение |
Отсутствие или слабая мотивация труда |
Депрофессионализация |
Низкая |
4 |
Известность, слава |
Любой вид деятельности для достижения известности в обществе |
Профессиональный маргинализм, депрофессионализация, безнравственные поступки |
Отсутствие общественно значимого результата деятельности |
5 |
Власть, деньги |
Выгода любой ценой |
Безнравственные поступки, противозаконная деятельность |
Высокая |
6 |
Проявить себя, оставить "след" |
Депривация базовых потребностей |
Соматизация, психическое "выгорание" |
Ниже возможного уровня |
7 |
Помощь другим |
"Сплющивание" мотивационной
сферы, потеря базовой |
Профессиональная деформация, психическое "выгорание" |
Ниже возможного уровня |
Как видно, наиболее высокие показатели
успешности профессиональной деятельности
(зарплата, должность, властные полномочия)
оказались у лиц с очевидной деформацией
мотивационной сферы и профессионального
самосознания в сторону доминирования
"выгоды любой ценой" [7]. Следует отметить,
что абсолютное большинство наиболее
успешных респондентов добились высоких
результатов далеко за пределами ранее
полученной основной профессии. Другая,
не менее значительная по объему, часть
выборки отличалась явной депрофессионализацией:
уходом из профессиональной среды в мир
увлечений и разного рода социально резонансных
занятий с очевидной утратой профессионально
важных качеств для работы по основной
специальности [8].
В тех случаях, когда субъект развивался
в русле ранее полученной профессии при
доминировании внутренней мотивации и
наращивал при этом профессионально важные
качества, были зафиксированы довольно
низкие показатели их социальной успешности
(оплата труда, профессиональный статус,
наличие наград и поощрений). Кроме того,
в ряде случаев невозможность самореализации
и недооцененность со стороны коллег и
руководства приводили к различного рода
соматизациям. Была отмечена следующая
тенденция: чем добросовестнее работник,
чем "реальнее" результаты его деятельности,
тем выше вероятность социально-психологических
осложнений и отсутствия поддержки со
стороны руководства [10]. Кроме того, процессы
депрофессионализации в девяностые годы
начинают усугубляться неконтролируемым
ухудшением как физического, так и психического
здоровья (например, усилением игромании),
а также снижением качества профессиональной
подготовки.
Заключение
По мнению экспертов ВОЗ, масштабы психического
нездоровья и психологического неблагополучия
и его последствий для экономики до сих
пор недооцениваются, хотя рост психосоматических
и стрессовых расстройств принимает угрожающий
характер и, по прогнозам, к 2020 г. депрессия
станет второй после ишемической болезни
сердца причиной потери трудоспособности.
Условия сегодняшней жизни уверенно обеспечивают
увеличение стрессогенных факторов как
на рабочем месте, так и вне его, которые
связаны: с возрастанием ответственности
каждого работника за свое благополучие
в условиях отказа государства от патерналистской
направленности, с всевозрастающей динамичностью
жизни, с постоянно меняющимися требованиями
к профессиональным знаниям и умениям,
а также с безусловным волюнтаризмом и
безнаказанностью работодателей.
Эти факторы способствуют нервно-психической
напряженности (психическому истощению,
"выгоранию"), являющейся угрозой
дееспособности человека. Для взрослого
населения нашей страны нервно-психическая
напряженность является хронической начиная
с конца восьмидесятых годов. Это является
одной из причин роста разного рода зависимостей.
В течение последних трех лет мы исследовали
психологические и психофизиологические
особенности геймеров (студентов 19 - 20
лет, ежедневно играющих в компьютерные
игры). Было зафиксировано снижение интеллектуальной
активности и физиологических возможностей
мозга. Как это отразится на их дальнейшей
профессиональной судьбе, пока неизвестно.
К сожалению, киберигровая активность
- далеко не единственное "проблемное"
увлечение трудоспособного населения
[11].
Еще одним мощным фактором снижения качества
трудовых ресурсов является широко обсуждаемое,
но тем не менее не утратившее своей актуальности
снижение качества образования. Снижение
профессиональной подготовки обусловлено
уничтожением профтехобразования, отсутствием
лабораторно-практической базы многих
средних и высших учебных заведений и
изменениями качественного состава преподавателей.
Конец 1990-х - начало нового тысячелетия
( третья "волна" снижения качества
трудовых ресурсов) характеризуется не
только сохранением уже сформировавшихся
негативных тенденций, но и появлением
новых. Почти повсеместно имеет место
изменившаяся до неузнаваемости система
оценок профессионального труда. Субъективизм
и волюнтаризм работодателей, жажда прибыли,
помноженная на поиски личной выгоды работника,
привели к изменению значения понятия
"эффективный труд": отсутствует
оценка его общественной значимости, обесценивается
качество деятельности (ее правильность
и точность), растет вследствие этого отчужденность
продукта труда от субъекта деятельности.
Процессы перерождения профессионального
самосознания усугубляются отсутствием
системы профориентации, профотбора и
профконсультации, отсутствием системы
стимулирования трудовой активности и
наличием множества ограничений карьерного
роста [3].
Повышение эффективности производства
и рост доходов - необходимые условия изменения
мотивационной сферы каждого человека.
Удовлетворение базовых потребностей
населения должно сопровождаться мерами
стимулирования профессиональной активности.
Снижение качества трудовых ресурсов
и уже захлестнувшая нас третья волна
депрофессионализации настоятельно требуют
незамедлительного оформления государственной
политики в области сбережения трудовых
ресурсов, базирующейся на системе стимулирования
трудовой активности в первую очередь
коренного населения и ограничении внешней
миграции.
Литература
1. Добреньков В.И., Кравченко
А.И. Социология: Учеб. М.: Инфра-М, 2007.
2. Клейман М.Б. Роль традиции современной
группы в процессе формирования ценностных
ориентаций личности: Автореф. дис. ... канд.
психол. н. Ярославль, 2001.
3. Перевезенцев А.А., Перевезенцева Е.С.
Анализ рынка труда РФ накануне и в период
экономического кризиса // Международная
конференция "Математика. Компьютер.
Образование", 2009 [Электронный ресурс].
URL: http://www.mce.su/rus/archive/
4. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты
и организационные факторы генезиса психического
выгорания у педагогов: Автореф. дис. ...
канд. психол. н. Ярославль, 2001.
5. Светлова Н.В. Особенности ценностных
ориентаций и нравственного самосознания
учащихся средней школы: Автореф. дис.
... канд. психол. н. М., 2003.
6. Черемошкина Л.В. Депрофессионализация
как основа кризиса ответственной субъектности
и сознательной субъективности // Материалы
Четвертой всероссийской научно-практической
конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.
С. 278 - 279.
7. Черемошкина Л.В. Мотивация труда: факторы
влияния // Человек и труд. 2004. N 8. С. 75 - 80.
8. Черемошкина Л.В. Смысл жизни, мотивация
достижения успеха и эффективность деятельности
// Психология в бизнесе. СПб., 2003.
9. Черемошкина Л.В. Современные проблемы
мотивации труда // Ученые записки РГСУ.
2005. N 2. С. 14 - 24.
10. Черемошкина Л.В. Ценностные ориентации
современной молодежи // Материалы IX научных
чтений МГСУ. М.: Союз, 2003.
11. Черемошкина Л.В., Никишина Н.А., Харитонов
А.Е. Эффективность мнемических способностей
и время реакции геймеров // Вопросы психологии.