Трудовые ресурсы депрофессионализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

Оглавление

Введение
1. Понятие трудовые ресурсы. Состав трудовых ресурсов;
2.Опасность депрофессионализации. Качественная и количественная выраженность результатов труда;
3.Факторы определяющие выбор профессии;
4.Типология мотивации труда (семь типов);
5.Изменение мотивационной сферы и состояние трудовых ресурсов.
Заключение

Файлы: 1 файл

Трудовые ресурсы..docx

— 45.70 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

«Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления»

            

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Кадровый менеджмент»

 

Тема: Трудовые ресурсы  депрофессионализации.

 

 

 

 

 

 

Отделение: Очное.

Студент группы:_9МТ 41

_Сдерева Татьяна

(Фамилия, Имя, Отчество)

Руководитель  Г.В. Ушкалова

   

 

 

 

 

 

Красноярск, 2011

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

«Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления»

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК общепрофессиональных дисциплин экономического профиля

Протокол от «___»___________ 2011 г №____

Председатель _______Е. В. Калашникова


 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

Студента

_____________________________________________группы ______

(Фамилия,  Имя, Отчество)

Специальности_____________________________________________________

Тема: Трудовые ресурсы: проблема депрофессионализации.

 

Содержание курсовой работы:

Введение

1. Понятие трудовые ресурсы.  Состав трудовых ресурсов;

2.Опасность депрофессионализации. Качественная и количественная выраженность результатов труда;

3.Факторы определяющие  выбор профессии;

4.Типология мотивации  труда (семь типов);

5.Изменение мотивационной  сферы и состояние трудовых  ресурсов.

Заключение

 

 

Дата выдачи задания   «____»  сентября  2011 г.

Срок окончания работы   «____»  декабря   2011 г.

Руководитель _________________ Г.В. Ушкалова

               Министерство образования и науки Российской Федерации

             Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

«Красноярский колледж радиоэлектроники, экономики и управления»

 

ОТЗЫВ

преподавателя о качестве курсовой работы студента ______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  заслуживает оценки _____________________________________________

Руководитель  ______________    ________________________

(подпись)        (Ф.И.О.)

 

«___»___________ 20__г.

Введение 
Состояние трудовых ресурсов нашей страны, кардинально изменившееся в течение последних двух десятков лет, требует глубокого и всестороннего анализа. В моей курсовой работе анализируются факторы, определяющие выбор профессии в настоящее время, раскрывается проблема нарастающей депрофессионализации трудовых ресурсов. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие трудовые  ресурсы. Состав трудовых ресурсов.

  

Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения  страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.

Необходимые для осуществления  полезной деятельности психофизиологические и интеллектуальные качества человека зависят от возраста, который выступает  своего рода критерием, позволяющим  выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы. Согласно сложившейся  статистической практике трудовые ресурсы  состоят из трудоспособных граждан  в трудоспособном возрасте и работающих в экономике страны граждан моложе и старше трудоспособного возраста.

В настоящее время в  соответствии с трудовым законодательством  Российской Федерации нижней границей трудоспособного возраста считается 16 лет, а верхней, определяемой правом на получение пенсии -54 года для женщин и 59 лет для мужчин. Однако для  некоторых видов профессиональной деятельности, связанных с высокими психофизиологическими нагрузками на организм человека, пенсионная планка заметно ниже - на 5-10, а то и более  лет. Это касается производств с  неблагоприятными, тяжелыми условиями  труда (например, добыча угля, выплавка металла и др.), а также тех  профессиональных занятий, где с  годами утрачивается возможность поддерживать нужную «трудовую форму» (например, балет). В реальной жизни многие из «льготных пенсионеров» продолжают трудиться в прежнем качестве или на другой работе и поэтому  остаются в составе трудовых ресурсов. Неработающие исключаются из их состава.

Определенную часть людей  трудоспособного возраста составляют те, кто никогда не работал или  перестал работать из-за плохого здоровья. Речь идет об инвалидах I и II групп, которых государство обеспечивает пенсией. Однако некоторые из этой группы населения, особенно в случаях, когда на производствах создаются приемлемые условия, трудятся. Поэтому к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте относятся граждане этого возраста, за исключением неработающих инвалидов I и II групп.

Статус в занятости  определяется для той части трудовых ресурсов, которая участвует в  общественно полезной деятельности. К ней относится как группа людей, которые предлагают рабочую  силу для производства товаров и  услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая  участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого  денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно не связанный  с производством товаров и  услуг. В первую группу входят граждане, занятые в государственном секторе  экономики, в кооперативах, в частном  секторе. Во вторую группу входят учащиеся с отрывом от производства, служащие Российской Армии.

Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для  производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую  силу). Его численность измеряется по отношению к определенному  периоду и включает занятых и  безработных.

К занятым в составе  экономически активного населения  относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период: (а) выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан); (б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин; (в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся  лица от 16 лет и старше, которые  в рассматриваемый период: (а) не имели работы (доходного занятия); (б) занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; (в) были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны присутствовать все критерии, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

В международной практике распространено также понятие «гражданское экономически активное население», в  состав которого не включают военнослужащих.

Экономически не активное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей  силы, а именно:

1)    среди населения в трудоспособном возрасте:

учащиеся и студенты, слушатели  и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;

лица, занятые ведением домашнего  хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т.п.;

лица, прекратившие поиск  работы, исчерпав все возможности  ее получения, но которые могут и  готовы работать;

лица, которым нет необходимости  работать независимо от источника их дохода;

2)   среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:

лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой  деятельностью;

инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.

2. Опасность депрофессионализации труда. Количественная и качественная выраженность результатов труда.


 

Депрофессионализация – окончательная или временная утрата навыков в рамках офицально полученной профессии,неготовность (неспособность) субъекта деятельности принимать профессионально грамотные решения. 
 
Состояние трудовых ресурсов в настоящее время отличается ухудшением качественных показателей и снижением численности трудоспособного коренного населения. Качество трудовых ресурсов как совокупность сущностных характеристик субъекта деятельности, обеспечивающих определенный (нормативно одобренный) уровень реализации актуальных и потенциальных задач, объективируется через показатели эффективности деятельности: производительности (объема и скорости), точности, правильности (степени соответствия эталонам и образцам) и надежности (вероятности наиболее точного и правильного выполнения деятельности).

Опасность депрофессионализации

 
Качественное своеобразие и количественная выраженность результатов труда  предопределены: знаниями, умениями, навыками и специальными способностями субъекта деятельности (сформированными профессионально  важными качествами); мотивацией соответствующей  деятельности; профессиональной идентичностью  работника; состоянием его психического и физического здоровья. Утрата (частичная  или полная) любого из указанных  компонентов приводит к депрофессионализации субъекта деятельности, иначе говоря, неспособности, неготовности и невозможности реализации деятельности на требуемом уровне. 
Очевидные признаки снижения потенциала совокупного субъекта труда наметились в конце 1980-х гг. (конец 80-х - начало 90-х - первая "волна" депрофессионализации). Этот период характеризуется процессами деформации профессиональной мотивации. На фоне тотальной депривации потребности в безопасности мотивационная сфера субъекта деятельности начинает терять иерархизированность и многомерность ("уплощается"). При этом смыслообразующие позиции человека размываются. Это неминуемо приводит к изменению отношения к результатам труда, к переоценке ценностей и к выстраиванию новых ориентиров профессионального поведения. 
 
Депривация (от лат. deprivatio - потеря, лишение) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. 
 
Неудовлетворенность базовой потребности в безопасности как ощущение физической, экономической, социальной, психологической и профессиональной незащищенности привела к явной "перегруженности" денег дополнительными смыслами: субъективная цена заработанных денег значительно превышала их реальную ценность [9]. Этот период можно назвать "точечной" депрофессионализацией, обусловленной, как правило, внешними факторами (кризисными процессами в обществе, исчезновением отдельных отраслей производства и т.д.). Субъект деятельности вследствие депривации потребности в безопасности утрачивал способности выполнять деятельность в соответствии с ранее принятыми нормами. Мотивация профессиональной деятельности заметно трансформировалась: внешние по отношению к процессу деятельности мотивы значимо и повсеместно начинают преобладать над внутренними: радости созидания, творчества, самореализации. Можно с уверенностью сказать, что начиналась эпоха очевидного кризиса в сфере трудовых ресурсов, когда основной устойчивой тенденцией поведения субъекта деятельности являлось (и является сейчас) несоответствие результатов труда затрачиваемым усилиям. 
1990-е (вторая "волна" депрофессионализации) ознаменовались "распылением" профессионалов, маргинализацией социально значимых видов труда и управленческой сферы, приведших к снижению как количественных, так и качественных показателей трудовых ресурсов с угрозой возможностей их воспроизводства. Рост количества специалистов, утративших свою профессиональную идентичность, что выражается в равнодушии к профессиональным обязанностям, нормам и правилам, замещении профессиональных ценностей и морали ценностями и целями другой среды - профессиональной или непрофессиональной, обусловлен, в первую очередь, тотальной депривацией потребностей в безопасности и деформацией мотивационной сферы в целом [7]. Угроза разрастания профессионального маргинализма наиболее ощутима в субъект-субъектных видах деятельности, непосредственно социально значимых: здравоохранение, образование, социальное обслуживание населения и т.д. Иначе говоря, в тех видах деятельности, где сложно увидеть напрямую объективированные результаты работы. 
Исследования мотивации деятельности, осуществленные в конце 90-х гг., показывают рост индивидуалистических тенденций, снижение значимости процесса деятельности для личностного становления, ослабление внутренних ориентиров при оценке результатов деятельности [9]. 
Мотивационная сфера любого субъекта, включенного в трудовую деятельность, представляет собой систему мотивов, базирующихся на материальных, духовных и социальных потребностях (иерархия потребностей обобщена в известной "пирамиде" Маслоу). Чем выше уровень личностного развития человека, тем богаче его мотивационная сфера, сложнее переплетение материальных, духовных и социальных потребностей. Для подавляющего большинства наших сограждан доминирующим мотивом трудовой деятельности с конца 80-х гг. прошлого века и по сию пору является удовлетворение насущных базовых потребностей. Склонность воспринимать деньги как универсальное средство регуляции жизнедеятельности негативным образом сказывается на удовлетворенности жизнью. В отличие от предыдущих поколений, молодежь, социализирующаяся в наши дни, готова воспринимать деньги как единственное мерило жизненного успеха. Значимость профессиональной деятельности оценивается в зависимости от уровня доходов, которые выступают как условие удовлетворенности работой. 
Неудовлетворенность жизнью среднестатистического россиянина связана с явным разрастанием "перегруженности" денег дополнительными смыслами. Условия жизни в 90-е гг. и условия сегодняшней жизни таковы, что на первый план выходит потребность в безопасности. Таким образом, мотивационная сфера субъекта отечественного рынка труда теряет свою иерархизированность. Неудовлетворенность базовой потребности в безопасности может повлечь за собой граничащее с патологией влечение к деньгам, символизирующим в данном случае безопасность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  3. Факторы определяющие выбор профессии.

 
Итоги исследований последних лет, посвященные выбору профессии, свидетельствуют  о том, что данная закономерность начиная с середины 90-х гг. теряет свое значение. Молодые люди часто выбирают сферу деятельности, которая не соответствует ни их склонностям, ни их способностям. На первый план выходят мотивы, прямо или косвенно связанные с потребностью в безопасности: возможность освободиться от службы в армии, получать помощь родителей, а также доступность учебного заведения и т.д. Получается, что молодой человек изначально попадает не в свою "колею" со всеми вытекающими последствиями для него, родителей и работодателя. 
Выбор профессии определяется тремя составляющими: мотивами потенциального субъекта профессиональной деятельности, его способностями и возможностями их реализации на рынке труда. Востребованность профессии на рынке труда, престижность ее освоения и т.п. являются внешними по отношению к личности условиями. Но действительность такова, что современный российский школьник при выборе профессии руководствуется именно ими в ущерб развитию своей личности. 
 
Пример. Исследование, выполненное при помощи опросной методики М. Рокича, дает представление о жизненных ориентирах современной российской молодежи [2]: 
-  личная жизнь (семья, дети, родители, родственники, здоровье, досуг) -      49,12% респондентов; 
-   любовь, дружба, друзья - 36,86%; 
-  сфера труда (работа, карьера, личное дело) - 32,96%; 
-  всеобщность (мир во всем мире, положение в стране, справедливость, свобода, окружающая среда, красота, вера, любовь к Богу) - 27,2%; 
- достижения (образование, знания, компетентность, удача, действия в критических ситуациях) - 20,06%; 
- этические ценности (доверие, уважение, долг, доброта, порядочность, честность, честь) - 18,1%; 
-  материальные ценности (деньги, собственность, материальная независимость) - 14,11%; 
-  общение (взаимопонимание, гармония с окружающими людьми) - 11,42%; 
-  внутренний мир человека (духовность, достоинство, уверенность в себе) - 7,24%; 
-  власть (социальный статус, независимость, богатство, социальное признание, престиж, авторитет) - 6,59%. 
 
Как видно, сфера труда занимает вполне достойное третье место. Однако мотивационная сфера - явление многоуровневое и в ее оценке нельзя ограничиваться исключительно опросными методами. Глубинные процессы легче выявить, применяя методы, позволяющие объективировать неосознаваемые явно мотивы и потребности человека, в частности ассоциативный метод с последующей многоэтапной обработкой связей слов-стимулов и слов-реакций. 
Результаты  исследований ценностных ориентаций с помощью ассоциативного эксперимента показывают, что устремления современной молодежи в начале трудового пути слабо связаны с профессиональными мотивами. Для абсолютного большинства испытуемых в возрасте 17 - 20, 20 - 23 лет (общий объем выборки - 250 чел.) работа является исключительно средством зарабатывания денег; она не рассматривается в контексте удовлетворения духовных или социальных потребностей [10]. 
Традиционно полноценная профессиональная деятельность воспринималась как полимотивированный процесс, включающий прежде всего содержание труда и его условия. Теперь они отходят на второй план, становятся "фоновыми" при выборе профессии и места работы. Главное - нацеленность на деньги, в результате мотивационная сфера "сплющивается". 
 
Пример. Симптоматично, что такого рода ориентация проявляется уже у детей и подростков. В исследовании Н. Светловой, проведенном в 1998 - 2003 гг., выделены два этапа нравственного развития детей: первый - с 10 до 13 (14) лет, второй - с 13 (14) до 17 лет [5]. 
Общими и наиболее важными ценностями для учащихся 5 - 11-х классов общеобразовательных школ являются "семья", "здоровье", "любовь", "наличие хороших и верных друзей", "честность", "любовь и уважение к людям", "воспитанность", "ум", "образованность". Среди непопулярных оказались: "активная жизнь", "творчество", "удовольствия", "терпимость", "скромность", "внешняя привлекательность". "Любовь к Родине", "патриотизм" подростки оценили как незначительные. Были обнаружены различия в ценностных предпочтениях в зависимости от возрастных групп. Подростки младшей группы выбирают прежде всего "честную жизнь", "развитие общества", "счастье других людей". При этом "доброта" выступает важнейшей ценностью, а "умение приспосабливаться" - одной из наименее популярных. У старшеклассников картина ценностных ориентаций иная. В качестве важнейшей жизненной цели они выбирают "богатую и обеспеченную жизнь", а главным качеством для ее достижения - "уверенность в собственных силах". Заметно понижается ранг "доброты". 
Таким образом, если для детей до 13 - 14 лет характерна во многом альтруистическая, коллективистская ориентация личности, то у подростков и старшеклассников - индивидуалистически-прагматическая, роль общественных идеалов снижается. Подобные изменения можно объяснить не столько возрастными особенностями психического развития детей, сколько влиянием социально-культурной среды. 
 
Несомненно, негативную роль играют СМИ, превозносящие новых героев, пропагандирующие, по существу, власть чистогана, что способствует насаждению упрощенно-утилитарной модели поведения. Человек, с одной стороны, решает задачу выживания, а с другой - видит яркие "картинки" того, как надо жить. На лицо побуждение к добыванию денег любой ценой, а отнюдь не стимулирование трудовой активности в интересах людей и государства. По большому счету, подобные мотивационные тенденции создают угрозу дееспособности государства, мешают нормальному развитию социально-трудовых отношений. При ослаблении внутренних ориентиров поведения и нравственного самосознания граждан усиливаются позиции тех, кто стремится манипулировать людьми в собственных политических целях. 
Что касается профессиональной деятельности, то деформация мотивационной сферы усиливает вероятность депрофессионализации и маргинализации рабочих и специалистов: противоестественно, когда профессионалы уходят в охранные и другие обслуживающие структуры, никак не связанные с профилем их подготовки. 
Все эти негативные процессы деформируют глубинные психологические установки людей, сказываются на субъектно-стабильных характеристиках мотивационной сферы человека. При всем их разнообразии можно говорить об определенной типизации. В качестве основных критериев для определения типов мотивации профессиональной деятельности целесообразно в современных условиях учитывать не только степень выраженности (силу) собственно мотивации субъекта, эффективность деятельности, но и смыслообразующую роль для личности конкретного вида деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

4. Типология мотивации  труда.

 
На основе экспериментальных и  эмпирических исследований  выделяется 7 типов мотивации труда, характеризующих  разнообразие внутренних причин профессиональной деятельности в современных условиях. 
Первый тип характеризуется очень сильной включенностью субъекта в трудовую деятельность (хотя смысл его жизни - за ее пределами) и ее высокой эффективностью. При решении любых вопросов, как правило, наблюдается баланс между мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач. В рамках профессиональной деятельности доминирует мотивация достижения успеха, но за ее пределами присутствует и то и другое. То, что смысл жизни таких людей находится за рамками профессиональной деятельности, помогает им рассматривать труд как средство достижения личностно значимых результатов и, следовательно, взвешенно регулировать взаимоотношения с партнерами и властью. Некоторым представителям данного типа присуща сознательная готовность потерять, недополучить, переплатить или проиграть в тех случаях, когда существует угроза (даже мимолетная) испортить репутацию или взаимоотношения с партнерами, а тем более с родными и близкими. Они хорошо работают в команде, умеют выстраивать деловые отношения, способны к управленческой деятельности в демократическом стиле. Представители данного типа быстро осознали особенности нового времени и позиционировали себя по отношению к новым условиям, акцентировав внимание на собственных силах, способностях, знаниях и связях. Тем не менее из-за деформирующего влияния среды у них могут периодически возникать противоречия между стратегией, тактикой деятельности глобально-личностными ориентирами. Люди этого типа подвержены глубоким переживаниям. 
Второй тип предполагает погруженность человека в процесс деятельности, однако мотивация поведения замыкается на деньгах. Результативность работы высокая. Представители данного типа отличаются ярко выраженными эгоистическими чертами, желанием доминировать, им присуща соревновательность. Они толерантны, обладают волевыми качествами, умеют доводить дело до конца. В структуре мотивационной сферы доминируют материальные потребности вне зависимости от рода деятельности. Могут быть успешными и на государственной службе, и вне ее. 
Представителям третьего типа свойствен уход из профессиональной сферы в мир увлечений. Формально они выполняют или могут выполнять какие-либо функции профессионального плана, но основные их интересы, мотивы потребности находятся, как правило, за пределами профессиональной деятельности. Эффективность работы низкая по всем показателям: они не производительны, не надежны и допускают много ошибок. У них доминирует мотивация избегания неудачи. Их мотивационная сфера включает не только материальные, но и социальные и духовные потребности, однако под воздействием внешних факторов возможна ее деформация. При отсутствии творческих способностей проявляют крайнюю степень несамостоятельности и в поведении, и в деятельности, но в условиях зрелой организационной культуры могут быть хорошими исполнителями. Их отличают низкие оценки своего социально-экономического статуса и пессимистические оценки материального будущего. Из-за изменившихся в последние годы условий жизни ценность финансового благополучия для представителей данного типа повысилась: в иерархии жизненных ценностей она вышла на первое место. Такие люди склонны к утрате профессиональных навыков, именно они сегодня пополняют ряды безработных. 
Представители четвертого типа легко покидают одну профессиональную сферу и переходят в другую. Обладают гибким интеллектом. Их профессиональную деятельность можно назвать заметной, но, по существу, она непродуктивна. Доминирует мотивация достижения успеха, который понимается ими как известность или социальная "резонансность", сопровождающаяся увеличением материального благосостояния. Они имеют склонность рассуждать о вечных, глобальных, общенациональных проблемах; в действительности же сориентированы на удовлетворение своих материальных и социальных потребностей. Отличаясь авантюризмом, эти люди, как правило, легко увлекаются, но не любят "черновой" работы, ищут легких денег. Довольно поверхностны. Их можно отнести к профессиональным маргиналам. 
Пятый тип характеризуется абсолютной включенностью личности в профессиональную деятельность, когда работа одновременно является и целью, и средством достижения различных целей. Доминирует мотивация успешности. Они очень производительны, совершают мало ошибок, надежны. Мотивационная сфера отличается сложным переплетением в первую очередь материальных и социальных потребностей, а уже затем - духовных. Стремятся контролировать ситуацию всегда и везде. Не склонные рассуждать о смысле жизни, они живут для того, чтобы сделать нечто, способное оставить след в истории. Высокий уровень притязаний. Интеллект обычно логический, понятийный; аппарат четкий, в высшей степени упорядоченный. Представители данного типа делают наиболее успешную профессиональную карьеру. Их субъектно-стабильные характеристики позволяют им быть эффективными в разных видах деятельности: на государственной службе, в бизнесе, науке, системе образования т.д. Но ради своего основного дела (статуса, капитала и т.д.) способны на предательство, подлость, обман, ложь. 
Шестой тип отличается безусловной творческой направленностью, чем и объясняется высокая эффективность их деятельности. Доминирует мотивация достижения успеха. Потребность в поисках смысла жизни актуальна почти всегда. Как правило, это высоконравственные люди; они честны и правдивы, склонны сверять свои поступки с ценностью всей жизни. Выделяются глубокой погруженностью в профессиональную деятельность. Доминируют потребности в самореализации. Хотят проявить себя, оставить "след" в той или иной конкретной сфере деятельности. У них явно выражена теоретическая (исследовательская) направленность интеллекта, поэтому они плохо приспосабливаются к реалиям жизни. 
Седьмой тип характеризуется выраженной альтруистической направленностью, обусловленной высоким уровнем развития духовных способностей. Поэтому и эффективность их профессиональной деятельности будет зависеть от того, насколько в ней востребованы способности помогать, сопереживать, заботиться и т.д. Смысл жизни состоит в том, чтобы применить свои усилия, знания и способности с пользой для близких, друзей, коллег, общего дела. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи сосуществуют при том, что первая преобладает при решении чужих проблем, а вторая - при решении проблем собственных. В целом же доминируют духовные потребности, а ценностные ориентации личности отличаются стабильностью, подчеркивающей цельность их натуры. Представителей данного типа можно назвать приносящим себя в жертву другим, чье благополучие для них значимее собственных проблем. Условия сегодняшней жизни, когда количество обездоленных, страждущих и обманутых резко возросло, способствуют деформированию их профессиональной мотивации, что начинается обычно с эмоционального истощения. Процессы профессиональной деформации (безразличия) и психического истощения нередки в среде медицинского персонала и педагогов. А. Рукавишников показал тесную связь между психическим "выгоранием" учителя и самооценкой эффективности его профессиональной деятельности [4]. Чем добросовестнее педагог, тем выше вероятность его психического истощения. Развитие этого синдрома ускоряют такие факторы, как низкая оценка труда, отсутствие поддержки со стороны руководства и доверительных взаимоотношений в коллективе, невозможность использования в учебном процессе нетрадиционных идей и методов работы.

Информация о работе Трудовые ресурсы депрофессионализации