Трудовые конфликты и пути их урегулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны всех против всех.
Среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует только одно место, где нет конфликтов - это кладбище.

Оглавление

Введение
1. Сущность и виды трудовых конфликтов
1.1 Конфликты «руководитель-подчиненный»
1.2 Трудовые конфликты
1.3 Коллективные трудовые конфликты
2. Предупреждение конфликтов и пути их разрешения
2.1 Предупреждение и разрешение конфликтов «по вертикали»
2.2 Предупреждение и пути разрешения трудовых конфликтов
3. Анкета по выявлению проблемных зон в коллективе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

· Подчиненному желательно не предлагать диаметрально противоположных решений относительно предложений руководителя.

· Чем ниже нравственные качества руководителя, те сложнее будет разрешать конфликт с ним.

2.2 Предупреждение и пути разрешения трудовых конфликтов

В широком плане предупреждению трудовых конфликтов способствует достижение общей стабилизации в стране. Снижение социальной напряженности возможно лишь при условии улучшения экономического положения страны, стабилизации политической системы, демократизации трудового законодательства, которое отражало бы интересы работающих и выполняло защитные функции. Если рассматривать забастовку как крайнюю форму трудового конфликта, то основными путями предупреждения забастовок могут быть следующие:

1) создание экономических условий, обеспечивающих возможность удовлетворения  интересов групп - потенциальных  участников забастовок путем  мобилизации их собственных усилий;

2) создание работающего «переговорного механизма» между сторонами, причастными к забастовке;

3) принятие более эффективного  закона о разрешении трудовых  конфликтов и норм, регулирующих  отношения трудовых коллективов  с работодателями;

4) содействие усилению роли независимых  профсоюзов.

Пути разрешения трудовых конфликтов:

1. Важнейшим механизмом мирного  разрешения трудовых конфликтов  являются коллективный договор, соглашения и контракты, содержащие права и обязанности договаривающихся сторон, в том числе и при возникновении конфликта. Сама цель коллективного договора, демократичность процедуры его принятия на общих собраниях коллективов позволяют заранее вскрывать причины возможных трудовых конфликтов, намечать меры по их разрешению.

Если трудовые коллективы берут обязательство не прибегать к забастовкам в период действия договоров и соглашений, то коллективные договоры становятся основой правового механизма регулирования трудовых конфликтов.

2. Конфликтные вопросы в отношениях  работодателя и работника могут  рассматриваться комиссиями по трудовым спорам или народными судами. Работник имеет право, минуя выборный профсоюзный орган, обратиться в суд после рассмотрения конфликта в комиссии по трудовым спорам.

3. Разрешению трудовых конфликтов  способствует работа советов и конференций трудовых коллективов, регионов и отдельных отраслей с участием представителей руководства отросли или правительства региона.

4. Положительно зарекомендовало себя принятие ведомственных и межведомственных конвенций между представителями государственных органов работодателями и профсоюзами.

3. Анкета по выявлению «проблемных  зон» в коллективе

Инструкция: Отметьте число в клетке напротив выбранного вами ответа.

Результаты анкетирования:

1. В приведённой ниже шкале цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень не нравится, цифра 9 - коллектив, который вам очень нравится, цифра - 3, отметили -2; цифра -5, отметили - 3; цифра -7, отметили -3; цифра - 8, отметили -1.

2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

Скорее да, чем нет -1; не знаю, не задумывался над этим -6; Скорее нет, чем да - 2.

3. Если бы у вас возникла возможность провести своё свободное время, выходные вместе с членами вашего коллектива, как бы вы к этому отнеслись?

Это меня вполне устроило бы - 6; не могу сказать, не задумывался над этим - 2; это меня совершенно не устроило бы - 1.

4. Если бы вы надолго прервали работу на предприятии по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива (1- совершенно не стремился бы, 9- очень стремился бы)?

цифра - 3, отметили - 1; цифра - 5, отметили - 3; цифра - 7, отметили - 2; цифра - 8, отметили -3.

5. Соответствует ли характер выполняемой вами работы уровню вашей профессиональной подготовки?

Полностью соответствует - 1; частично соответствует - 4; выполняю работу ниже своей квалификации - 4.

6. Больше всего я ценю в моей трудовой деятельности:

Личный успех - 1; коллективную работу - 2; результаты работы - 4; другое - 2.

7. Нравится ли вам работать на нашем предприятии?

Очень нравится - 5; пожалуй, нравится - 3; работа мне безразлична - 1.

8. Что вас больше всего привлекает на нашем предприятии? (выберите 1-3 пункта)

Оплата труда -7; стабильность материального обеспечения - 2; бытовые условия работы -1; возможность общения с покупателями - 2; удобный график - 5; хорошие отношения в коллективе, возможность общения с коллегами - 1; другое - 2.

9. Хотели бы вы перейти на аналогичную должность в другое подразделение предприятия?

Да - 1; затрудняюсь ответить - 3; нет - 5.

10. Оцените частоту возникновения конфликтов в вашем подразделении (по каждому пункту).

Таблица 1 - Шкала оценки частоты возникновения конфликтов в подразделении

 

Причины конфликтов

Часто

Иногда

Никогда

 

Неудовлетворительная работа товарищей

4

4

1

 

Плохие бытовые условия труда

1

2

6

 

Нарушение трудовой дисциплины

0

4

5

 

Распределение премий

0

2

7

 

Распределение отпусков

0

3

6

 

Недостатки в поведении, личные особенности

и характер коллег, их поступки

3

5

1

 

Другое:

6

2

1

 
         

11. Оцените частоту возникновения конфликтов с вашим руководителем (по каждому пункту).

Таблица 2 - Шкала оценки частоты возникновения конфликтов с руководителем

 

Причины конфликтов

Часто

Иногда

Никогда

 

Неудовлетворительная работа сотрудников

5

2

2

 

Плохие условия труда

2

4

3

 

Нарушение трудовой дисциплины

3

2

4

 

Распределение премий

0

3

6

 

Распределение отпусков

0

5

4

 

Стиль и методы работы руководителя

2

5

2

 

Недовольство начальника деловыми качествами сотрудников

2

4

3

 

Недовольство членов коллектива деловыми качествами начальника

2

3

4

 

Другое:

3

3

3

 
         

12. Что мешает вам работать эффективнее (оцените каждый пункт)?

Таблица 3 - Что мешает вам работать эффективнее?

 
 

Часто

Иногда

Никогда

 

Отсутствие конкуренции в коллективе

2

4

3

 

Низкая зарплата

1

1

7

 

Жесткое администрирование

6

1

2

 

Стоячая работа

5

2

2

 

Наказуемость инициативы и самостоятельности

3

3

3

 

Недобросовестное отношение коллег к своим обязанностям

4

4

1

 

Недостаточная значимость в глазах руководства

2

3

4

 

Плохая организация труда

1

1

7

 

Тяжёлый график

0

1

8

 

Карьерная бесперспективность

6

1

2

 

Другое:

0

3

6

 
         

13. Оцените, пожалуйста, характер обращения руководителя с подчинёнными.

Жёсткий, авторитарный - 1; демократический - 8;

14. Содержание обращения начальника к подчинённым.

Приказ -2; просьба -5; предложение - 2.

15.Кто из членов вашего коллектива, включая руководителей, пользуется у вас наибольшим авторитетом?

Блинова - 3; Мокрушина -3; Сидорова - 2; Козлова - 3; Макарова -5; Кузнецова -2.

16. Все ли члены вашего коллектива честны и порядочны?

Да - 3; затрудняюсь ответить - 6; нет - 0.

17. В какой степени вы удовлетворены следующими сторонами жизни и деятельности вашего коллектива (оцените каждый критерий)?

Таблица 4 - Шкала оценки удовлетворения жизни и деятельности вашего коллектива

 
 

Доволен

Не очень доволен

Не доволен

Затрудняюсь ответить

 

Взаимоотношения в коллективе

3

1

1

4

 

Результаты своей работы

3

4

0

2

 

Отношение коллег к выполнению своих обязанностей

2

5

2

0

 

Организация досуга

0

7

2

0

 

Перспективность своего служебного роста

0

6

3

0

 

Отношение с непосредственным руководителем

0

7

2

0

 

Размер заработной платы

7

2

0

0

 

Справедливость морального и материального стимулирования

0

5

4

0

 

Бытовые условия труда

5

2

2

0

 
           

18. Что в вашей работе является для вас самым трудным.

Работа с покупателями - 1; написание заявок, выполнение подсортировок - 1; приведение торгового зала в порядок - 1; другое - 6.

19. В каких мероприятиях вы бы участвовали бы.

Корпоративные праздники на природе - 3; городские конкурсы «Лучший продавец» и т.п. -2; тренинги и другие обучающие программы - 3; другое - 1.

20. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа вашего подразделения?

В целом неплохо, хотя кое-что можно улучшить - 4; работа организована неудовлетворительно - 2; затрудняюсь ответить - 3.

21. Для достижения наилучших результатов на предприятии можно использовать оригинальный способ мотивации эффективного производственного поведения - приглашение на корпоративные праздники не всех сотрудников предприятия, а только лучших, которые определяются по результатам оценки или аттестации. Это «сильный» ход, позволяющий сделать корпоративные мероприятия желанным призом и поддерживающий интерес к подобным празднованиям. [

По результатам анкетирования уже выявилось несколько «проблемных зон», над которыми следует хорошо поработать. Работники данного предприятия вполне довольны заработной платой и графиком работы, что встречается очень редко. Однако им не хватает удовлетворённости в своей работе. Рядовых работников не стоит оставлять без внимания. Для продавцов имеет смысл устраивать тренинги, недостатка в которых на рынке не ощущается. Также хороший эффект даёт организация соревнований между сотрудниками с публичным награждением победителей. Проблема корпоративной культуры сегодня актуальна прежде всего для крупных российских компаний. Там, где даже десять человек не в состоянии лично контролировать деятельность всего коллектива, помимо должностных инструкций нужно чётко формализованные моральные и ценностные устои, необходимые для успешной деятельности предприятия.

Для поддержания корпоративной культуры на предприятии можно использовать несколько способов. Дать работникам почувствовать себя часть единой команды. Выделяются следующие мероприятия:

- предоставление сотрудникам существенной скидки на товары в магазинах компании;

- подарки работникам ко дню  рождения и основным праздникам;

- забота о детях сотрудников: бесплатные  детские утренники, сладкие новогодние  подарки;

- предоставление сотрудникам помещения  корпоративного ресторана для празднования свадеб, юбилеев и пр.;

- проведение корпоративных мероприятий ( празднование Нового года, дня  рождения компании и др.).

Заключение

Бесконфликтных организаций не бывает. Более того, чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в её деятельности возникают основание для больших и малых конфликтов. Поэтому понимать истоки конфликта и управлять его течением и решением - неотъемлемая составляющая профессионализма руководства компании и службы персонала.

Информация о работе Трудовые конфликты и пути их урегулирования