Типы корпоративных конфликтов. Урегулирование корпоративных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:37, реферат

Краткое описание

В современных условиях совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов экономического развития корпорации. Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и отечественных), привлечению долгосрочных капиталов.

Оглавление

Введение........................................................................................3
1.Сущность и виды корпоративных конфликтов...............................6
2.Регулирование корпоративных конфликтов....................................8
3.Предотвращение корпоративных конфликтов...............................10
Заключение........................................................................................16
Список литературы............................................................................17

Файлы: 1 файл

оук.docx

— 33.25 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация  высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ

ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(СПбИГО)

 

Факультет экономики и управления

 

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

Реферат

 

по специальности 080507.65 Менеджмент организации

 

по дисциплине: «Основы корпоративного управления»

 

На тему: «Типы корпоративных конфликтов. Урегулирование корпоративных конфликтов.»

 

                                                                                    

 

 

                                                                                     Выполнила: студентка 5 курса

заочной формы обучения

                                                                                        (Ковалева Е.А.)

 

                                                                            Научный руководитель –

                                                                     к.э.н. Шидловская Г.Х.

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Содержание

 

Введение........................................................................................3

1.Сущность и виды корпоративных конфликтов...............................6

2.Регулирование корпоративных конфликтов....................................8

3.Предотвращение корпоративных конфликтов...............................10

Заключение........................................................................................16

Список литературы............................................................................17

 

 

Введение

 

В современных  условиях совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов экономического развития корпорации. Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и отечественных), привлечению долгосрочных капиталов.

Очевидно, что корпорации являются существенными  компонентами социальной среды. Социальная ответственность бизнеса, корпоративное  гражданство, деловая этика –  все это компоненты корпоративного управления, опирающиеся на признание  корпорации как элемента социального  пространства. Социальное пространство структурировано в смысле существования  различных социальных групп, являющихся носителями специфических для этих групп доминирующих интересов. Динамика в социальном пространстве – это  результат столкновения интересов, от которого зависит как состав социальных групп, так и коррекция их интересов  и усилий.

С появлением наемных работников появились и  корпоративные конфликты, в основе которых сначала лежало противоречие интересов собственника и рабочих.

Необходимость использования профессионального  менеджмента для управления корпорациями возникла в конце 19 века. К началу 20-го века сложился принцип разделения прав собственности и контроля. Одновременно появилась агентская проблема, в основе которой несовпадение интересов менеджмента и собственника. Контрактная теория фирмы, появившаяся как попытка решения агентской проблемы, исходила из стремления максимально снизить агентские издержки за счет очень детальной регламентации деятельности менеджмента, прописанной в контракте. При этом, естественно, признавался принцип остаточного контроля, дающий право менеджменту принимать решения по своему усмотрению в ситуациях, не прописанных контрактом. Несмотря на то, что контракты непрерывно совершенствовались, устранить таким образом конфликт интересов не удавалось.

Развитие  инвестиционных процессов постепенно сместило акценты с зарабатывания  прибыли на повышение капитализации  компаний. Несмотря на периодически вспыхивающие корпоративные конфликты, в которых  менеджмент обвинялся в чрезмерной заботе о себе в ущерб интересам  акционеров, абсолютная ориентация на рост акционерного капитала победила. Вместе с тем конфликт интересов  выплеснулся за пределы одной  корпорации. В связи с недружественными поглощениями появились межкорпоративные конфликты.

Отношение прибыли к капитализации в  промежуток с 1960 по 1990 год составляло в основном 75-90%. Это означает, что  рыночную стоимость фирмы можно  было прогнозировать на основе ее финансовых показателей. В течение 90-х годов  этот показатель снизился до 55%. Это  говорит о том, что рыночная стоимость  компаний уже не связана прямо  с текущей прибылью. Растет значимость неосязаемых активов, к которым, прежде всего, относится интеллектуальный капитал. Здесь мы сталкиваемся с  терминологическим лукавством –  свободно произносим «интеллектуальный  капитал», но относим это к так  называемым «неосязаемым активам». Вместо этого следовало бы признать, что вместе с поставщиком традиционного капитала появился не менее важный поставщик интеллектуального капитала. Как первый, так и второй заинтересованы в том, чтобы в процессе деятельности фирмы наращивался поставляемый ими капитал. Иными словами, поставщик традиционного капитала заинтересован в росте акционерной стоимости фирмы, а поставщик интеллектуального капитала заинтересован в росте именно интеллектуального капитала. В новой экономике шаг за шагом складывается принципиально иной конфликт корпоративных интересов при наличии всех, появившихся ранее.

Бурное  развитие сетевых процессов и  постепенное формирование сетевого общества с низкими транзакционными  издержками на коммуникации заставляет все чаще и чаще говорить о доверии  как о капитале, необходимом для  развития. Появляется еще один поставщик  специфического капитала, который заинтересован  в его наращивании. Проблема здесь  в том, что такой капитал как  доверие формируется социальной группой (сообществом), а не отдельным  индивидуумом или корпорацией.

Говоря  о будущем корпораций, необходимо понять новую природу конфликта  интересов. Один из существенных моментов здесь связан с распределением рисков. На более ранних этапах остаточный риск (residual risk) ложился в основном на акционеров, что и давало им преимущественное право в принятии решений. В современной ситуации остаточный риск распределяется более широко – тупиковая ориентация компании, использующей интеллектуальный капитал, увеличивает риск невостребованности этого интеллектуального капитала, что ведет к прямым будущим потерям для поставщиков интеллектуального капитала.

 

 

1.Сущность и виды корпоративных конфликтов.

 

Отсутствие  баланса интересов между субъектами корпоративных отношений может  стать причиной корпоративных конфликтов. Практика показывает, что имеется  несколько типов конфликтов, способных  оказывать негативное влияние на деятельность акционерных компаний.

Во-первых, это конфликты, связанные с действиями управленцев компаний, приводящим к  нарушениям прав акционеров. Ключевым моментом в возникновении данных конфликтов являются собственные цели управленцев, идущие вразрез с интересами самой акционерной компании (направленные, например, на вторичный передел собственности). Подобные конфликты возникают чаще всего в условиях распыленности акций общества среди большого количества акционеров – физических лиц, не обладающих достаточными знаниями своих прав акционеров как субъектов корпоративного управления, что приводит на практике к отсутствию у акционеров реальной возможности осуществлять контроль за деятельностью управленцев компании.

Второй  тип конфликтов – это конфликты  между владельцами крупных (контрольных) пакетов акций и миноритарными  акционерами. Первые, действуя исключительно  в своих интересах, могут принимать  решения, о совершении сделок, противоречащих интересам общества (о выводе активов  общества), о невыплате дивидендов, о проведении дополнительной эмиссии  в целях размывания доли мелких акционеров и т.д.

Корпоративные конфликты приносят обществу и государству  непоправимый моральный и экономический  ущерб. Уже вошли в ежедневную практику многочисленные судебные разбирательства  относительно нарушения процедурных вопросов в ходе проведения собраний акционеров, совершения управленцами компаний противозаконных сделок по выводу активов предприятия, по непредставлению информации акционерам о деятельности компании и др.

В акционерных  обществах где одним из субъектов  корпоративных отношений является государство наиболее полно представлена вся гамма противоречивых экономических  интересов субъектов корпоративных  отношений.

По мнению Э.А. Уткина, существо конфликта можно  определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Каждая из участвующих в конфликте  сторон делает все, чтобы была принята  ее точка зрения или цели и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликты обычно ассоциируются с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями.

Известный конфликтолог Л. Козер предлагал понимать под конфликтом «борьбу за ценности и претензии на определенный социальный статус, власть и недоступные для всех материальные блага; борьбу в которой целями состоящих в конфликте сторон является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника».

Основанием  корпоративного конфликта является противоречие между интересами субъектов  корпоративных отношений. Субъектами корпоративных конфликтов выступают  участники корпоративных отношений. Объектом корпоративного конфликта  в основном являются права собственности  на акции компании и права, вытекающие из акций.

Полярность  интересов участников конфликта, различное  отношение их к ценностям и  нормам общественной жизни, разнообразие объектов и предметов противоборства приводят к тому, что конфликты могут носить самый разнообразный характер. Исходя из этого, в целях выбора адекватного метода реагирования, диагностики и управления конфликтом отечественные конфликтологи классифицируют их следующим образом.

  • по способу разрешения конфликты делятся на антагонистские и компромиссные;
  • в зависимости от природы возникновения выделяют конфликты социальные, организационные, эмоциональные и личностные;
  • с учетом направленности воздействия конфликты могут быть вертикальными и горизонтальными;
  • по степени выраженности различают открытые и скрытые конфликты;
  • в зависимости от количества вовлеченных участников конфликты делятся на внутриличностные, межгрупповые и межличностные.

 

2.Регулирование корпоративных конфликтов.

 

Говоря  о регулировании конфликтов следует  отметить, что важное значение управления конфликтом, особенно корпоративным, предметом  которого является право собственности, имеют нормы права.

Как отмечают авторы книги «Конфликтология» правовая норма, как и любая социальная норма, имеет несколько каналов  воздействия на поведение людей:

  • информационное воздействие норма предполагает индивидуальный вариант поведения, одобряемый государством, и предупреждает о последствиях того или иного поступка;
  • ценностное воздействие - норма декларирует ценности, признаваемые обществом и государством;
  • принудительное воздействие - норма обладает силой принуждения в отношении тех, кто игнорирует ее требования. При нарушении нормы вступают в действие правовые механизмы, начинают функционировать учреждения и должностные лица, занятые применением права.

Следует отметить, что сегодня в России уже есть достаточно законодательных  актов, способных регулировать, управлять  конфликтами. Однако практически все  они имеют свои недостатки, что  и является одной из причин возникновения  конфликтных ситуаций и затрудняет управление и решение конфликтов.

В качестве иллюстрации к данному утверждению  можно привести федеральный закон  «О защите прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных бумаг».

Нет необходимости  говорить о том, что принятие федерального закона «О защите прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных бумаг» явилось желанным событием в российском законодательстве, событием, которого все так долго ждали.

В целом  бесспорным является то, что принятие закона «О защите прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных бумаг» имеет позитивное значение для укрепления законности в сфере рынка ценных бумаг, поскольку теперь существовавшие в законодательстве о ценных бумагах запреты реально обеспечены эффективными мерами принуждения, результатом чего станет их соблюдение участниками рынка. Таким образом, законодательство приобрело регулятивные качества и тот правовой эффект, на который оно было изначально направлено. Однако, с принятием нового закона, проблем в сфере защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг не только не убавилось, а, как ни парадоксально, еще больше увеличилось.

И связаны  они, прежде всего, с реализацией  закона на местах. ФКЦБ России выполняет  главное - нормативное регулирование  рынка ценных бумаг, построение инфраструктуры, а теперь и применение мер административного  воздействия к нарушителям законодательства. Реализация и контроль за выполнением  установленных правил и условий  функционирования фондового рынка, непосредственное применение административных санкций находятся, главным образом, в ведении региональных отделений  ФКЦБ России. Очевидно, что такая структура продиктована необходимостью осуществления единого государственного подхода к формированию и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Но надо признать: реальной защиты интересов инвесторов подобная структура не обеспечивает. Разделение и закрепление огромных территорий России всего за 15 региональными отделениями вряд ли можно назвать удачным решением. В такой ситуации отделения просто не в состоянии обеспечить нормальный контроль за деятельностью участников рынка ценных бумаг. Принятый закон оставил эту проблему без разрешения.

Информация о работе Типы корпоративных конфликтов. Урегулирование корпоративных конфликтов