Теория человеческих потребностей и ее применение в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Менеджер достигает целей организации через своих подчиненных. В этом смысле функция мотивации является самой существенной. Именно поэтому я решила более глубоко исследовать теории человеческих потребностей. В частности мотивацию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Эволюция мотивации……………………………………………….6
2.Потребности и вознаграждения……………………………………7
3.Первичные и вторичные потребности…………………………….7
4.Сложность мотивации через потребности………………………..8
5.Вознаграждения…………………………………………………….9
6.Внутренние и внешние вознаграждения………………………….9
7.Содержательные теории мотивации……………………………...10
8.Процессуальные теории……………………………………………15
9.Теория ожиданий…………………………………………………...15
10.Модель Портера-Лоулера…………………………………………16
11.Применение модели Портера-Лоулера в практике управления..18
12.Мотивация и компенсация………………………………………..18
13.Мотивация и менеджмент………………………………………...20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Краткая характеристика завода «Петросталь»…………………….24
2.Актуальные проблемы управления персоналом и их возможные
решения…………………………………………………………………25
2.1.Исследования удовлетворенности трудом персонала
ЗАО «Петросталь»……………………………………………………..25
2.2.Практические способы улучшения эффективности управления
трудовыми ресурсами на ЗАО «Петросталь»………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..32
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………36
Приложение 1………………………………………………………….37
Приложение 2………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Теории человеческих потребностей и их применение в менеджменте.docx

— 77.42 Кб (Скачать)

     Гибкое размещение – позволяет менять не только часы, но и расположение работы – можно работать дома, в филиалах и т.п.

     Конечно, не всякие виды и организация труда позволяют использовать гибкое расписание времени, но эта форма мотивации нашла широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий.

Еще один способ вознаграждения – перспектива. Многие фирмы теряют своих лучших работников, потому, что не дают им возможности  «расти».   Если руководитель хочет удержать таких людей, он должен открывать перед ними перспективу профессионального роста. Это не значит, что всех хороших работников нужно постоянно передвигать на более высокие должности. Можно вознаградить иначе, например, поручив ему новую, более сложную и ответственную работу с соответствующей оплатой.

Заключая  этот вопрос, следует сказать об острой проблеме сегодняшнего дня –улучшении условий труда.

      Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия труда. Условия труда, вступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно и фактором и следствием производительности труда и его эффективности. Следует отличать еще одну сторону этой проблемы – низкая трудовая культура самих работников.   Длительное время работая в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, человек не умеет, да и не хочет правильно организовывать свое рабочее место. 

1 Краткая характеристика завода «Петросталь».

ЗАО МЗ «Петросталь».

     В настоящее время завод является поставщиком стального проката для различных отраслей промышленности, строительного комплекса, транспорта. Среди заказчиков предприятия - многие крупнейшие заводы России: АвтоВАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ и другие, а также фирмы стран СНГ, Европы, Азии и Америки.

     На 01.02.05, на АО МЗ «Петросталь»  работают 1880 человек. Из которых  служащих 405 человек, рабочих 1475. Заработная плата работающих  в несколько раз превышает  уровень потребительской корзины.  При приеме на работу заполняется  анкета, составляется трудовой договор,  выдается направление на обязательный  предварительный медицинский осмотр. Мед. осмотр является платной  процедурой, но после отработанного  месяца работнику возвращаются  все затраченные им средства.

     За последние годы наблюдалось  ежегодное снижение количества  работников. Процент текучести составляет 16 %. Это связанно с  проблемами  стоящими внутри предприятия.  Во-первых, большой риск травматизма  и вредные условия труда. Во-вторых, очень мал шанс продвижения  по «карьерной лестнице». Продвижение  возможно только в случае ухода  руководителя на пенсию, либо  перехода его  на освободившееся  место на вышестоящую должность.  Процесс повышения человека в  должности зависит скорее от  случая. Это может быть и создание  дополнительного руководящего места.  Под сокращение попадают в  основном рабочие, а служащие  работают десятилетиями. Причем  устроится на работу в качестве  служащего довольно проблематично,  текучесть в этом секторе минимальна. Зато устроится, в качестве  рабочего можно в любое время  года. Предприятие постоянно нуждается  в рабочих.

     Сейчас численность лиц пенсионного  возраста на предприятии неуклонно  растет. Тенденция снижения количества  служащих молодых работников  в возрасте до 30 лет неуклонно  снижается на протяжении последних  пяти лет. Так, к примеру, в этом году это 63 человека, в прошлом 69. Зато постоянный рост молодых работников наблюдается по рабочим должностям. 

2 Актуальные проблемы управления персоналом и их возможные решения.

     Перед руководителем, озабоченным достижением эффективного управления над своими подчиненными, стоит задача формирования такой рабочей среды, которая будет максимально эффективно воздействовать на их трудовую мотивацию.

2.1 Исследование удовлетворенности трудом персонала ЗАО«Петросталь»

     На основе данных ежегодного  анкетирования, в котором участвовали  работники ЗАО МЗ «Петросталь», формулируются основные выводы, принимаются или отвергаются  гипотезы и даются рекомендации.

     Проведем анализ полученной информации.

     - Размер заработной платы.

     68% опрошенных отметили среднюю  удовлетворенность размером заработной  платы. Следует повысить материальное  стимулирование работников, а так  как поднятие заработной платы  для увеличения удовлетворенности  приведет к большим затратам  то следует наладить систему  премий и бонусов для поднятия  показателя.

     - Работа без больших напряжений  и стрессов.

     Низкий уровень данного показателя  скорее связан с характерными  особенностями предприятия.

     - Перспективы профессионального  и служебного роста.

      Опрос показал, что более половины  сотрудников не видят  перспективы  роста в данной организации. Руководству стоит проявлять большую заинтересованность в росте и прогрессе сотрудников. Это может выражаться в том, что работнику будет поручена более сложная работа, можно делегировать работнику больше ответственности за выполнение определенной работы. Хотелось порекомендовать руководству предприятия всячески поощрять инициативу молодых работников в возрасте до 30 лет. Так как это, возможно, принесет новые идеи, не бояться доверять молодым руководящие  должности.

     - Взаимоотношения с непосредственным руководителем.

     62% опрашиваемых ответили, что их удовлетворяет данный показатель. Это является следствием индивидуального подхода к подчиненным. С развитием организации и увеличением численности персонала будет все труднее поддерживать этот фактор.

     - Информированность на предприятии. 40% работников отметили недостаток информации о целях и задачах предприятия.

     - Важность и ответственность выполняемой работы.

     74% опрошенных работников удовлетворяет этот показатель удовлетворенности.

     - Условия труда.

     В ЗАО МЗ «Петросталь» уделяют небольшое внимание на данный показатель. Следствием этого и стал такой низкий результат опроса, 70%.

     - Надежность работы, дающая уверенность в завтрашнем дне.

     Низкий уровень данного показателя скорее связан с нестабильностью российского рынка, нежели конкретно с рассматриваемой организацией.

     - Возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей.

     89% опрошенных отметили среднюю удовлетворенность этим показателем. Этот показатель того, насколько эффективно организована работа в целом. Низкая оценка этого показателя связана с тем, что организация интенсивно развивается и одновременно с развитием требуется реорганизация организации работ, на которую требуется много сил и времени.

     - Взаимоотношения, сложившиеся с товарищами по работе.

     90% опрошенных ответили, что их в полнее удовлетворяет этот показатель – самая высокая оценка из всех пунктов анкеты. Однако это не означает, что можно забыть о данном показателе. В будущем в организации так же  следует поддерживать хорошие взаимоотношения между работниками.

    - Возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе.

     45% опрошенного персонала ответили, что их удовлетворяет данный показатель. А 55% что не удовлетворяет. Непосредственным руководителям работников следует выявить людей с низким уровнем удовлетворенности по данному показателю и по возможность предоставить больше инициативы в выполняемых ими обязанностях.

     - Соответствие работы вашим способностям.

     Опрос показал очень низкую удовлетворенность данным показателем. Для эго повышения руководству следует выявлять способности работников и действовать в соответствии с полученной информацией.

     - Работа как средство достижения успеха в жизни.

     Более половины опрошенных отметили среднюю удовлетворенность этим показателем. Это связано не только с предприятием, но и с  невысоким уровнем жизни в России. 

      2.2  Практические способы улучшения эффективности управления  трудовыми ресурсами на ЗАО МЗ «Петросталь»

     Рассмотрим возможные способы улучшения эффективности управления  трудовыми ресурсами, применимые к данному предприятию. На основе проведенного исследования выделить их можно в пять относительно самостоятельных направлений:

     1. Материальное стимулирование.

     2. Улучшение качества рабочей силы.

     3. Совершенствование организации труда.

     4. Вовлечение персонала в процесс управления.

     5. Не денежное стимулирование.

     Размер заработной платы имеет ныне для рабочих важнейшее значение. На обследованном предприятии он в 2005 г. составлял в среднем, 15 тысяч рублей, что вдвое больше, потребительской корзины Санкт-Петербурга. Тем не менее, его размером оказались удовлетворенны 68% рабочих

     Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.

     Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.

     Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

     Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда, а, следовательно, и эффективностью его управления.

     Следует отличать еще одну сторону этой проблемы - низкая трудовая культура самих работников. Длительное время, работая в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, человек не умеет, да и не хочет правильно организовывать свое рабочее место.

     Усиление обратной связи. Обратная связь бывает внутренней - то есть идущей от самой работы и внешней - в случае, когда потребитель результатов работы отзывается об их качестве, а также в случае публичной похвалы.

     Внутренняя обратная связь является более надежной, т.к. действует непосредственно на работника во время выполнения задания. Верный способ стимулирования этой связи - постановка четких и конкретных целей, не указывая при этом путь их достижения. Другой способ - введение в процесс изготовления проверок на качество. Это позволит работнику немедленно исправлять недостатки, и соответственно корректировать процесс выполнения работы, приближая его к максимально эффективному. А значит, в результате подобные сбои в будущем уже не повторятся.

Информация о работе Теория человеческих потребностей и ее применение в менеджменте