Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:12, реферат
Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Менеджмент — слово английского происхождения. В переводе на русский язык, «management» означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. При более глубоком рассмотрении понятий английского «менеджмент» и русского «управление» существуют большие различия.
Создание принципиально новой
системы управления в России, адекватной
рыночным отношениям, является неотъемлемой
составляющей построения нового общества.
Управление в условиях рынка получило
название менеджмента. Менеджмент — слово
английского происхождения. В переводе
на русский язык, «management» означает управление,
т.е. вид деятельности по руководству людьми
в самых разнообразных организациях. При
более глубоком рассмотрении понятий
английского «менеджмент» и русского
«управление» существуют большие различия.
Процесс управления организацией – это
непрерывный, целенаправленный, постоянно
повторяющийся процесс, на который оказывают
воздействие факторы внешней и внутренней
среды.
Отличительные особенности менеджмента
заключаются в том, что он ориентирует
фирмы на удовлетворение потребностей
рынка, на постоянное повышение эффективности
производства (получение оптимальных
результатов с наименьшими затратами),
на свободу в принятии решений, на разработку
стратегических целей и программ и их
постоянную корректировку в зависимости
от состояния рынка.
Надо отметить, что нет единой точки зрения
на определение понятия менеджмента. В
настоящее время наиболее распространенной
позицией является взгляд на менеджмент
как процесс планирования, организации,
мотивации и контроля, необходимый для
достижения организацией цели.
Управление зародилось примерно семь
тысячелетий назад, но только в XX в., с развитием
капитализма, менеджмент выделился в самостоятельную
область знаний, науку.
Любая наука базируется на использовании
исторического метода, позволяющего хорошо
изучить историю развития управленческой
мысли во всем ее многообразии.
Мы рассмотрим вклад в управление на основе
классической или, как ее еще называют,
административной школы Анри Файоля.
Основные положения концепции управления А. Файоля.
Школа Анри Файоля (1841- 1925) занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Она заслуживает особого внимания, так как его принципы управления более совершенны. Итак, Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. В 19 лет Файоль окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что представители школы научного управления начинали свою Деятельность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Следовательно, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и классической школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления основное внимание уделяли повышению эффективности производства, тогда как представители классической школы считали главным совершенствование управления организацией в целом.
Так Файоль, с именем которого связывают
возникновение этой школы и которого называют
отцом менеджмента, на протяжении тридцати
лет (1888—1918) был управляющим большого
французского горнодобывающего и металлургического
концерна «Комамбо». Когда он принял руководство,
концерн находился на грани краха. К моменту
выхода Файоля в отставку (1918) концерн
превратился в одно из крупнейших, эффективно
работающих предприятий, что способствовало
укреплению обороноспособности Франции
во время первой мировой войны.
Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил
Центр административных исследований,
который занимался выполнением заказов
по проведению исследований в различных
сферах экономической деятельности (табачная
промышленность, почтово-телеграфное
ведомство). Файоль был награжден орденом
Почетного легиона и другими государственными
наградами, имел высокие научные звания.
Целью классической школы было создание
универсальных принципов
В основе концепции Файоля лежало
положение о том, что во всяком предприятии
имеется два организма: материальный и
социальный. Первый включает сам труд,
средства труда и предметы труда в их совокупности,
под вторым он подразумевал отношения
людей в процессе труда возможности из
всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
Материальный организм включает в себя
шесть основных групп операций управленческой
деятельности:
1) техническую и технологическую (производство,
изготовление, переработка);
2) коммерческую (закупка, продажа, обмен);
3) финансовую (привлечение капиталов и
эффективное управление ими);
4) охранную (охрана собственности и физических
лиц);
5) учетную (инвентаризация, балансовые
ведомости, издержки производства, статистика);
6) административную (предвидение, организация,
распорядительство, координирование и
контроль).
Управление людьми (социальный организм)
включает следующие обязанности:
• установление программы действий; определение
задач, целей и потребностей предприятия
и установление соответствия между ними
и материальным и социальным организмами;
• наблюдение за выполнением программы;
• осуществление руководства предприятием
компетентным и энергичным руководителем;
• правильный подбор административного
аппарата;
• точное определение функций;
• согласование усилий для выполнения
намеченной работы;
• ясное, отчетливое и точное формулирование
решений;
• поощрение ответственности и инициативы;
• справедливое вознаграждение за труд;
• предупреждение ошибок и недоразумений;
• обязательное соблюдение дисциплины;
• подчинение личных интересов интересам
предприятия;
• единство распорядительства;
• всеобщий контроль;
• борьба со злоупотреблениями в регламентации,
с бюрократическим формализмом, бумажной
волокитой и т.д.
По Файолю, руководитель, исполняющий
функцию распорядительства, должен придерживаться
следующих правил:
• знать в совершенстве подчиненных ему
работников;
• увольнять неспособных работников;
• хорошо знать условия, связывающие предприятие
и служащих;
• подавать положительный пример;
• производить периодическое инспектирование
социального организма предприятия;
• проводить совещания с ведущими работниками
предприятия с целью согласования единства
направлений и усилий;
• стремиться к тому, чтобы среди персонала
предприятия господствовали активность
и преданность;
• не уделять мелочам много внимания в
ущерб решению важнейших вопросов.