Теория администрации А.Файоля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Менеджмент — слово английского происхождения. В переводе на русский язык, «management» означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. При более глубоком рассмотрении понятий английского «менеджмент» и русского «управление» существуют большие различия.

Файлы: 1 файл

Основы управления доклад.docx

— 16.26 Кб (Скачать)

Создание принципиально новой  системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.  
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Менеджмент — слово английского происхождения. В переводе на русский язык, «management» означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. При более глубоком рассмотрении понятий английского «менеджмент» и русского «управление» существуют большие различия.  
Процесс управления организацией – это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды.

Отличительные особенности менеджмента  заключаются в том, что он ориентирует  фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.  
Надо отметить, что нет единой точки зрения на определение понятия менеджмента. В настоящее время наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения организацией цели. 
Управление зародилось примерно семь тысячелетий назад, но только в XX в., с развитием капитализма, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку.  
Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии.  
Мы рассмотрим вклад в управление на основе классической или, как ее еще называют, административной школы Анри Файоля. 

Основные положения концепции  управления А. Файоля. 

Школа  Анри Файоля (1841- 1925) занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Она заслуживает особого внимания, так как  его принципы управления более совершенны. Итак, Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления. В 19 лет Файоль окончил Национальную школу горного дела в Сент-Этьене. 

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами  рациональной организации труда  отдельного рабочего, представители  классической школы занялись разработкой  подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется  и тем обстоятельством, что представители  школы научного управления начинали свою Деятельность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Следовательно, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и классической школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления основное внимание уделяли повышению эффективности производства, тогда как представители классической школы считали главным совершенствование управления организацией в целом.

Так Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого называют отцом менеджмента, на протяжении тридцати лет (1888—1918) был управляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во время первой мировой войны.  
Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания. 

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом классическая школа придерживалась того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к  успеху. 

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.  
Материальный организм включает в себя шесть основных групп операций управленческой деятельности:  
1) техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);  
2) коммерческую (закупка, продажа, обмен);  
3) финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими);  
4) охранную (охрана собственности и физических лиц);  
5) учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);  
6) административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль). 

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:  
• установление программы действий; определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;  
• наблюдение за выполнением программы;  
• осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;  
• правильный подбор административного аппарата;  
• точное определение функций;  
• согласование усилий для выполнения намеченной работы;  
• ясное, отчетливое и точное формулирование решений;  
• поощрение ответственности и инициативы;  
• справедливое вознаграждение за труд;  
• предупреждение ошибок и недоразумений;  
• обязательное соблюдение дисциплины;  
• подчинение личных интересов интересам предприятия;  
• единство распорядительства;  
• всеобщий контроль;  
• борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д. 

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:  
• знать в совершенстве подчиненных ему работников;  
• увольнять неспособных работников;  
• хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;  
• подавать положительный пример;  
• производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;  
• проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;  
• стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;  
• не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов. 


Информация о работе Теория администрации А.Файоля