Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:13, контрольная работа
Мотивировать человека — значит затронуть наиболее важные для него интересы и дать ему возможность, шанс реализовать их в процессе работы. Формирование этих побудительных сил трудового поведения — суть процесса мотивации трудовой деятельности.
Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для руководства деятельностью.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теории мотивации …………………………………………………………….4
2. Мотивация…………………………………………………………………….10
2.1. Трудовая мотивация……………………………………………………….10
2.2 Мотивирующие факторы………………………………………………….14
2.3 Экономическая мотивация …………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы ……………………………………………………………...20
Теория
потребностей Маслоу и его последователей
находит свое выражение в разработанных
на предприятиях конкретных системах
мотивации (стимулирования) труда.
2. Мотивация
2.1
Трудовая мотивация
Целенаправленное
производственное поведение сотрудников
зависит как от их способностей и
потенциала, так и от мотивации
сотрудников к
Рисунок
2 - Содержание и функции управления
персоналом организации
Мотивация труда - это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей. На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.
Главные рычаги мотивации - стимулы - внешние побуждения (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).
Мотивирование труда одновременно означает и его стимулирование, то есть создание условий, при которых работник может удовлетворить свои потребности, достигнув заранее установленных показателей.
Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.
Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:
-
занятость всех работников
-
предоставление равных
- согласованность уровня оплаты с результатами труда;
- создание условий безопасности труда;
-
высокий престиж труда в
-
высокая покупательная
-
поддержание в коллективе
Методы мотивации можно классифицировать на:
1)
экономические (прямые) - повременная
и сдельная оплата труда;
2)
экономические (непрямые) - предоставление
льгот в оплате жилья,
3) неденежные - повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.
Основными формами мотивации (стимулирования) работников предприятия являются следующие.
1.
Заработная плата,
2. Системы внутрифирменных льгот работникам предприятия:
-
субсидированное и льготное
- продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой (обычно 10% и более);
- полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы и обратно;
-
предоставление своим
-
предоставление права
-
оплата больничных листов
- эффективное премирование, доплаты за стаж работы на предприятии и др.
3. Нематериальные (неэкономические) льготы и привилегии персоналу:
-
предоставление права на
-
предоставление отгулов,
- более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д.
4.
Мероприятия, повышающие
Привлечение
работников к управлению предприятием
также повышает их мотивацию, поскольку
в данном случае решается проблема
отчуждения их от предприятия и его
руководителей. Всемерное развитие
горизонтальных связей и горизонтальных
структур управления является организационной
основой для мотивации
5.
Создание благоприятной
Образование различных неформальных функциональных групп работников (например, кружки качества), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам своего предприятия. Моральное поощрение работников.
6.
Продвижение работников по
Данные
мероприятия по повышению мотивации
труда позволяют более
В практической деятельности используются различные типологии мотивации работника. В качестве примера приведем типологию, представленную В.В. Травиным и В.А. Дятловым.
2.2
Мотивирующие факторы
Даже просто с экономической точки зрения, люди являются чрезвычайно дорогим ресурсом, а следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью. Осознание этой проблемы ставит перед менеджером задачу: «Какой должна быть идеальная работа для подчиненных?».
Идеальная
работа должна иметь целостность, т.е.
приводить к определенному
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, т.к. стимулирует качественное выполнение работы, а так же, по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы.
На основе этих принципов разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации Р.Хекмана и Г.Олдхэма (рис.3).
Рисунок
3 – Характеристики работ
Рассмотрим каждый из этих основных параметров работы и определим как они влияют на «психологическое состояние» людей к работе.
Разнообразие умений и навыков - характеризует степень, в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и предусматривает использование различных навыков и талантов. Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и, что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, не использующая ценных навыков работника, не вызывает и потребности в дальнейшем обучении.
Целостность работы - под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны менеджера.
Важность работы - под этим параметром понимается степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в организации или во внешнем окружении. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета расценивают свою работу как очень важную, в отличие от рабочих, заполняющих скрепками бумажные коробочки.
Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.
Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений, а не от его собственных усилий. Не будет чувства «собственности» на работу.
При
отсутствии (по каким-либо причинам, например,
применение конвейера) целостности
невозможна и автономия, т.к. может
произойти нарушение общей
Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам «законченной работы», чем на отдельном ее фрагменте.
Расширяя
фронт каждой работы, чтобы работник
отвечал за несколько взаимосвязанных
операций, повышаем автономию. В то
же время это увеличивает
Важность обратной связи очевидна. Люди должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Менеджеры являются важным источником подобной обратной связи. Однако наилучшая обратная связь имеет место тогда, когда работники сами контролируют качество собственной работы.
Рассмотренные
выше три первых фактора вносят свой
вклад в оценку работы с точки
зрения ее сложности, ценности и необходимости.
Если работа не обладает такими параметрами,
то она не будет внутренне мотивируемой.
Хорошее качество ее выполнения не
будет создавать ни чувства выполненного
долга, ни ощущения новизны или приобретения
чего-либо полезного. Работа, удовлетворяющая
всем описанным факторам, внутренне мотивирует
работников, обеспечивает хорошее качество
выполненного задания, доставляет удовлетворение.
Она создает ощущение личного вклада в
выпускаемую продукцию или оказываемые
услуги, дает работникам чувство
сопричастности.