Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:47, контрольная работа
Цель контрольной работы – раскрыть теоретические основы системного, процессного и ситуационного подходов.
Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1) дать определение и раскрыть содержание понятий «процессный подход», «системный подход» и «ситуационный подход»;
2) рассмотреть выработанные теорией и практикой современного менеджмента принципы их применения к управлению организацией;
3) проанализировать практический опыт применения подходов к управлению организацией.
Объект исследования – системный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте.
Введение
1. Применение подходов к управлению организацией
2. Общая характеристика процессного подхода
3. Общая характеристика системного подхода
4. Ситуационный подход и процесс управления
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Применение подходов к управлению организацией
2. Общая характеристика процессного подхода
3. Общая характеристика системного подхода
4. Ситуационный подход и процесс управления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Менеджмент – совокупность
принципов, форм, методов, приемов и
средств управления производством
и производственным персоналом с
использованием достижений науки управления.
Основная цель менеджмента – достижение
высокой эффективности
Для достижения этой цели фирма
нуждается в эффективном
Современная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто используются в практике управления фирмами в форме, так называемого, методологического подхода.
Применительно к менеджменту методологический подход означает использование определенных приемов познания и способов деятельности, направленных на достижение целей управления.
От применения того или
иного подхода к управлению организацией
зависит эффективность
Цель контрольной работы – раскрыть теоретические основы системного, процессного и ситуационного подходов.
Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
1) дать определение и раскрыть содержание понятий «процессный подход», «системный подход» и «ситуационный подход»;
2) рассмотреть выработанные
теорией и практикой
3) проанализировать практический опыт применения подходов к управлению организацией.
Объект исследования – системный, ситуационный и процессный подходы в менеджменте.
Предмет исследования – применение системного, ситуационного и процессного подходов к управлению организацией.
1.Применение подходов к управлению организацией.
Организация — это социальная структура, предназначенная для координации деятельности двух и более человек путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели.
Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организация имеет стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого члена. Она создается по воле руководства и сразу же становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Таким образом, возникает неформальная организация.
Все организации имеют общие характеристики: наличие ресурсов, зависимость от внешней среды, горизонтальное и вертикальное разделение труда, необходимость управления ими.
На сегодняшний день уровень конкурентоспособности организаций и экономическое процветание наций в значительной мере зависит от степени превосходства в области практического управления и от качества разработок теоретического менеджмента. Такие факторы, как технологическая и производственная оснащенность компаний, наличие природных богатств на территории тех или иных стран, начинают играть второстепенную роль.
Известны три важнейших подхода к управлению, внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления:
-процессный подход
-системный подход;
-ситуационный подход.
Процессный подход акцентирует внимание на том, что управление представляет собой непрерывную серию взаимосвязанных функций. Число этих функций строго не определено, отсюда нет единого мнения о том, какие из них следует считать существенными в процессе управления, а какие нет. Концепция процессного подхода по-прежнему остается не раскрытой в полной мере. Она не дает руководителю четкого и ясного алгоритма эффективного управления. Путь к упрощению процесса управления и к наивысшей его эффективности лежит только через решение проблемы эффективной мотивации труда, которая является не просто одной из функций управления, но эквивалентна по своей значимости всем прочим управленческим функциям.
Системный подход является очередной попыткой приблизиться к эффективному управлению организацией без учета основного фактора, влияющего на ее эффективность, — человеческого. Отсюда — изначально заложенная в самом подходе его неспособность конструктивно повлиять на эффективность управления.
Ситуационный подход возник как попытка увязать конкретные приемы и концепции более ранних школ с различными ситуациями в целях повышения эффективности организаций. Возникновение ситуационного подхода подчеркивает кризис в теории управления, т. е. оторванность теории от практики, ее неспособность породить качественно новые подходы к управлению, позволяющие повысить эффективность организаций.
Рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных подходов.
2. Общая характеристика процессного подхода
Процессный подход был
впервые предложен
Функции процесса управления:
Процесс управления состоит
из четырех взаимосвязанных
-Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время?
2. Куда хотим двигаться?
3. Как мы собираемся сделать это?
Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.
-Ораганизация.
Организовывать - значит
создавать некую структуру.
-Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.
В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
Контроль. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы.
Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.
Связующие процессы
Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
Приниятие решений. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.
Коммуникация. Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку организация представляют собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.
3. Общая характеристика системного подхода
Системный подход – это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности (и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.
Информация о работе Теоретические основы системного, процессного и ситуационного подходов