Теоретические основы оценки персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы:
На основе анализа выработать рекомендации по улучшению эффективности оценки персонала. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы деловой оценки персонала;
2) рассмотреть понятия и задачи деловой оценки персонала;
3) выявить вопросы разработки методики оценки персонала;
4) провести анализ деловой оценки персонала в

Файлы: 1 файл

курсовая Беннер Н.docx

— 45.84 Кб (Скачать)

Методы ранжирования являются очень простым способом оценки сотрудников. Их легко применять, легко понимать, а их результаты могут быть с успехом использованы для принятия решений в области компенсации. Однако, эти методы слишком односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т.д. Кроме того, сравнение сотрудников подразделения между собой является достаточно жесткой формой оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри подразделения, обиды, недоверие к руководителю. Кроме этого, рассматриваемый метод обладает следующими недостатками: ненормируемые затраты времени при оценке значительных групп сотрудников, отсутствие возможности сравнения групп. Также нельзя сделать достоверного заключения о качественной дистанции между двумя оцениваемыми объектами: разница в результатах работы между сотрудниками 1 и 2 может быть большой, а между сотрудниками 2 и 3 незначительной. Эти различия нельзя выявить из упорядочения рангов.

Метод альтернативных характеристик отличается от предыдущих тем, что он не использует систематизированные способы измерения. Оценщику предлагается перечень высказываний об образе сотрудника. Оценщик отмечает соответствие или несоответствие конкретного высказывания этому образу. Пример такого перечня приведен ниже:

Сотрудник:

  • соблюдает все сроки
  • имеет сложности при координации различных задач
  • чувствительно реагирует на критику
  • работает больше, чем требуется
  • нелегко находит контакт с внешним окружением
  • в условиях дефицита времени работает безошибочно
  • составляет четко структурированные отчеты (сообщения и т.п.)

Кроме рассмотренных выше методов оценки, существует еще одна их разновидность: метод без предварительного установления показателей оценки. Такой метод устанавливает ход процесса оценивания, но без предварительного определения признаков оценки. В процессе оценки разрабатываются существенные и специфические для рабочего места (должности) измерения результатов труда. Оценщик становится более независимым и гибким в выборе конкретных способов ведения оценки.

Ключевая идея метода лежит в измерении результатов и эффективности труда сотрудников, при котором устанавливается вклад работника в достижение целей организации.

В рамках этого метода выполняются следующие последовательные шаги:

а) устанавливаются цели для каждого сотрудника на конкретный период. При этом определяется ожидаемый трудовой вклад и, исходя из установленных целей, вырабатываются критерии оценки на конец данного периода времени;

б) по его истечении оцениваются результаты как руководителем, так и самим сотрудником. Введение самооценки улучшает информационную базу делового оценивания. Различия в оценках одного события обсуждаются в рамках оценочных бесед;

в) руководитель указывает на возможности улучшения и развития деятельности сотрудника, а также совместно с сотрудником определяет цели на новый период.

Иначе данный метод называется "методом оценки посредством установки целей".

Таких целей должно быть немного, они должны отражать наиболее важные задачи деятельности сотрудника на следующий период и быть:

  • конкретными, т.е. предметными и специфическими;
  • измеримыми, т.е. поддающимися количественной оценке;
  • достижимыми, но напряженными (по мнению психологов, наибольшее стимулирующее воздействие на работника оказывает цель, вероятность достижения которой составляет 50%);
  • значимыми, т.е. относящимися к профессиональной деятельности сотрудника и связанными с задачами организации в целом;
  • ориентированными во времени, т.е. для каждой цели должен быть определен срок ее исполнения.

В дополнение к простоте, четкости и экономичности, метод оценки путем постановки целей обладает еще несколькими достоинствами. Участие сотрудника в определении ключевых целей значительно повышает в его глазах объективность процесса оценки, обеспечивает понимание того, по каким критериям его будут оценивать, а так же усиливает мотивацию. Диалог с сотрудником повышают объективность оценки руководителя, усиливает связь индивидуальных целей с задачами организации и подразделения, а также целевую направленность профессиональной деятельности сотрудника.

Основной недостаток данного метода заключается в том, что оцениваются не все аспекты работы сотрудника, а только степень выполнения им ключевых задач, что ограничивает объективность оценки и возможности ее использования для принятия решений о назначении на новую должность, профессиональной подготовке, повышении заработной платы и т.д.

Рассмотренные выше методы аттестации (при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель) являются традиционными для большинства современных компаний. Они довольно эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды. В тоже время, этим методам присущ ряд недостатков, делающих их неадекватными для современных динамичных компаний, которые функционируют в условиях глобальной конкуренции.

Традиционные методы:

сфокусированы на отдельном работнике, оценивая его вне организационного контекста. Сотрудник подразделения, провалившего стратегически важный проект, может получить высшую аттестационную оценку.

основываются исключительно на оценке сотрудника руководителем. Фактически руководитель находится в положении "царя и бога" по отношению к подчиненному он определяет его задачи, контролирует и оценивает в конце года. Полностью игнорируется мнение других контрагентов аттестуемого коллег по организации, подчиненных, руководителей более высокого уровня, клиентов, поставщиков.

ориентированы в прошлое (на достигнутые результаты) и не учитывают долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника.

Неудовлетворенность многих организаций традиционными методами аттестации побудила их начать активные поиски новых подходов к оценке персонала, в большей степени соответствующих реалиям сегодняшнего дня.

К числу таких методов, безусловно, относится "360° аттестация". При "360° аттестации" сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные механизмы аттестации могут быть различными (все аттестующие заполняют одну и ту же форму оценки, каждая категория заполняет особую форму, аттестация коллегами и подчиненными проводится с помощью компьютера и т.д.). Однако суть этого метода четко отражена в его названии, а именно получение всесторонней оценки сотрудника.

Психологические методы оценки являются своеобразной разновидностью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника. В отличие от традиционной аттестации оцениваются не результаты (эффективность работы в занимаемой должности), а потенциал сотрудника. Психологические методы позволяют добиться высокой степени точности и детализации оценки, однако значительные издержки, связанные с необходимостью привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения. В современных организациях эти методы используются в основном для определения сотрудников с лидерским потенциалом будущих руководителей. Крупные компании создают специальные программы оценки потенциала своих сотрудников с помощью психологических методов, получивших название Центров оценки потенциала.

 

Список использованной литературы

  1. Дейнека А.Б. Управление персоналом организации: учебник
  2. Плеханов А.Г, Плеханов В.А. Управление персонала: учебное пособие
  3. Корсакова А.А, Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом. Учебно-методический комплекс
  4. Александрова Н. А., Васильцова Л. И., Воронин Б. А., Набоков В. И. Управление персоналом организации. Учебник для бакалавров
  5. Бабосов Е. М., Вайнилович Э. Г., Бабосова Е. С. Управление персоналом. Учебное пособие для вузов
  6. Аксенова Е. А., Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л., Малиновский П. В., Малиновская Н. М. Управление персоналом: учебник
  7. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учебное пособие
  8. Бакун. Маркетинг персонала: учебное пособие.
  9. Кафидов В.В. Управление персоналом - СПб.: Питер, 2009-240с
  10. Гаврилова О. Г. Оценка персонала и её отличие от аттестации. "Финансовая газета" Экспо, № 2, 2009-40с
  11. Трофимов Н.С. Современное управление персоналом организации. - СПб.: Канди, 2008-298с
  12. Ющин В.П. Аттестация персонала: что и как? «Отдел кадров коммерческой организации», №11,2009-80с.
  13. Брагина З.В., Дудяшова В.П. Управление персоналом-М.:Кнорус,2008-128с.
  14. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учеб. пос. – М.: ГЕЛАН, 2009.
  15. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». – М.: МГУ,2008.
  16. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов,2009.
  17. Основы управления персоналом. Под ред. Розарёновой Т.В.- М.:ГАСБУ, 2009
  18. Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №11
  19. Могилевский Е.А. Организация системы деловой оценки персонала в компании на основе современных технологий // Управление человеческим потенциалом. - 2009. - № 01(17). - С. 53-62
  20. Мамонова И.Ф. Оценка персонала как инстурмент развития сотрудников / И.Ф. Мамонова // Управление развитием персонала. - 2009. - № 01(17). - С. 40-46
  21. Пугачев В.П. Оценка персонала / В.П. Пугачев// Справочник кадровика. - 2009. - № 10 - с. 119-124
  22. Управление персоналом организации: Учебник / под ред.А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2014
  23. Богин И.И. Индивидуальный план развития / И.И. Богин. // Управление развитем персонала.- 2009. - № 1. - С. 230-243
  24. Григорьева И.С. Роль руководства в развитии сотрудников компании / И.С. Григорьева. // Управление развитем персонала. - 2008. - № 4
  25. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. - М.: Тк Велби, Изд-во Проспект, 2008
  26. Михайлова Е.В. Профессиональное развитие и карьерный рост менеджера (Часть 2) / Е.В. Михайлова. // Управление развитем персонала. - 2009. - № 2.
  27. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2009.
  28. Журнал «Управление персоналом». Седьмое исследование рынка рекрутмента (кадровых агенств), 2009.
  29. Вучкович А.А. Оценка результатов деятельности. - М.:МЦФЭР, 2010. - 848с.
  30. Щёкин Г.В. Теория и практика управления персоналом: Учеб.- метод. пособ. - К.: МАУП, 2009.
  31. Официальный Интернет - портал для управленцев. - [Электронный ресурс]: #"justify">.Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.
  32. Организация и оценка персонала. // Служба кадров. 2011.

Информация о работе Теоретические основы оценки персонала