Тенденции организационных изменений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:20, реферат

Краткое описание

Переход от государственной собственности к иным ее формам несовместим с шаблонным подходом к организационному построению субъектов хозяйственной деятельности. Коренные изменения происходят в структуре управления, когда предприятия преобразуются в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие предприятия с коллективной формой собственности. Меньшую ломку претерпевают формы управления при сдаче предприятий и другого государственного имущества в аренду с правом последующего выкупа трудовыми коллективами и юридическими лицами.

Файлы: 1 файл

тенденции организационных изменений.docx

— 17.87 Кб (Скачать)

Тенденции организационных  изменений

 
Переход от государственной собственности  к иным ее формам несовместим с  шаблонным подходом к организационному построению субъектов хозяйственной деятельности. Коренные изменения происходят в структуре управления, когда предприятия преобразуются в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие предприятия с коллективной формой собственности. Меньшую ломку претерпевают формы управления при сдаче предприятий и другого государственного имущества в аренду с правом последующего выкупа трудовыми коллективами и юридическими лицами. Жесткие схемы управления вытесняются коллегиальными, демократическими процедурами при продаже предприятий и производств (прежде всего небольших) трудовым коллективам, а также акционерным обществам, кооперативам, другим юридическим лицам и гражданам. Нетипичные ситуационные решения должны приниматься в условиях постепенного выкупа имущества государственного предприятия трудовым коллективом, в том числе за счет части остающейся в его распоряжении прибыли. 
 
Приоритетными задачами реформы предприятии в современных условиях являются: 

  •  
    защита прав акционеров, четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления;
  •  
    расширение участия в корпоративном управлении инвесторов, имеющих долгосрочные цели;
  •  
    создание системы защиты контрактов, укрепление контрактного права;
  •  
    обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
  •  
    обеспечение органов управления необходимой информацией и доступа к ней собственников, инвесторов, кредиторов;
  •  
    создание эффективного механизма управления предприятиями;
  •  
    реструктуризация либо ликвидация неэффективных, убыточных предприятий;
  •  
    создание условий для рыночной оценки активов предприятий;
  •  
    внесение изменений в амортизационную политику. 

 
Осуществляя реформирование предприятий, необходимо учитывать особенности современного этапа переходного периода и складывающейся внешней среды хозяйственных организаций (табл. 18.1). Весьма актуальны вопросы разработки концепции управления многоотраслевым комплексом, организации управления в условиях диверсификации производства. Возникает необходимость коренного пересмотра и в ряде случаев отказа от отраслевого принципа управления, поскольку предприятия и объединения, ориентированные только на одну отрасль, на один вид производства или продукт, не отвечают современному уровню научно-технического прогресса и требованиям рынка. Диверсификация производства, условия для которой расширяются благодаря приватизации, требует в свою очередь гибкого управления взаимосвязанными звеньями: маневрирования ресурсами, своевременного реагирования на многообразные потребности рынка, всемерной поддержки нововведений, рисковых инвестиций и т. п. На этой базе и развиваются горизонтальные межфирменные связи, управление которыми осуществляется экономическими методами на договорной основе. 
 
Особое значение в статусе управления приобретает функция координации. Чем выше уровень разделения труда и специализации предприятий (и их частей), чем теснее их взаимозависимость в масштабе региона и страны в целом, тем значительнее потребность в координации независимо от формы собственности предприятия. Осуществление координации непосредственно связано со стилем управления, практикуемыми методами подготовки и реализации хозяйственных решений. Бюрократическая организация независимо от ее масштабов и сферы действия порождает централизованную координацию. Здесь больше формализации, типовых подходов и жестких структур. Демократическому стилю управления адекватна децентрализованная координация, горизонтальная и в известных случаях неформальная. При этом к минимуму сводятся стандартные приемы и методы. 
 
Таблица 18.1 
 

 
^ Элементы организации управления

 
Основные  характеристики

 
В условиях стабильной среды

 
В условиях динамичной среды

 
Главная цель

 
Выполнение задании

 
Обеспечение необходимого уровня прибыли  за счет удовлетворения запросов и  нужд покупателей

 
Основная задача

 
Увеличение объема выпуска продукции

 
Изменение объема выпуска продукции  и ее потребительских свойств  в соответствии с изменениями  рыночного спроса

 
Стратегия

 
Пассивная, выжидающая - «сбыть, что  произведено»

 
Активная с элементами обоснованного  риска - «производить, что можно сбыть»

 
Оценка результатов

 
По степени точности выполнения заданий

 
По положению предприятия на рынке  относительно конкурентов

 
Тип организационной структуры

 
Механистическая, формализованная

 
Адаптивная (вид структуры определяется в зависимости от условий деятельности предприятия)

 
Решения по управлению предприятием

 
Главным образом оперативные (принимаются  по ходу возникновения проблем)

 
Главным образом перспективные (носят  стратегический характер и выбираются на основе оценки альтернативных действий)

 
Стимулирование

 
В зависимости от выполнения задании

 
В зависимости от достигнутых результатов

 
Стиль управления

 
Авторитарный

 
Демократический

 
Характер власти руководителя

 
«От должности»

 
В зависимости от личных и профессиональных качеств


 
 
 
^


Информация о работе Тенденции организационных изменений