Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:39, реферат
Постоянное развитие организации возможно лишь в системе адекватных и своевременных изменений. Готовясь к ним, руководитель должен взвесить все управленческие риски, чтобы потом сокрушенно не констатировать, что "хотели как лучше, а получилось как всегда". Преданных сотрудников, готовых преодолевать все тяготы и неопределенность, сопутствующие изменениям, можно воспитать только в случае, если лидеры сами не будут бояться действовать, ошибаться и исправлять собственные ошибки...
Осознавая, что и с какой целью подлежит преобразованию, управленец обязан спрогнозировать трудности и ловушки, которые могут встретиться на пути внедрения нововведения.
Постоянное развитие организации возможно лишь в системе адекватных и своевременных изменений. Готовясь к ним, руководитель должен взвесить все управленческие риски, чтобы потом сокрушенно не констатировать, что "хотели как лучше, а получилось как всегда".
Преданных сотрудников, готовых преодолевать все тяготы и неопределенность, сопутствующие изменениям, можно воспитать только в случае, если лидеры сами не будут бояться действовать, ошибаться и исправлять собственные ошибки...
Осознавая, что и с какой целью подлежит преобразованию, управленец обязан спрогнозировать трудности и ловушки, которые могут встретиться на пути внедрения нововведения. Нередко недостаточная проработанность алгоритма изменений или само поведение того, кто пытается их осуществить, вызывает сопротивление и тормозит весь процесс. Давайте посмотрим, что обычно подлежит изменениям и на что они направлены:
изменения в целях и задачах деятельности ? ассортимент продукции и набор оказываемых услуг, новые рынки, клиенты и поставщики;
изменения в применяемых технологиях ? оборудование, орудия труда, материалы и энергия, технологические процессы, канцелярская техника;
изменения в организационных структурах и управленческих процессах ? внутренняя организация, трудовые процессы, процессы принятия решений и управления, информационные системы;
изменения в организационной культуре ? ценности, традиции, неформальные отношения, мотивы и процессы, стиль руководства;
изменения в людях ? руководство и персонал, их компетентность, отношения, мотивация, поведение и эффективность в работе;
изменения в эффективности
работы организации ? финансовые, экономические,
социальные показатели, проецирующие
связь с окружающей средой, выполнение
компанией миссии и задач и
использование новых
изменения в престиже и
репутации организации в
Если в качестве руководителей
мы взвесили все риски и предусмотрели
решение возможных трудностей на
уровне менеджмента, то фактор, который
нельзя игнорировать, ? человеческий фактор.
Именно человеческий аспект в организационных
изменениях является фундаментальным,
потому что поведение людей в
организации в итоге
Следовательно, меняющаяся организация меняет и людей, в ней работающих: они должны приобретать новые знания, получать больше информации, решать новые задачи, совершенствовать навыки и умения и менять рабочие привычки, ценности и отношение к делам в организации. Перемены в ценностях и отношениях необратимы, поскольку без них невозможны какие-либо реальные изменения.
Теория изменений поведения человека была разработана социологом Куртом Левиным. Эта теория включает три последовательные стадии ? "размораживание", "изменение" и "повторное замораживание".
"Размораживание" подразумевает
несколько тревожную ситуацию, так
как считается, что для
"Изменение" ? центральная
стадия процесса, когда и руководство,
и сотрудники пробуют
"идентификацию", когда участники процесса испытывают предложенные нововведения;
"интернализацию", или
"усвоение", когда происходит
внутреннее принятие изменений
участниками процесса; при этом
происходит перевод общих
Не важно, происходят ли эти изменения последовательно или одновременно, важно, что они требуют заинтересованного участия лиц, эти изменения проводящих.
"Повторное замораживание"
происходит, когда участники процесса
нововведений внедряют в
боязнь ухудшения положения или страх потерять то, что имеешь, то есть мнение, что в результате проводимых преобразований могут ухудшиться условия труда, его оплата, доходы, загрузка, личная власть и т.д.;
отсутствие убежденности в необходимости изменений: если люди не в полной мере информированы, а цель преобразований им недостаточно объяснена, они чаще всего рассматривают существующую ситуацию как удовлетворительную, а усилия изменить ее - как бесполезные и досадные;
недовольство переменами, насаждаемыми сверху: обычно людям не нравится, когда с ними обращаются, как с пассивными объектами; они возмущаются изменениями, насаждаемыми сверху, относительно которых не могут высказать своего мнения;
недовольство неожиданностями: люди не хотят, чтобы их держали в неведении относительно подготавливаемых действий, возмущаются решениями руководства относительно важных перемен, если они принимаются неожиданно;
страх перед неизвестностью
? обычно люди не любят жить в неопределенности
и могут предпочесть
нежелание иметь дело с
непопулярными проблемами: эта причина
особенно касается руководителей организаций,
которые часто стараются
страх перед неспособностью выполнить что-либо и неудачей ? многих людей волнует, смогут ли они приспособиться к изменениям, сохранить эффективность своей работы или даже ее повысить в новой ситуации; некоторые чувствуют себя неуверенно и сомневаются, смогут ли они сделать требуемые усилия и освоить новые навыки и умения;
нарушения установленного порядка,
привычек и взаимоотношений, ведь после
организационных изменений
отсутствие уважения и доверия к лицу, проводящему изменения: люди относятся с подозрением к переменам, проводимым руководителем, которому они не доверяют и которого не уважают, или внешним лицам, компетенция и мотивы которых неизвестны или непонятны.
Три базовых принципа и семь правил проведения изменений
Базовые принципы проведения изменений:
Как правило, ожесточеннее всего сопротивляются переменам именно те, кто больше всего в них нуждаются; это касается как отдельных работников или руководителей, так и подразделений и организаций в целом.
Часто сопротивление изменениям ? симптом неверной технологии их осуществления.
Пассивное неприятие изменений
часто связано с прошлым
Правила проведения организационных изменений
Первое правило ? правило "узких врат". Данное правило основывается на теории этапов идентификации и интернализации (усвоения) стадии изменений процесса, согласно которой изменения нужно производить таким образом, чтобы сотрудники переживали их, переходя от общего (идентификации) к частному (интернализации). Следовательно, персонал, затрагиваемый процессом изменений, должен вовлекаться в изменения как можно раньше, чтобы оба эти жизненно важных элемента процесса изменений были полностью охвачены.
Однако при вовлечении сотрудника, особенно квалифицированного, в процесс изменений важно учитывать, как он может действовать при этом. По исследованиям специалистов, если в начальный момент такому сотруднику предоставить свободу в выборе методов его работы, а оптимальный метод действий ему будет предложен позже (например, методологическая инструкция), то даже при желании следовать этому оптимальному методу он будет в конечном итоге значительно отклоняться от предложенного метода, следуя собственному. Правда, вариация методов в конце процесса все-таки будет существенно меньше, чем в начале. Если же такому сотруднику с самого начала предложить оптимальный метод действия или близкий к нему, вариация применяемых методов в конце процесса будет незначительной.
Можно сформулировать правило вовлечения сотрудников предприятия в процесс изменений, которое следует назвать правилом ?узких врат?: при вовлечении сотрудников в процесс изменений следует сразу же предоставить им методические материалы, пусть пока даже неофициальные, и потребовать их применения в обязательном порядке; только в этом случае вариация их действий будет незначительной.
Второе правило ? правило "подъема по лестнице". Исследования социологов подчеркивают, что показатели эффективности и качества работы улучшаются быстрее, сильнее и на более долгий срок, если новые методы работы вводятся относительно быстро с последующими периодами стабильной работы по новым методам ("отдыха" от нововведений).
При ?ступенчатой? практике внедрения,
по сравнению с практикой
Третье правило ? правило ?повторения?. Это правило тесно связано с предыдущими. При осуществлении преобразований достигается максимальное значение, которое называется "плато эффективности". После достижения "плато эффективности" результативность нововведений может не только не повышаться, но часто даже снижается. Чтобы закрепить уровень, достигнутый на ?плато эффективности?, необходимо на этой стадии проводить обучение и тренировки сотрудников, закрепляя приобретенные навыки (с использованием правила ?узких врат?). Поэтому можно сформулировать правило, известное как "правило повторения": при внедрении новых методов работы необходимо предусматривать соответствующее обучение и практические занятия (повторения).
Четвертое правило ? правило "предварительного прогрева". На приобретение новых знаний и навыков старые знания и навыки сотрудников могут влиять как положительно, так и отрицательно. Ломка старых привычек происходит на фазе "размораживания", когда сотрудники предприятия испытывают состояние беспокойства и активно ищут информацию, чтобы снизить этот уровень беспокойства. Если ?разморозка? не удалась, сотрудники будут стараться интерпретировать новую информацию с точки зрения сохранения старых подходов. Поэтому правило гласит: при проведении изменений необходимо доказать людям, что привычные им методы работы уже не пригодны для решения новых задач. Если же попытаться внедрять новые методы работы без предварительного разрушения установившегося порядка, существует серьезный риск отрицательного воздействия прежних знаний и навыков.
Пятое правило ? правило "усталых, но довольных". Исходя как из теории, так и из практики менеджмента, желательно устанавливать цели немного выше, чем ожидаемый результат. При этом цели должны быть реалистичными ? ни слишком легкими, ни невыполнимыми, но такими, чтобы при их достижении возникало чувство победы.
У сотрудника, участвующего
в изменениях, должен быть высокий
уровень ожиданий в сочетании
с искренней уверенностью, что
эффективность и
Этот эффект может становиться кумулятивным (то есть накапливающимся), ? повышение эффективности труда побуждает человека брать на себя новые обязанности и, таким образом, создает для него новые возможности для роста и развития.
Напротив, заниженные ожидания
могут приводить к низкой эффективности
работы, что, в свою очередь, может
привести к потере доверия и развитию
неверия и скептицизма в