Технологии менеджмента как стратегический фактор эффективности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

. Стратегическое управление должно давать ответы на следующие три ключевых вопроса:
1. Каковы цели нашей организации?
2. Каков существующий и будущий профиль нашего бизнеса?
3. Что мы должны сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?

Оглавление

Введение
1. Стратегический аспект в управлении организацией…..…………..7
2. Модель стратегического управления……………………………….10
3. Заключение……………………………………………………………15
Литература

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 157.10 Кб (Скачать)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

РОСТОВСКИЙ  ФИЛИАЛ

Кафедра управления и экономики таможенного дела

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Общий менеджмент»

тема: Технологии менеджмента как стратегический фактор эффективности организации

Выполнил:

студент 2-го курса

заочной формы обучения

факультета таможенного  дела

группа 2.2

Костюков Алексей Юрьевич

Проверил:________________________

(инициалы, фамилия преподавателя)                                                                            (уч. степень, уч. звание)

Оценка______________________________

Подпись_____________________________

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Содержание

Введение 

  1. Стратегический аспект в управлении организацией…..…………..7 
  2. Модель стратегического управления……………………………….10 
  3. Заключение……………………………………………………………15 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ме́неджмент (от англ. management — управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) — разработка (моделирование и т.д.), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Стратегия (strategy) — это качественно определенная,

обобщенная модель долгосрочных действий организации, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей посредством распределения и координации своих ресурсов.

 

Теория управления применяет научные методы анализа с целью выработки определённых методов и рекомендаций для практики управления. Однако эти методы и рекомендации — не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Эффективное применение этих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств, условий. Так, например, японский опыт использования «кружков качества» не нашёл широкого применения в условиях американской промышленности из-за различий социальных отношений на производстве. Поэтому одним из важных условий эффективного управления (то есть достижения целей организации с минимальными затратами) является адекватность (соответствие) применяемых методов управления внешней и внутренней среде функционирования организации. Бесполезно применять в промышленности методы управления, принятые в армии и наоборот. Точно также в условиях рыночной экономики не обеспечат запланированных результатов, использовавшиеся в СССР, директивные методы управления. И наоборот, применение методов менеджмента и маркетинга в экономике СССР представляло бы лишь академический интерес.

Как и во всякой другой сфере  интеллектуальной и практической деятельности людей (военное дело, медицина и т. п.), научность управления и искусство управления дополняют друг друга. Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях. Управление, то есть действия, обеспечивающие достижение поставленных целей, следует отличать от так называемого «камлания» и «воздействия» (камлание — ритуальные действия шаманов по вызову дождя, изгнанию духов и т. д.). Под камланием понимается руководящая деятельность, не приводящая к каким либо результатам. Такая деятельность может быть безопасной только в условиях устойчивой экономики. Под «воздействием» понимается руководящая деятельность, приводящая к изменению организационных структур, условий внешней и внутренней среды организаций, но не обеспечивающая достижение поставленных целей. В большинстве случаев такая деятельность создаёт опасность для жизнедеятельности организации. Таким образом, руководящие действия, не обеспечивающие достижения поставленной цели, не являются управлением. 

Генезис управления коммерческим предприятием в условиях рынка с системно-кибернетических  позиций показывает, что:

  • управление является процессом, направленным на достижение определённой цели. Уровень достижения цели определяет эффективность менеджмента в целом и его инструментария — в частности;
  • в условиях рынка экономическая эффективность является императивом всей производственной деятельности коммерческого предприятия. Ориентация цели на максимизацию прибыли обеспечивает условие экономической эффективности производства и повышает устойчивость предприятия в рыночной среде.

Под эффективностью менеджмента мы будем понимать, сложную многогранную категорию, которая отражает характерные  особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений.

Эффективность управления, как социально-экономическая  категория, - это результативность данной деятельности, степень рационального  использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления –  отражать уровень и динамику его  развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

Эффективность можно различать  как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается  предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.

Эффективность управления бывает тактической  и стратегической. Тактическая эффективность  отражает получение эффекта в  ближайшем времени, стратегическая в будущем.

В достижении высокой эффективности  менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма  и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента  всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними – состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя  и внутренняя эффективность менеджмента  должны быть сбалансированы.

 

Цель:

Получить представление о стратегическом управлении в рамках различных

парадигм, характеризующих  эволюционное развитие менеджмента, и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления современной организацией.

 

I. Стратегическое  управление должно давать ответы  на следующие три ключевых вопроса:

     1.  Каковы цели нашей организации?

     2.  Каков существующий и будущий  профиль нашего бизнеса?

     3.  Что мы должны сделать,  чтобы обеспечить достижение  поставленных целей?

 

II. Основами стратегического  управления являются:

1)   анализ внешней  среды организации;

2)   внутренняя диагностика  (оценка сильных и слабых сторон) организации;

3)   определение миссии  и целей организации;

4)   разработка, оценка  и выбор альтернативных стратегий  по конкретным

подсистемам организации;

5)   разработка и  развернутое определение корпоративной  стратегии как

программы конкретных действий;

6)   реализация стратегии;

7)   оценка результатов  и обратная связь.

 

Решающий элемент  стратегии — целевая ориентация в использовании ресурсов организации.

В конечном счете, корпоративная  стратегия данной конкретной организации

сводится к системе  ее конкретных конкурентных преимуществ.

При этом ключевая компетентность {Core Competence) как стратегии, так и

соответствующей программы  развития организации заключается в знаниях и

практических навыках организации по созданию и реализации своих конкурентных преимуществ.

Стратегическое управление — это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.

 

  1. Стратегический аспект в управлении организацией

 

Для определения стратегического  аспекта в управлении организацией сначала необходимо уточнить существующие термины.

Первым таким термином является «организация». Понятно, что практически у любого читателя этих строк уже есть свое представление об организации.

Учитывая это и не ставя перед собой цель найти лучшее определение, приведем лишь одно наиболее удачное определение. Его главное достоинство — соответствие контексту данного модуля.

«Отвлекаясь от отдельных  частных аспектов, можно сказать, что основными

составляющими любой  организации являются люди, входящие в данную

организацию, задачи, для решения которых данная организация существует,

и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение

потенциал организации для  решения стоящих перед ней  задач.

Опираясь на данное понимание  основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей»

Таким образом, речь идет об организации как о социальном институте, в

отличие от организации как  процессе или функции. Использование термина

«организация» в процесс-ном или функциональном значении каждый раз будет оговариваться отдельно.

Ранее уже уточнялась целевая  аудитория предполагаемых пользователей  данного модуля. Кроме того, в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации четко определено понятие «юридического лица» (статья 48) и понятия «коммерческая организация» и «некоммерческая организация» (статья 50).

В настоящем модуле слово  «организация» прежде всего используется в значении такого юридического лица, как коммерческая организация. И, следовательно, термины «организация» и «коммерческая организация» выступают как синонимы.

Второй базовый термин — это «управление» и, как уже отмечалось, термин

«менеджмент» в качестве его тождественного синонима в данном модуле.

С этими терминами помогает разобраться тот же источник.

«Любая организация может  быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.

Поэтому жизнедеятельность  организации состоит из трех основополагающих

процессов:

• получение сырья или  ресурсов из внешнего окружения;

• изготовление продукта;

• передача продукта во внешнюю  среду.

Ключевая роль в поддержании  баланса между этими процессами, а также в

мобилизации ресурсов организации  на их осуществление принадлежит

менеджменту. Именно для  решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации» .

Третий термин связан с  развитием организации. Так как  в настоящем модуле

организация рассматривается  в качестве открытой системы, то все  многообразие факторов, определяющих и задающих ее развитие, можно разделить на внешние и внутренние. Внешние — это те факторы развития, которые своими корнями «сидят» во внешней среде организации. А внутренние факторы — это те, истоки которых находятся в самой организации. В данном контексте, если учесть ранее представленную информацию, по поводу стратегического аспекта можно отметить следующее: во-первых, стратегический аспект — и прежде всего, и в основном — связан с внешними факторами развития организации; во-вторых, стратегичность — в отличие от тактических или оперативных моментов — касается относительно долгосрочных перспектив развития организации.

Относительность означает, что стратегический период имеет  существенно большую продолжительность, чем тактический период развития организации, и то, что для каждой конкретной организации такое соотношение является конкретно - индивидуальным.

Следовательно, для конкретной организации соотношение стратегического и

тактического является относительным  и в аспекте сравнения с  другими

организациями, и с точки  зрения отношения к разным конкретным ситуациям, а также в ряде других отношений.

О содержании самого отношения  или реакции организации на внешние факторы, которые так или иначе задают стратегичность ее развития, можно сказать следующее.

Суть такой (т.е. стратегической) реакции системы управления организации — это обеспечение эффективной адаптации к изменениям внешнего окружения.

В увязке с адаптивностью  и эффективностью становится почти  очевидным, что стратегический аспект — это еще и особый анализ внешней среды организации. А за анализом по самой логике управления следуют: сначала подготовка проектов стратегических решений, затем принятие стратегических решений, а потом их реализация. Кроме того, как это положено при хорошем управлении, добавляется контроль процесса и его результатов.

Таким образом, к дополнительным моментам стратегического аспекта в

управлении развитием  организации мы можем теперь отнести: объективную

необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе изменений внешней среды организации; а также вытекающий из такого анализа особый механизм принятия и реализации адекватных управленческих решений. Сравнение дополнительных характеристик стратегического аспекта управления организацией с оперативным управлением.

1. Стратегия дифференциации. Целью стратегии является придание

продукту-товару отличительных  свойств, которые важны для покупателя и которые отличают данный товар от предложений конкурентов.

2. Стратегия лидерства  по издержкам. В центре внимания

всей стратегии — низкие издержки по сравнению с конкурентами.

Преимущество в отношении  издержек создает относительно эффективную защиту против всех пяти конкурентных сил

3. Стратегия фокусирования (по Портеру), т.е. специализация на нуждах

одного сегмента или конкретной группы покупателей без стремления охватить весь рынок. Цель ее — удовлетворить потребности выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам, но только в рамках целевого сегмента. В результате стратегия фокусирования разбивается на следующие две базовые конкурентные стратегии.

Информация о работе Технологии менеджмента как стратегический фактор эффективности организации