Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:18, доклад
Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.
2
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО
2.1 Понятие театрализация и ее виды
Театрализация – творческий метод создания сценария, суть которого сводиться к театрализации материала.
Что значит театрализовать материал? Значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует 2 условия:
1.
организация сцен действия, зримое
раскрытие драматургического
2.
создание художественного
Сценарий – как вид драматургии должен быть построен на определенной конфликтной ситуации и представлять ценность в художественном отношении.
Существуют 2 стороны театрализации:
1.
Сценарная театрализация:
2.
Режиссерская театрализация:
Виды театрализации:
1)
Театрализация
2)
Театрализация оригинального
3)
Театрализация смешанного вида
– использование 1 и 2 вида. Включает
компиляцию готового и
Виды сценариев:
• Компилированный
• Оригинальный
• Смешанный [3]
2.2
Театрализация как основной
Рассматривая театрализацию
Во-первых,
являясь компонентом духовного
мира личности, совокупностью ее психологических
частей, направленности интересов, установок
и волевых качеств, эта активность
всегда проявляется в деятельности,
прямо зависящей от сущностных качеств
личности. В этом смысле деятельность
выступает как важнейший
Многолетние наблюдения и анализ опыта проведения театрализованных праздников позволяет нам определить основные этапы процесса активизации их участников и соответствующие им уровни социально-художественной активности аудитории.
Первый этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действия. Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу театрализации. Очень важным деятельным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная кампания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализации.
Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цель эпизодов, кульминацию и финал. Соответственно дифференцируются и проявления активности. На этом этапе художественная сторона превалирует над социальной, находясь в то же время в гармоническом сочетании с ней. По уровню социально-художественной активности масс можно выделить две группы в праздничной аудитории – участники зрители. Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участников театрализованного действия.
Третий
этап процесса активизации участников
праздника относится ко времени
после театрализованного
Основными
приемами активизации массовой аудитории
в процессе педагогически
?
вербальная активизация,
?
физическая активизация,
?
художественная активизация,
Анализ
общественного мнения показывает, что
социально-культурная активность в
результате точного педагогического
воздействия театрализации
На поведение (людей) участников массового праздника активно сказывается общественное настроение, порождающее своеобразный психологический климат и способствующее осознанию. Каждым своей причастности к общему торжеству. Общественное настроение – это умеренная эмоция, сохраняющая в силу энергии нервных процессов на весь период торжества. Именно в этом проявляется механизм мажорного состояния, без которого нет полноценного праздника.
Важное
значение массового праздника как
педагогической системы состоит
в том, что объединяя различные
формы культурно-
Массовые праздники можно отнести к двойственным явлениям, сохраняющим исходный синкретизм художественного и утилитарного начал. Вместе с тем нельзя очевидно, недоучитывать, что праздник – явление комплексное и некоторые его составные части, например, массовое театрализованное представление, являют собой самостоятельные художественные ценности.
Если видеть массовое театрализованное представление как механическое объединение различных искусств, не приводящее к химической реакции слияния, или обычное зрелище, обычный концерт, лишь укрепленный в масштабах, под открытым небом, на площади, стадионе, в зеленом театре, тогда раз и при этом должен оставить глубокое эмоциональное впечатление.
Массовое
действо всегда тяготеет к театрализации.
В нем благотворно действующие
на общество идеи действительно заключены
в художественную форму, т. е. прежде
всего, действуют не рассуждением, а
живым показом жизни в образах.
Образное решение темы есть суть театрализации.
Обогащая массовый праздник обрядностью,
театрализация помогает возникновению
у каждого его участника
Соотношение между воспитательными целями и средствами их достижений образуют основу сценария культурно-досуговой программы. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с намеченной целью. Использование в сценарии документальных фактов служит педагогической цели, а так же усилению авторской идеи с целью наибольшего влияния на аудиторию[8].
Здесь
возникает вопрос о соотношении
художественного и
Использовать конкретные факты – это значит хорошо изучить жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты. Фактический материал нужен сценаристу и режиссеру массового праздника не как самоцель, а для того, чтобы доходчиво раскрыть людям важнейшие общественные вопросы. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей есть основное содержание документальной драматургии.
Только образное решение превращает документ в произведение искусства. Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ реальных героев усиливает в зрителях активное начало сотворчества.
В образном решении массового праздника линия художественных образов может не совпадать с документальной, быть как будто вторым планом, ассоциацией. Но и бывает по-другому, когда художественный и документальный материал синтезируется в рамках одного эпизода. Художественный материал может предварять или продолжать выступление реального лица.
Документальность массового праздника во всех его проявлениях не беспристрастное изложение собранных фактов. Она предполагает их строгий отбор, обязательное стремление к непосредственному воздействию на жизнь аудитории, каждого человека в отдельности, активное утверждение норм морали и нравственности[15].
Рассмотрим
основные этапы работы над сценарием
театрализованного массового
Нельзя,
особенно в массовом празднике, имеющим
в своей основе конкретную праздничную
ситуацию, вызывающую личностные ассоциации
у каждого, рассказывать о событии
вообще. Пришедших на праздник людей
не удовлетворит такой отвлеченный
рассказ, становившийся нередко
только « громкими» словами. В
сценариях массового действа
не хватает конкретного сюжета, т.е.
основного, развивающегося по ходу действия
события или цепи событий, расположенных
в пространственно-временной
Чтобы выстраиваемый материал не страдал излишней пестротой, вылился бы в стройное произведение, новую композицию, важно обработать стыки между эпизодами, создать переходы от одного к другому. Это придает целостность совершенно разным элементам композиции. Как часть духовного наследия на многовековом пути их существования, народные праздники впитывали в себя и развивали идеалы добра и красоты, положительные знания о природе и человеке. В праздниках находили свое отражение этнические и эстетические нормы народного быта, участвуя в них, человек приобщался к народному творчеству для полной самореализации личностных качеств.
Русская народная драма и народное театральное искусство – интереснейшее и значительное явление культуры. Драматические игры и представления составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.
Информация о работе Театрализация как средство организации культурно – досуговой деятельности