Театрализация как средство организации культурно – досуговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:18, доклад

Краткое описание

Театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.

Файлы: 1 файл

2 ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО.docx

— 23.82 Кб (Скачать)

 

2 ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ  КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

2.1      Понятие театрализация и ее  виды

 

 

 

Театрализация – творческий метод создания сценария, суть которого сводиться к театрализации  материала.

Что значит театрализовать материал? Значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует 2 условия:

1. организация сцен действия, зримое  раскрытие драматургического конфликта;

2. создание художественного образа  представления. Вот почему основа  театра – пьеса, а основа  театрализации – сценарий.

 

Сценарий  – как вид драматургии должен быть построен на определенной конфликтной  ситуации и представлять ценность в  художественном отношении.

Существуют 2 стороны театрализации:

 

1. Сценарная театрализация: творческий  способ превращения жизненного, документального материала в  художественный сценарий.

 

2. Режиссерская театрализация: творческий  способ приведения сценария к  художественной образной форме  представления через систему  изобразительных, выразительных  и иносказательных средств.

 

Виды  театрализации:

 

1) Театрализация компилированного  или комбинированного вида –  тематический отбор и использование  готовых художественных образов  и различных видов искусства  и соединение их между собой  сценарно-режиссерским приемом или  ходом. Компилированный метод  используется в театрализованных  концертах, представлениях и т.д.  главная задача сценариста в  работе с этим методом является  определение сценарно-смыслового  стержня всей программы в целом,  эпизода или блока, композиционная  выстроенность всего сценария  в целом, монтаж эпизода и  блока, и всего сценария в  целом.

 

2) Театрализация оригинального вида  – создание новых художественных  образов, согласно сценарно-режиссерскому  замыслу. Применяется для создания  сценариев документального жанра,  в основе которых лежит инсценировка  документа. Документальный ряд  придает современное публицистическое  звучание, если факт имеет общественную  ценность. Основные требования: злободневность  и актуальность. Здесь создается  синтез документального и художественного  материалов не только в тематическом  отборе материала, но и в  органичном слиянии по главному  принципу эмоционального развития  мысли и создания сценарно-смыслового  стержня каждого эпизода и  сценария в целом. Это более  сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта,  умение отбирать и монтировать  готовый материал и поиска  хода для готовых номеров, но  и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить  новый номер, согласно сценарному  замыслу, органично соединить  в эпизоды художественный и  документальный материал. Это самый  сложный вид театрализации.

 

3) Театрализация смешанного вида  – использование 1 и 2 вида. Включает  компиляцию готового и создание  нового. Построена по принципу  тематического отбора и сведение  их в композицию с помощью  сквозного сценарно-режиссерского  хода и привнесение в эту  основу своего авторского оригинального  видения и решения. Включает  в себя компиляцию готовых  текстов и номеров и оригинальное  создание готовых текстов и  номеров.

 

Виды  сценариев:

• Компилированный

• Оригинальный

• Смешанный [3]

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Театрализация как основной метод  проведения праздников на современном  этапе

 

      Рассматривая театрализацию как  один из наиболее эффективных  каналов реализации и творческого  развития социально-художественной  активности масс, необходимо иметь  в виду две важнейшие методологические  позиции. 

 

Во-первых, являясь компонентом духовного  мира личности, совокупностью ее психологических  частей, направленности интересов, установок  и волевых качеств, эта активность всегда проявляется в деятельности, прямо зависящей от сущностных качеств  личности. В этом смысле деятельность выступает как важнейший показатель духовного мира, критерий любой воспитательной акции. Во-вторых, отмечая прямую и  обратную связь между духовной сущностью  личности и ее деятельностью, нельзя рассматривать последнюю статично, как сумму определенных действий и поступков. Любую разновидность  деятельности, в том числе и  социально-художественную, являющуюся сущностью театрализации, можно  исследовать только в динамике. Динамический подход помогает выявить внутренние пружины деятельности, проследить их взаимодействие, т.е. дать основу методике. Такой динамический подход позволяет  рассматривать театрализованное действие как идеологический процесс активизации  его участников, помогающий превратить каждого присутствующего из пассивного наблюдателя в заинтересованное лицо, далее – в лицо, испытывающее потребность в приобщении к действию, и, наконец, участвующее в нем [11].

 

Многолетние наблюдения и анализ опыта проведения театрализованных праздников позволяет  нам определить основные этапы процесса активизации их участников и соответствующие  им уровни социально-художественной активности аудитории.

 

Первый  этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и  широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действия. Педагогическая задача на этом этапе состоит в  раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и  внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое  ляжет в основу театрализации. Очень  важным деятельным моментом этого этапа  является информирование о будущем  празднике. Информационная кампания создает  общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу  вокруг события, становящегося предметом  театрализации.

 

Второй  этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цель эпизодов, кульминацию и финал. Соответственно дифференцируются и проявления активности. На этом этапе художественная сторона  превалирует над социальной, находясь в то же время в гармоническом  сочетании с ней. По уровню социально-художественной активности масс можно выделить две группы в праздничной аудитории – участники зрители. Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участников театрализованного действия.

 

Третий  этап процесса активизации участников праздника относится ко времени  после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей  социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его  морально-этической оценке и осмыслении.

 

Основными приемами активизации массовой аудитории  в процессе педагогически запрограммированного театрализованного действия являются:

 

?      вербальная активизация, дающая  участникам возможность самовыражения  посредством слова;

 

?      физическая активизация, побуждающая  массы к движению и другим  физическим действиям;

 

?      художественная активизация, стимулирующая  эмоциональную сферу участников  и вызывающая их художественную  самодеятельность [12].

 

Анализ  общественного мнения показывает, что  социально-культурная активность в  результате точного педагогического  воздействия театрализации проявляется  также в готовности быть привлеченными  к следующему празднику, но уже в  роли более активного участника, а не зрителя.

 

На  поведение (людей) участников массового  праздника активно сказывается  общественное настроение, порождающее  своеобразный психологический климат и способствующее осознанию. Каждым своей причастности к общему торжеству. Общественное настроение – это умеренная  эмоция, сохраняющая в силу энергии  нервных процессов на весь период торжества. Именно в этом проявляется  механизм мажорного состояния, без  которого нет полноценного праздника.

 

Важное  значение массового праздника как  педагогической системы состоит  в том, что объединяя различные  формы культурно-просветительской работы, он становится средством познания действительности, способствует выработке  и проявлению социально оправданной  идейно-нравственной позиции по отношению  к наиболее существенным вопросам жизни  общества, формирует общественное настроение, воздействует на сознание участников.

 

Массовые  праздники можно отнести к  двойственным явлениям, сохраняющим  исходный синкретизм художественного  и утилитарного начал. Вместе с тем  нельзя очевидно, недоучитывать, что  праздник – явление комплексное  и некоторые его составные  части, например, массовое театрализованное представление, являют собой самостоятельные  художественные ценности.

 

Если  видеть массовое театрализованное представление  как механическое объединение различных  искусств, не приводящее к химической реакции слияния, или обычное  зрелище, обычный концерт, лишь укрепленный  в масштабах, под открытым небом, на площади, стадионе, в зеленом театре, тогда раз и при этом должен оставить глубокое эмоциональное впечатление.

 

Массовое  действо всегда тяготеет к театрализации. В нем благотворно действующие  на общество идеи действительно заключены  в художественную форму, т. е. прежде всего, действуют не рассуждением, а  живым показом жизни в образах. Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая массовый праздник обрядностью, театрализация помогает возникновению  у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным  жизненным впечатлениям, его опыту, мировоззрению и тем самым  активизирует, вызывает потребность  к действию. Режиссер массового праздника  – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации  не спектакля, а именно массового  действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула.

 

Соотношение между воспитательными целями и  средствами их достижений образуют основу сценария культурно-досуговой программы. Смыслом оптимального художественно-педагогического  воздействия является совпадение результата с намеченной целью. Использование  в сценарии документальных фактов служит педагогической цели, а так же усилению авторской идеи с целью наибольшего  влияния на аудиторию[8].

 

Здесь возникает вопрос о соотношении  художественного и документального  материала в образном решении  массового праздника. Использование  в сценарии двух линий – художественной и документальной – придает ему  масштабность, выразительность и  глубину.

 

Использовать  конкретные факты – это значит хорошо изучить жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты. Фактический  материал нужен сценаристу и режиссеру  массового праздника не как самоцель, а для того, чтобы доходчиво  раскрыть людям важнейшие общественные вопросы. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей есть основное содержание документальной драматургии.

 

Только  образное решение превращает документ в произведение искусства. Знание живых  прототипов тех образов, что воплощены  в театрализованном представлении, или показ реальных героев усиливает  в зрителях активное начало сотворчества.

 

В образном решении массового праздника  линия художественных образов может  не совпадать с документальной, быть как будто вторым планом, ассоциацией. Но и бывает по-другому, когда художественный и документальный материал синтезируется  в рамках одного эпизода. Художественный материал может предварять или продолжать выступление реального лица.

 

Документальность  массового праздника во всех его  проявлениях не беспристрастное  изложение собранных фактов. Она  предполагает их строгий отбор, обязательное стремление к непосредственному  воздействию на жизнь аудитории, каждого человека в отдельности, активное утверждение норм морали и  нравственности[15].

 

Рассмотрим  основные этапы работы над сценарием  театрализованного массового действия. Она начинается обычно с определения  темы и идеи будущего представления  или спектакля. Тема – это круг жизненных явлений, отобранных и  освещенных сценаристом и режиссером. Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

 

Нельзя, особенно в массовом празднике, имеющим  в своей основе конкретную праздничную  ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о событии  вообще. Пришедших на праздник людей  не удовлетворит такой отвлеченный  рассказ, становившийся нередко  только « громкими» словами. В  сценариях массового действа  не хватает конкретного сюжета, т.е. основного, развивающегося по ходу действия события или цепи событий, расположенных  в пространственно-временной связи.

 

Чтобы выстраиваемый материал не страдал  излишней пестротой, вылился бы в  стройное произведение, новую композицию, важно обработать стыки между  эпизодами, создать переходы от одного к другому. Это придает целостность  совершенно разным элементам композиции. Как часть духовного наследия на многовековом пути их существования, народные праздники впитывали в  себя и развивали идеалы добра  и красоты, положительные знания о природе и человеке. В праздниках находили свое отражение этнические и эстетические нормы народного  быта, участвуя в них, человек приобщался к народному творчеству для полной самореализации личностных качеств.

 

Русская народная драма и народное театральное  искусство – интереснейшее и  значительное явление культуры. Драматические  игры и представления составляли органическую часть праздничного народного  быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные  казармы или ярмарочные балаганы.

Информация о работе Театрализация как средство организации культурно – досуговой деятельности