SWOT-анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

основной целью настоящей работы для нас является совершенствование практических навыков в сфере маркетинговых исследований.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько задач:
- дать понятие SWOT-анализа
- дать понятие маркетинговых исследований
- определить место SWOT-анализа в маркетинговых исследованиях
- рассмотреть методику проведения SWOT-анализа
- разработать матрицу SWOT для компании «Морозко»

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. SWOT - анализ как часть стратегического планирования………..4
Глава 2. Методика проведения SWOT -анализа…………………………….9
Глава 3. Проведение SWOT - анализа на примере компании «Панда»……21
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая swot-анализ.rtf

— 1.09 Мб (Скачать)

      Рыночные угрозы -- события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на компанию предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

      При этом один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса. (8)

      Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в том, что сначала весь мир делится на две части - внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные.(7)

      Шаг 1. Анализ внешней среды.

      Этот этап предполагает анализ двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

      Макроокружение создаёт общие условия среды нахождения организации.

      Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Здесь важно обращать внимание на такие факторы как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

      Изучение политической составляющей должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение у правительства существует к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

      Изучение социальной компоненты направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п.

      Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

      Совокупность вышеперечисленных элементов - это PEST-анализ, который рекомендуется проводить перед составлением матрицы SWOT.

      Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определять для себя допустимы границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Здесь важно обращать внимание на действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальную сторону практической реализации законодательства.

      Для того, чтобы организация могла результативно изучать состояние компонент макроокружения, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Она включает: анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях; участие в профессиональных конференциях; анализ опыта деятельности организации; изучение мнения сотрудников организации; проведении внутриорганизационных собраний и обсуждений.

      Изучение непосредственного окружения компании направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.

      Анализ покупателей в первую очередь имеет задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:

      - географическое месторасположение покупателя

      - демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности)

      - социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и др.)

      - отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и др.)

      Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя его торговую силу (соотношение степени зависимости покупателя от продавца и наоборот; объем закупок, осуществляемых покупателем; уровень информированности покупателя; наличие замещающих продуктов; стоимость для покупателя перехода к другому продавцу; чувствительность покупателя к цене).

      Анализ поставщиков включает изучение его конкурентной силы (уровень специализированности поставщика, величина стоимости переключения для поставщика на других клиентов, концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами, важность для поставщика объема продаж), стоимости и гарантии качества поставляемого товара, временного графика поставок, пунктуальности и обязательности выполнения условий поставки товара.

      Изучение конкурентов направлено на то, чтобы выявить их слабые и сильные стороны и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

      Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами. При этом играют роль специальность и квалификация, уровень образования, возраст, пол и стоимость рабочей силы. (2, стр. 189-196)

      Полученные данные являются основой для определения возможностей и угроз фирмы.

      Шаг 2. Анализ внутренней среды.

      Внутренняя среда организации - та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации и имеет несколько срезов.

      Кадровый срез - взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

      Организационный срез - коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения.

      Производственный срез - изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

      Маркетинговый срез - все те процессы, которые связаны с реализацией продукции (стратегии продукта, ценообразования, продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения).

      Финансовый срез - процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств организации (поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.д.)

      Изучение организационной культуры - как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они коммуницируют друг с другом, чему отдают предпочтение в разговорах, существуют ли в компании устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия и т.п., насколько об этом осведомлены сотрудники и насколько серьезно к этому относятся. (2, стр. 196-198)

      Полученные данные - основа для определения сильных и слабых сторон организации.

      Шаг 3. Формулирование сильных и слабых сторон фирмы.

      К сильным сторонам организации можно отнести:

      более образованное и динамичное молодое руководство среднего звена;

      активная роль маркетинга (большое внимание уделяется маркетингу в регионе, лучшее знание заказчиков, лучшее обслуживание);

      лучшая упаковка (по некоторым видам продукции);

      более гибкая ценовая политика;

      вопросы снабжения сырьем решаются более профессионально;

      менее дорогое сырье и материалы;

      хорошая репутация у покупателей;

      высокое качество выпускаемых товаров.

      Слабыми сторонами организации могут быть:

      старое оборудование, большие объемы отходов, необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования;

      расположение в центре города: тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции;

      дополнительные транспортные издержки (наличие удаленного склада сырья);

      более низкая прибыльность из-за высоких издержек;

      низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии.

      После этого из всего списка сильных и слабых сторон пренеобходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа. (рисунок 2). Чтобы не испытывать трудностей при дальнейшем анализе, рекомендуется ограничиться 5-10 сильных и таким же количеством слабых сторон.

      Шаг 4. Формулирование рыночных возможностей и угроз.

      Возможностями фирмы могут быть:

      наличие неохваченных фирмами перспективных рынков или новых сегментов рынка;

      наличие на рынке поставщиков современного высокопроизводительного оборудования;

      наличие существующих дилерских сетей и/или поставщиков сырья;

      расширение производственной линии;

      необходимость получать лицензию на занятие данным видом деятельности.

      К угрозам компании можно отнести:

      возможность появления новых конкурентов;

      возрастающее давление на цены у покупателей и поставщиков;

      растущее конкурентное давление;

      ожидается выход на рынок крупной иностранной компании-конкурента;

      нестабильность курса доллара;

      банкротство.

      Затем, как и в первом случае, необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Для этого каждую возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам: «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на организацию предприятие?». Выбранные 5-10 возможностей и угроз, которые произойдут с большей долей вероятности и окажут заметное влияние на бизнес, следует занести в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (рисунок 2).

      Шаг 5. Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами.

      Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:

      Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороныпредприятия?

      Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать?

      За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

      Каких угроз, усугубленных слабыми сторонамипредприятия, нужно больше всего опасаться? (9)

      Результатом проделанной работы и является матрица SWOT.

      До перехода к следующему шагу мы хотим дать некое обобщение.

      Итак, правила проведения SWOT - анализа:

      Правило 1. Следует тщательно определить сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например, на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Информация о работе SWOT-анализ предприятия