Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 23:26, курсовая работа
Предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства или продажи товаров, оказания услуг. Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. Именно поэтому важно, чтобы предпринимательская деятельность России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Общие основы предпринимательской деятельности
1.1. Содержание предпринимательства ……………………………..…………..5
1.2. Формы и виды предпринимательства…………....…..................................8
2. Риск в предпринимательстве. Проблемы и развитие бизнеса в России
2.1. Риск в предпринимательстве. Способы снижения риска…………….…11
2.2. Проблемы и развитие бизнеса в России......................................................16
Заключение…...…………………………………………………………………22
Список использованных источников…...…....…………….
Под предпринимательским (коммерческим) риском понимается коммерческий риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Иными словами, предпринимательский риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Предпринимательский риск обусловлен неопределенностью условий деятельности организации, невозможностью полного и всестороннего анализа всех факторов, влияющих не результат конкретных действий. В свою очередь, неопределенность порождает ситуацию, когда предполагается несколько возможных результатов, но имеющихся данных недостаточно для точного определения, какое именно событие произойдет [7, С. 89].
По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении.
Можно выделить три основные причины, вызывающие неопределенность:
Риск всегда связан с продолжительностью предпринимательского проекта, поэтому его оценка должна быть привязана к конкретному этапу выполнения работ, конкретному периоду внутри финансового года при осуществлении производственной программы. В связи с этим уместно выделить расчетные и текущие риски.
Расчетный риск можно оценить на стадии подготовки проекта. Текущий риск оценивается в ходе работы, в процессе осуществления проекта. При неблагоприятном стечении обстоятельств текущий риск может не только превысить расчетный, но и превзойти предельные ограничения, что, в свою очередь, приведет к необходимости отказа от данного проекта либо даже от осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.
Часто по фактору времени риск подразделяют на долгосрочный и краткосрочный. При этом долгосрочный риск связан с развитием на перспективу, а краткосрочный - с оперативными, конъюнктурными причинами [4, С. 105].
Поскольку важнейшей задачей любого предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность в нестабильной среде, является недопущение банкротства организации, в целях управления риском следует выделять, допустимый, критический и катастрофический риски.
Допустимый риск - это угроза возникновения потерь, сопоставимых с потерей прибыли от реализации проекта или от предпринимательской деятельности в целом. Критический риск - это опасность потерь, сопоставимых с суммой выручки от реализации продукции (услуг). Под катастрофическим понимается риск, который характеризуется опасностью потерь в размере, равном или превышающем собственный капитал предприятия. Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предприятия.
Основная задача предпринимателя в этой сфере - найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации. В условиях объективного существования риска и связанных с ним финансовых, моральных и других потерь возникает потребность в определенном механизме, который позволил бы наилучшим из возможных способов с точки зрения поставленных предпринимателем целей учитывать риск при принятии и реализации хозяйственных решений. Таким механизмом является управление риском (риск-менеджмент). Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.
К числу основных методов управления рисками относятся:
1) уклонение от риска (избежание риска);
2) передача риска (трансферт партнерам);
3)локализация (лимитирование) риска;
4) распределение риска [11, С. 67-70].
Существуют методы снижения риска. Наиболее значимыми являются следующие:
1. Получение наибольшей
информации о выборе проекта.
Чем полнее информация, тем больше
вероятности сделать хороший
проект и снизить риск. Стоимость
полной информации
2. Распределение риска
между участниками проекта. Практика
распределения риска
3. Диверсификация как метод снижения риска.
Диверсификация — это процесс распределения инвестируемых средств между различными не связанными друг с другом объектами вложений с целью снижения риска [13, С. 108].
Фирма использует разнообразные формы диверсификации.
A. Диверсификация
этого рода диверсификации состоит в сочетании
разнообразных видов деятельности в рамках одной фирмы. Если в
результате непредвиденных событий один
вид деятельности будет убыточен, то другая
деятельность будет все же приносить прибыль,
что спасет фирму и предпринимателя от
банкротства. В последние годы в предпринимательстве
распространены концентрическая и горизонтальная
диверсификация.
Концентрическая диверсификация — это пополнение ассортиментаизделиями, похожими на товары, уже выпускаемые фирмой.
Например, фирма, специализирующаяся на продаже ванн, может также торговать мини-бассейнами для дачных участков.
Горизонтальная интеграция — это пополнение ассортимента изделиями, не похожими па товары предприятия, но интересными для потребителей. Например, туристическая фирма, торгующая путевками, в «мертвый сезон» охотно переключается на торговлю зимней обувью.
Б. Диверсификация портфеля ценных бумаг. Она позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом доходности инвестиционного портфеля.
B. Диверсификация кредитного
портфеля. Она направлена на снижение
кредитного риска фирмы и преду
Г. Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Она позволяет в случае сбоя поставок одним предпринимателем переключаться на другого, не тратя средств на поиски альтернативных поставщиков.
Д. Диверсификация валютной корзины фирмы. Она предусматривает выбор фирмой нескольких видов валют для совершения внешнеэкономических операций.
Успешное функционирование всех секторов экономики в значительной степени определяется уровнем овладения предпринимателями теорией рисков. Не только мелкий и средний, но и крупный бизнес подчас терпят фиаско по той причине, что в условиях жесткой конкуренции либо не идут на риск вообще, либо бездумно бросаются в рискованные проекты, не просчитав заранее возможные результаты и не определив методы нейтрализации риска [14, С. 38].
2.2. Проблемы и развитие малого бизнеса в России
Многие чиновники и лучшие экономисты
мира утверждают, что в России почва для
ведения бизнеса улучшится.
Например, заметны улучшения и положительная динамика
в процессе регистрации предприятий. В
принципе изменения незначительные, но
ощутимые для многих бизнесменов. К примеру,
число процедур сократилось на одну ступень:
с 9 до 8; срок регистрации снизился с 30
до 18 дней.
В сфере строительства также наблюдается положительная динамика. Произошли изменения процедур регистрации и получения разрешения на строительство. Строительная отрасль активно выходит из застоя, процесс заметно изменился в лучшую сторону ещё в 2012 г. Естественно, это радует предпринимателей и государство, так как строительная индустрия и её развитие даёт высокую прибыль за счёт налогов; появляются новые рабочие места [1, С. 64].
По итогам и прогнозам на 2012-2013
год рост промышленного производства
превысил на 2,1% прошлогодние результаты.
В последние два года в России, а особенно
в Краснодарском крае, наблюдается рост
туристических компаний, и к концу 2013 г.
их число может составить 98 единиц.
Наибольшее количество предприятий в бизнесе функционируют в розничной и оптовой торговле. Малый и средний бизнес является движущей силой в экономике многих развитых стран. У большинства начинающих хозяйствующих субъектов возникает вопрос о том, с чего начать, с какими проблемами они могут столкнуться, что нужно, чтобы открыть своё малое предприятие. И речь идёт не о бизнес-идеях, которые тоже немаловажны для начинающего предпринимателя, а о том, как выжить в этой среде.
Одной из самых больших проблем для начинающего предпринимателя является поиск инвестиций. Очевидно, что инвестиции в развитии бизнеса могут быть очень рискованными. Бизнес в России зачастую непредсказуем, препятствия связаны с административными рамками, с падением спроса на тот или иной продукт (услугу). Также существует проблема регистрации изобретений, технологий или программного обеспечения [12, С. 99].
По сравнению с другими странами
малый бизнес в России стал развиваться
позже. Но впрочем, в России у сферы малого
бизнеса существуют свои уникальные особенности,
которые под влиянием изменений объективных
условий среды постоянно продолжают
формироваться.
До настоящего времени сохраняется неравномерность
распределения малых предприятий на территории
России. Так, около 30% всех действующих
фирм расположены в центральном районе.
Среди городов сохраняют лидерство Москва
и Санкт-Петербург. В них сосредоточено
соответственно 20% и 12% всех российских
малых предприятий. Структура сферы малого
бизнеса за последние годы не изменилась.
По-прежнему лидируют торговля и общепит
– ими занимается половина предприятий.
Пятая часть малого бизнеса оказывает
разнообразные услуги. 13% фирм занято в
строительстве, а 12% - в промышленности.
Очень незначительна доля сельскохозяйственных
компаний - около 2%.
Таким образом, уровень развития
предпринимательства в России, по сравнению
с Европой, невелик. В некоторых
странах Евросоюза уделяют огромное внимание
малому бизнесу, то есть по принципу «в
первую очередь маленькому». Это и понятно,
если развивается малый бизнес, то эти
предприятия несут огромный вклад в бюджет
страны. Например, рубль дал, три забрал.
Сектор малого бизнеса составляет 99,8%
предприятий и обеспечивает рабочими
местами 67,4% занятого населения Европы,
тогда как в России всего 27%. Так почему
же в России совсем не такое отношение
к малым предприятиям? Выжимают всё до
последней капли.
Предложения к решению основных проблем
малого предпринимательства:
Характерной особенностью российского предпринимательства является ограниченность стратегического поведения. Эта черта определяется не только особенностями условий формирования предпринимательского слоя, но и спецификой современной экономической ситуации. Предприниматели не преследуют стратегических целей, во-первых, потому, что первые годы формирования рыночной экономики протекали под влиянием колоссальной выгодности краткосрочных операций в сфере обращения и в финансовом секторе. Это обстоятельство сформировало в среде предпринимателей соответствующие социально-психологические установки, стереотипы мышления и поведения. Во-вторых, все еще сказывается разрыв между прибыльностью долгосрочных вложений в производство и краткосрочных финансовых операций Условия реализации долгосрочных инвестиционных проектов в сфере производства таковы, что лишь небольшое их число может быть в достаточной мере окупаемости.