Сущность манипулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 16:42, лекция

Краткое описание

Манипуляция в современном смысле предполагает наличие технологии управления поведением людей, программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечит такое их поведение, которое необходимо тем, кто владеет приёмами и методами манипуляции.

Файлы: 1 файл

Сущность манипулирования.docx

— 23.33 Кб (Скачать)

Сущность  манипулирования

Само слово «манипуляция» (от manus – рука и ple – наполнять) есть метафора и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми как с объектами, вещами.

Манипуляция в современном  смысле предполагает наличие технологии управления поведением людей, программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с  целью обеспечит такое их поведение, которое необходимо тем, кто владеет  приёмами и методами манипуляции.

Манипулирование - использование  способов идеологического и социально-психологического воздействия, применяемого с целью  изменения мышления людей вопреки  их интересам.

Манипулирование - политическая, информационная обработка отдельных  лиц, групп, общественного мнения в  целом в интересах некоторых  политических, экономических или  иных персон или структур. Система  средств идеологического и духовно-психологического влияния на массовое сознание с целью  навязывания определённых идей, ценностей; целенаправленное влияние на общественное мнение и политическое поведение  для формирования их заданной требуемой  направленности.

Принципиальных различий между «манипуляцией» и «манипулированием» не наблюдается. Развести эти понятия  можно на том основании, что под  манипуляцией понимается система психологического воздействия, а под манипулированием - процесс осуществления этого  воздействия.

Виды манипуляции

Исследователи выделяют два основных вида манипуляции:

1. Оперативная манипуляция сознанием и поведением.

2. Стратегическая манипуляция сознанием и поведением.

Оперативная, или ситуационная манипуляция состоит в том, что  в каждом конкретном случае используются уже имеющиеся в сознании людей  ценности, потребности, стереотипы, привычки, манипулятор заставляет воспринимать ту или иную социальную информацию так, как ему выгодно, и направляет их действия в нужное для себя русло.

Стратегическая манипуляция  состоит в том, что на протяжении ряда лет в сознании людей формируются  те ценности, потребности, идеи, стереотипы, привычки (всё то, что принято  называть идеология), которые сами по себе способствуют поддержанию стабильности выгодного манипулятору политического  и экономического строя, и могут  быть использованы в оперативной  манипуляции, если появится потребность  в таковой.

Таким образом, в связи  с этим различием необходимо рассмотреть  более подробно структуру отдельного акта манипулирования, связанного с  оперативной манипуляцией, и структуру  протяжённого во времени процесса манипулирования, связанного со стратегической манипуляцией сознанием (идеологией).

Манипуляция идеологией

Манипулирование общественным сознанием с помощью идеологии  имеет свои особенности. Это широкомасштабный и всеобъемлющий процесс, который  проводит государство посредством  органов государственной власти. Можно отметить, что государственные аппараты страны можно разделить на идеологические аппараты (церковь, школы, семья, правовая система, политические партии, система коммуникаций [пресса, радио, телевидение]) и репрессивные аппараты (правительство, армия, полиция, суды, тюрьмы). Все идеологические аппараты вносят свой вклад в манипулирование осознанием, которое осуществляют посредством подчинения индивидов политической идеологии государства. Причём идеологическое содержание может быть различным. Аппараты коммуникации «насыщают» каждого гражданина ежедневной дозой национализма, шовинизма, либерализма, морализма с помощью газет, радио и телевидения. Индивиды «переживают» идеологию, участвуя в определённых практиках, обеспечиваемых конкретными идеологическими аппаратами.

Сущность оперативной  манипуляции раскрывается через  акт манипулятивного воздействия. Далее под понятием «манипуляция» понимается именно ситуативная манипуляция.

Оперативное манипулирование

Методика оперативного манипулирования основывается на наличии  определённого стимула и определённого  объекта, чьё изменённое, упрощённое состояние сознания в конкретной ситуации при помощи данного стимула  воспринимает последний как стереотип, предполагающий известный шаблон мышления и поведения.

Данная стратегия  предполагает, что один и тот же тип воздействия, применённый по отношению к одному и тому же типу объектов, всегда вызывает одинаковый эффект. Используемые в данном случае технологические приёмы сводятся к  тому, чтобы подобрать условия, в  которых поведение человека (группы людей) максимально упрощается и  его (их) реакция достаточно жёстко определяется типом оказываемого на него воздействия.

Любая попытка манипулирования  сознанием требует, как говорят, «подстройки» к аудитории. Для этого  необходимо определить её культурный профиль, язык, тип мышления, характер восприятия сообщения. Технологически более совершенные приёмы манипуляции  предполагают не просто подстройку, но и специальные усилия по формированию культурной среды, подготовки адресата к восприятию манипулирующих сообщений, «изготовление» мнений и желаний, на которых можно играть.

При практической подготовке материалов информационно-психологического воздействия на аудиторию определенной страны всегда необходимо учитывать  то, что у предполагаемого объекта  существует своё представление о  действительности, являющееся результатом  влияния различных факторов. Культурные, национальные и религиозные традиции, устойчивые предрассудки и стереотипы мышления в совокупности с жизненными реалиями образуют мифы и стереотипы, которые господствуют в умах людей  и определяют их поведение.

Признаки  манипулирования

На основе вышеперечисленных  определений можно выделить признаки и особенности, которые присущи  манипулированию сознанием.

1. Манипулирование является целенаправленным односторонним воздействием субъекта на объект, которое имеет ряд особенностей.

2. Это духовное, психологическое воздействие (а не физическое насилие или угроза насилия). Оно базируется скорее на фальсификации и искажении предоставляемой информации, нежели на физическом принуждении.

3. Это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляция. Если попытка манипуляции вскрывается, то это приносит значительный ущерб манипулятору. Ещё более тщательно скрывается главная цель – так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляция не привело к её выяснению.

4. Доценко Е.Л. в книге «Психология манипуляции» (М.,1996) поясняет: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы направляем его ложно на Пинск – это лишь обман. Манипуляция будет иметь место только в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы задумали и сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск. Манипуляция – это психологическое влияние. Оно не только побуждает человека, находящегося под воздействием, делать то, что желают другие, оно заставляет его хотеть это сделать. Манипуляция – это не насилие, а соблазн».

Да и вообще, простой  обман, будучи одним из важных частых приёмов во всей технологии манипуляция, сам по себе составить манипулятивное воздействие не может.

5. Манипулирование – это воздействие, которое требует в настоящее время значительного мастерства и умения. Общественное сознание является сложным объектом. Для манипуляции им требуется специальные технологии, разработанные профессионалами в своём деле. Технологии строятся на знании законов психологии, социологии, лингвистики и других наук и на использовании методов и приёмов манипулятивного воздействия.

6. Манипулирование общественным сознанием осуществляется через каналы СМИ. Оно базируется на специальном приёме, рассчитанном на определённый тип личности или круг объектов. 

7. Эффективное управление людьми, манипулирование ими с помощью информационного воздействия становятся возможными только при наличии обратной связи. Вся схема информационного воздействия может работать вхолостую, если не принимать в расчёт динамику сдвигов в сознании, а также возможностей неожиданности, непредсказуемости. В развитых странах происходит непрерывный зондаж общественного мнения. Это позволяет вносить своевременные коррективы в пропаганде, устранять возникающие рассогласования официальной идеологии и общественного сознания.

Проблема  манипуляции

В политике для достижения власти и для легитимации уже  существующей власти необходимо добиться поддержки общественности. Поэтому  желающие заручиться этой поддержкой должны привлечь к себе сторонников  и обеспечить формирование благоприятного общественного мнения. Одни политики для этого используют имеющийся  харизматический дар, другие – наработанные политические технологии.

Современное состояние  политического сознания, которое  уже давно испытало на себе давление жёстких методов и «грязных»  технологий требует применения новых, более тонких и эффективных приёмов. Вследствие чего, для воздействия  на массовое сознание стали использовать манипуляцию общественным сознанием  и поведением людей.

По сравнению с  физическим насилием и прямым давлением  манипуляция – более длительный и дорогостоящий процесс, который, к тому же, не даёт стопроцентной  гарантии успеха, но при разумном применении манипулирование позволяет достичь  значительных результатов. При этом факт манипулирования практически  невозможно обнаружить неспециалисту, а именно на широкие массы среднего обывателя и направлено его влияние. Использование же физического давления на большую совокупность общества без  обострения конфликтной ситуации практически  невозможно. Поэтому, когда не удаётся  применить запрещённые приёмы: подкуп и шантаж избирателей, давление на членов избирательной комиссии с целью  фальсификации итогов голосования, угрозы в адрес членов команды  оппонента и т.п. - прибегают к  использованию манипулятивного воздействия.

С тех пор проблема манипуляции является одной из самых  животрепещущих и актуальных. Особенно важна она для тех, кто непосредственно  работает в сфере массовой коммуникации: политиков, журналистов, проповедников, политтехнологов и др. В нашей  стране долгое время в советскую  эпоху практиковалось манипулирование  общественным сознанием на основе идеологической пропаганды. Поэтому учебников и  монографий, посвящённых данной теме и написанных в то время, у нас  нет. В последние годы в связи с возросшим интересом к возможностям манипулирования многие авторы уделяют своё внимание этой теме, среди которых можно выделить Е.Л. Доценко, С. Кара-Мурза, Г.Г. Почепцов, Г.С. Мельник, М. Кошелюк и др. Несомненный интерес имеют работы, посвященные рассмотрению таких проявлений общественного сознания, как массовое сознание, общественное мнение, массовые настроения, действия масс и т.д.

Охват аудитории

Манипулирование различается  по сфере охвата аудитории. Наибольшая её массовость достигается тогда, когда  субъектом манипуляция выступают  властные структуры. В этом случае оно  наиболее эффективно в условиях идейно-политических кризисов, дезинтеграции всех сторон общественной жизни и связанной  с ними социальной дезориентацией человека; при отсутствии обоснованных и убедительных аргументов для проводимого курса, удовлетворительной программы на будущее, для маскировки непопулярных решений  и в других подобных случаях.

Другие субъекты манипуляции  применяют психологическое и  информационное воздействие для  достижения своих частных выгод; в ситуации лоббирования своих интересов  в период предвыборной кампании, во время заглаживания общественного  скандала в или шумихи в прессе.

Однако же процесс  манипуляции может быть определён  как недопустимый или неэтичный, если он связан с прямым обманом  потребителя информации (использование  заведомо ложных цифр и фактов), воздействием на подсознание (скрытые вставки  в теле-, видео-, кинопрограммах, компьютерных файлах), оскорбление лиц или организаций, дискредитацией товаров и услуг.

Социальный  контроль

Манипулирование - это  инструмент социального контроля. Как  избежать злоупотреблений? Ответ был  найден: люди должны знать о том, что ими манипулируют и какими методами это делается. Лишь в этом случае каждый будет иметь возможность  делать сознательный выбор - подчиняться  либо противостоять воздействию  или вообще остаться в стороне.

Ни гипноз, ни НЛП, ни 25-й кадр, никакие другие приёмы и методы - ничего не заставит вас  проголосовать против своей совести, все эти методы не действует на тех, кто сформулировал в себе четкие политические убеждения. Можно  манипулировать сознанием только тех  людей, которые неустойчивы в  каком-то вопросе.

Итак, необходимо различать  оперативную манипуляцию, которую  используют политтехнологи, журналисты, политики, состоящую из простых или  сложных актов манипулятивного воздействия, а также стратегическое манипулирование, которое используют властные структуры при помощи подконтрольных социальных институтов, направленное на создание идеологии общества.

Акт воздействия

Акт манипулятивного воздействия включает в себя два условных этапа: подстройки к аудитории и проведение манипуляции. Необходимо учесть, что осуществление манипуляции невозможно без учёта обратной связи, которая позволит вносить своевременные коррективы для достижения наибольшего эффекта.

Информация о работе Сущность манипулирования