Сущность и необходимость стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:58, реферат

Краткое описание

Главная цель любой стратегии любого бизнеса довольно
проста-добиться предпочтения со стороны клиентов и создать устойчивое конкурентное преимущество, одновременно выплачивая хорошие деньги акционерам. Стратегия определяет направление развития бизнеса и методы движения в выбранном направлении. Почему же так много стратегий остаются нереализованными?

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….……....2
Глава1 Стратегическое планирование………………………………….3
Сущность и необходимость стратегического планирования………....3
Модели стратегического управления……………………………………………………..9
Пример стратегического планирования………………………………………………..17
Оценка результатов стратегического планирования……………………………27
Заключение…………………………………………………………………………....29
Список использованной литературы…………………………………..30

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 149.88 Кб (Скачать)

 

Альтернативные стратегии нефтеперерабатывающего предприятия:

·  стратегия сокращения расходов;

·  стратегия дифференциации.

 

Проведем оценку уровня стратегического  управления данного предприятия  в настоящее время.

Исходя из анализа годовой отчетности предприятия за 2009—2010 гг., можно  сделать вывод о том, что основной акцент в его развитии до настоящего времени руководство ставило  на сокращении расходов. Придерживаясь  стратегии сокращения затрат анализируемое  предприятие характеризуется следующими финансовыми и операционными  результатами деятельности.

Объем переработки неизменен на протяжении последних                                     трех (2009—2011 г.) лет и составляет 7,8 млн. т/ год. Глубина переработки достаточно высока и находится на уровне 92—94 %. Выход светлых — 70 %.

 

 

 

 

 

Финансовое состояние находится  в зоне нормальной финансовой устойчивости (по итогам анализа бухгалтерской  отчетности общества):

·  коэффициент автономии 0,83 (нормативное  значение: Ка >=0,5)

·  коэффициент соотношения собственных  и заемных средств 0,19 (нормативное  значение: Кз/с <=1)

·  коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками  формирования 0,5 (нормативное значение: Ко >=0,2)

 

Платежеспособность также характеризуется  стабильными данными:

·  коэффициент абсолютной ликвидности 0,807 (Кал  ≥ 0,2);

·  коэффициент быстрой ликвидности 1,214 (Кбл  = 0,8 – 1,2);

·  коэффициент текущей ликвидности 1,692 (Ктл  ≥ 2).

 

Однако рентабельность предприятия  и деловая активность показали отрицательную  динамику:

·  рентабельность активов по итогам 2010 года по отношению к 2009 году снизилась  с 27 % до 13,3 % (на 50 % в относительном  выражении);

·  рентабельность собственного капитала снизилась с 25 до 11 % (на 44 % в относительном  выражении);

·  рентабельность продаж сократилась  с 37 до 22,5 % (на 61 % в относительном  выражении);

·  коэффициент оборачиваемости  активов сократился с 0,729 до 0,55 (т. е. на 75,44 %).

 

 

 

Подобная тенденция характерна для большинства предприятий  российского ТЭК, и это связано  с ухудшением условий на мировом  рынке нефти и нефтепродуктов. Значительная корреляция российского  ТЭК с динамикой мирового рынка  будет соблюдаться до тех пор, пока отечественные нефтяные компании сохраняют свою экстенсивно-сырьевую ориентацию.

Это свидетельствует, в первую очередь, об отсутствии эффективного стратегического  управления в данном секторе хозяйствования и в частности на предприятии  ОАО «Уфанефтехим».

Для решения данного вопроса  автором статьи предложен возможный  вариант внедрения системы KPI на ОАО «Уфанефтехим», которая предназначена  для обеспечения функционирования двух подсистем стратегического  управления: реализации и контроля.

Самой популярной из всех методик, применяющих KPI, стала сбалансированная система  показателей (Balanced Scorecard, BSC), описанная в книгах Роберта Каплана и Дэвида Нортона, их последователей.

Утверждать, что именно эти авторы придумали данную систему, сложно, так  как она основана на методике целевого управления Питера Друкера и способе описания связей между целями с помощью «интеллектуальных карт», которую придумал Тони Бьюзен. Но вследствие удачной рекламной кампании и стратегии продвижения эта методика стала узнаваемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сбалансированная система показателей  использует методологию систем управления эффективностью и дополняет ее инструментами  стратегического картирования, которые  помогают руководителям определять                  бизнес-факторы, цели, KPI и схематично изображать причинно-следственные связи между ними на разных иерархических уровнях организации. Пример стратегического картирования для ОАО «Уфанефтехим» приведен на рис. 3.

 

 

 

Рисунок 3. Стратегическая карта ОАО «Уфанефтехим»

Для определения стратегии важно  выделить факторы, влияющие на решение  потребителей покупать данный товар  или услугу. Среди этих факторов можно выделить цену, качество товара, имидж компании, доступность товара, узнаваемость бренда и т. п.

 

Как известно, в условиях рыночной экономики с увеличением благосостояния населения все большее влияние  на положение предприятия на рынке, ее конкурентоспособность оказывают  неценовые факторы (качественные характеристики, полезность, долговечность, экологичность, организация сбыта и.т. д.).

Для обеспечения отличительных  особенностей продукции именно данной организации в глазах потенциальных  потребителей привлекательным является внедрение стратегии «дифференциации».

Рассмотрим возможность перехода к стратегии «дифференциации» с  возможными последствиями. Стратегический план данного предприятия должен включать в себя проекты, которые  обеспечат дальнейшее углубление переработки  сырья с увеличением выхода светлых  нефтепродуктов, повышение качества выпускаемых моторных топлив в соответствии с требованиями государственных  и международных стандартов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таблице 1 приведена сравнительная  характеристика двух бизнес-стратегий на примере характерных для них целей и KPI.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика двух типов  стратегий ОАО «Уфанефтехим»: существующей и предлагаемой к внедрению

Наименование

Стратегия на данное время: «лидерства по издержкам»

Стратегия к внедрению: «дифференциации»

Общая идея

Простота,

стандартность, функциональность

Инновационность, функциональность, мотивированность

Финансовые показатели

NP

Рентабельность  активов

Оборачиваемость активов

Совокупные затраты

EVA

Рентабельность  производства

Рентабельность  продаж

Капитализация

Клиенты и показатели

Доля рынка 

Число новых продуктов

Число усовершенствованных  продуктов

Стоимость бренда (оценка через гудвилл)

Показатели по бизнес-процессам

Процесс автоматизации  технологических процессов

Глубина переработки

Индекс сложности  НПЗ

Выход светлых

Доля потерь

Процент технологических  процессов с микропроцессорным  управлением

Затраты на исследования рынка

Затраты на НИОКР

Глубина переработки

Индекс сложности  НПЗ

Выход светлых

Доля безвозвратных  потерь

Показатели по кадровому  потенциалу и развитию

Производительность  труда

Затраты на обучение персонала

Индекс удовлетворенности  персонала

Текучесть кадров


 

После проведенного SWOT-анализа стала предложена именно стратегия дифференциации, так как отличающаяся от продуктов других компаний на рынке своими качественными характеристиками продукция                         ОАО «Уфанефтехим» будет более конкурентоспособной. Учитывая,              что 40 % от общего объема выпуска поставляется на экспорт, продукция предприятия должна отвечать последним стандартам зарубежных требований (Euro-4, Euro-5).

 

Переход к стратегии дифференциации будет означать более полный учет требований потребителей, а также  государственных органов. К тому же государство само стимулирует  предприятия через уменьшенные  ставки налогов: акцизов и пошлин.

 

Разработанную стратегию предстоит  реализовывать не руководству, а  в первую очередь, рабочим компании. Поэтому на основе приведенных в таблице 1 укрупненных KPI должны разрабатываться уточненные индивидуальные показатели результативности для каждого подразделения и отдельного сотрудника. И их стимулирование будет производиться на основе достигнутых конкретных значений эффективности в зависимости от службы, на штате которой они состоят (это может быть, объем продаж, выручка от реализации, удельные материальные расходы, уровень безвозвратных потерь, показатели экологичности вырабатываемых топлив, и т. д.)

Внедрение на предприятии системы BSC на основе KPI потребует капиталовложений.

 

 

 

 

 

 

1.4 Оценка результатов  стратегического планирования.

К чему же все это может привести? Какова конечная выгода? Проанализируем потенциальный экономический эффект от внедрения KPI

 

От успешного внедрения и  автоматизации системы KPI на предприятии обеспечивается следующее :

Самое важное преимущество — повышение  уровня мотивации персонала. Автоматизируя  повседневные задачи, решение высвобождает дополнительное время специалистов, которые теперь могут сконцентрироваться на более важных стратегических задачах, приложить свои усилия там, где они  могут принести наибольшую пользу компании, что, в свою очередь, повышает их уровень  мотивации и создает позитивный настрой в работе.

Снижение затрат на сбор данных об исполнении и планирования KPI до 80 %. Увеличивая производительность и оптимизируя  документооборот в масштабах  всего предприятия, можно значительно  сократить операционные и административные расходы, а также снизить эксплуатационные затраты.

Снижение времени на обработку  и сбор данных и, следовательно, сокращение сроков бизнес-процессов, ведущее непосредственно  к снижению постоянных и переменных затрат от 15 % и выше.

Повышение производительности труда  за счет увеличения мотивации и ориентации на процессах и результатах работ. Решение также упрощает выполнение персоналом своих задач, а также  позволяет снизить объем «бумажной» работы.

Увеличение выручки за счет концентрации на клиентах и их удовлетворенности.

Качество как цель номер один, в итоге приводящее к победе над  конкурентами.

 

 

Таким образом, считается целесообразным для предприятия                               ОАО «Уфанефтехим» на данном этапе своего развития осуществить переход к стратегии дифференциации с оценкой отдельных этапов ее реализации через систему KPI и использовать сбалансированную систему показателей менеджерами предприятия для достижения конкурентных преимуществ.

 

Важно заметить, что в процессе реализации разработанного стратегического  плана основным моментом является информированность  и признание со стороны всех работников предприятия, делегирование им ответственности, оценка их результатов по целям (KPI), стимулирование их к еще большей  эффективности. То есть очень важен  человеческий фактор, как подсистема стратегической реализации. У тех  компаний, руководители которых не осознают основные достоинства и  важность этого момента, стратегический план так и остается лишь набором  букв и цифр на бумаге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В современном мире стратегия, стратегический план нужны для определения направления  развитии компании, для принятия обоснованных решений. Без стратегии у предприятия  нет продуманного плана действий, позволяющего быстро и легко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, а без этого трудно добиться желаемых целей и задач.

Известно, что планирование стратегического  поведения может происходить  по-разному. Разработано множество  способов оценки той или иной сферы  деятельности предприятия, и для  обеспечения наиболее полной картины  его состояния желательно использовать несколько разных подходов. Именно благодаря этому может быть разработана  стратегия, позволяющая уверенно достигать  поставленных целей, и в то же время, гибко реагировать на изменения  внешней среды.

В настоящее время многие организации  начинают осознавать значение стратегического  планирования и пытаются использовать его методы в своей деятельности. Однако в России стратегическое планирование не нашло еще достаточно полного  применения. Одна из причин этого заключается  в том, что методы стратегического  планирования, используемые в зарубежной практике, не адаптированы к отечественной  экономике, и, как следствие, результаты их применения оказываются не всегда удовлетворительными.

В данной работе был использован  наиболее популярный метод анализа  внешней и внутренней среды – SWOT-анализ, который помог выявить  возможные варианты дальнейшего  развития предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Из-во «Питер», 2000.

2. Cristensen C. R., Andrews K. R., Bower I. L. Business Policy: Text and Cases. Homewood (ill), Irwin., 1960.

3. Ansoff H. I. Corporate Strategy. - Penguin Books, Middlesex, 1981.

4. Steiner G.A. Strategic Planning: What Every Manager Must Know. - NY, Free Press, 1979.

5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М.: «Банки и биржи». Издательское объединение «ЮНИТИ», 1997.

6.        Клочков А. «KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов», Москва, 2009 г. — 123 с.

7.        Нортон Д., Каплан Р. «Организация, ориентированная на стратегию»: учебник, Москва: «Олимп-Бизнес», 2010 г. — 412 с.

8.        Нортон Д., Каплан Р. «Сбалансированная система показателей»: учебник, Москва: «Олимп-Бизнес», 2010 г. — 320 с.

9.        Нортон Д., Каплан Р. «Стратегические карты предприятий»: учебник, Москва: «Олимп-Бизнес», 2010 г. — 512 с.

10.        Симонова И. Ф., Зазовская Н. М. «Стратегические аспекты управления персоналом»: учебное пособие, Москва: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2011 г. — 280 с.

11.         [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.rus.ec/b/218866/read

12. Ларри Боссиди,Рэм Чаран «Искусство результативного управления»,         2010 г.-275 с.

 


Информация о работе Сущность и необходимость стратегического планирования