Сущность и функции стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году[1]. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году[2]. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.
Стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий[3].

Оглавление

Введение
1. Сущность и функции стратегического менеджмента
1.1 Сущность стратегического менеджмента
1.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента
1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента
1.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента
1.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента
1.2 Функции стратегического менеджмента
2. Стратегический план Санкт-Петербурга по формированию благоприятного хозяйственного климата
2.1 Формирование благоприятного хозяйственного климата
2.2 Механизмы реализации и обновления Стратегического плана
2.3 Ожидаемые результаты реализации Стратегического плана
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 23.68 Кб (Скачать)

 

в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

 

г) разработка соответствующих  перспективных планов и программ.

 

Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует  в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более  индивидуальный предприниматель сам  выполняет все или большинство  функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить  их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях  целесообразно различать и анализировать  виды менеджмента, поскольку для  них характерны особые средства и  методы управления, навыки и приемы. Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.

Введение 

 

Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и  интересов работников.

Он предполагает не только определение генерального курса  деятельности предприятия и организацию  дела на его основе, но и повышение  мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации.

Зарождение стратегического  менеджмента связывается с перспективным  планированием крупномасштабных военных  кампаний с участием различных родов  и видов войск, в союзе с  армиями других стран.

Однако его дальнейшее весьма бурное развитие произошло в  результате усиливающейся динамики социально-экономического развития, конкуренции, научно-технического прогресса, повышения  роли человеческого фактора в  управлении, возникновения новых  методологий предвидения и моделирования  тенденций общественного развития.

Актуальность курсовой работы заключена в том, что сегодня  область применения стратегического  менеджмента чрезвычайно многообразна. Он дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных  сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются  в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени.

Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности  у персонала организаций и  их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка.

Стратегический менеджмент - не только разработка программы развития, но и принятие и выполнение стратегических решений.

Это также комплекс процессов, явлений и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность решений  и действий, предвидение будущего, анализ последствий управляющих  воздействий и инноваций.

Цель курсовой работы –  изучить сущность и значение стратегического  менеджмента, доказать, что стратегический менеджмент находит выражение в  методологии и организации управления в условиях нестабильности среды, в технологиях, моделях, парадигме и концепции партисипативного управления.

По мнению ряда исследователей, сущность стратегического менеджмента  заключается в ответе на три важнейших  вопроса:

a. где сейчас находится организация;

b. в каком направлении, по мнению высшего руководства, она должна развиваться в будущем;

c. как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство.

Ответы на эти вопросы  дают стратегический анализ, стратегический выбор и реализация стратегии.

 

 

1. Ключевая позиция стратегического  менеджмента в организации 

 

1.1. Стратегия организации:  понятие, типы, процедура разработки 

 

Примеры использования стратегического  подхода к управлению деловыми организациями  начали прослеживаться еще в 20-30-х  годах нынешнего столетия. Но понятие  стратегии вошло в лексикон менеджмента  лишь в 50-е годы, когда реакция  компаний и фирм на неожиданные изменения  во внешней рыночной среде приобрела  исключительно важное значение.

Существует множество  определений стратегии, но их можно  свести к одному - как установленной  на достаточно длительный период совокупности норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность  организации, укрепляющих позиции  на рынке, повышающих способность к  выживанию в конкретной ситуации.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального  характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех  пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия  с внешней рыночной средой.

Стратегия в той или  иной форме присуща любой системе  управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от ее типа - портфельная, или корпоративная; конкурентная, или бизнес-стратегия; функциональная. Выделяются соответственно и три  уровня стратегических решений.

Корпоративные решения касаются деятельности предприятия в целом. Исторически бизнес был однопродуктовым, затем наступила его диверсификация, поэтому данный уровень в настоящее время связан с управлением многопродуктовым предприятием.

Основной целью портфельной  стратегии является выбор тех  подразделений, в которые следует  направлять инвестиции. Главные моменты  такой стратегии охватывают распределение  ресурсов между подразделениями  на основе портфельного анализа; диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта  синергии; изменение организационной  структуры корпорации; выработку  единой стратегической ориентации подразделений.

Конкурентные решения  распространяются на хозяйственные  подразделения предприятия. Цель их - обеспечить бизнес-план, показать, как  предприятие будет конкурировать  на конкретном товарном рынке, кому и  по каким ценам будет продаваться  продукция, как ее рекламировать, как  побеждать конкурентов и т.д.

Функциональные решения  принимаются в интересах отделов  и служб предприятия. Это стратегии  производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д. Их цель - рациональное распределение ресурсов отдела, а  также поиск эффективного поведения  в рамках заданной функции. Считается, что независимое формирование функциональных стратегий - неподнятая целина менеджмента, где скрыты огромные резервы эффективности.

Корпоративная стратегия  на предприятиях с одним видом  деятельности будет совпадать с  бизнес-стратегией. В свою очередь иерархическая структура управления предполагает, что корпоративная стратегия состоит из ряда бизнес- и функциональных стратегий. Кроме того, стратегия высшего иерархического уровня выступает в качестве целей на более низком уровне.

Исходным пунктом формирования стратегии предприятия является, прежде всего, осознание его руководством невозможности сохранить и укрепить позиции фирмы, действующей в  условиях перенасыщенного рынка, опираясь на традиционную политику. Отсюда следует  переориентация методов управления развитием предприятия с опоры  на уже достигнутые результаты, освоенные  товары и используемые технологии на изучение ограничений, накладываемых  внешней рыночной средой.

Основной акцент при разработке стратегии фирмы делается на анализе  конкретных сегментов рынка для  оценки благоприятного проникновения  в намеченные сферы, их использования  для укрепления своих позиций, а  также конкурентоспособности. Учитываются  также возможности успешной деятельности в том или ином секторе рынка, выпуска новых товаров, освоения прогрессивных технологий, направлений  деятельности, зон хозяйствования.

Итогом процедуры разработки стратегии организации является предварительный проект развития на перспективу.

Он, как правило, включает выбор конкретных сфер рынка, на деятельность которых должна быть ориентирована  фирма; определение источника и  типа используемых ресурсов; составление  перечня технологий, планируемых  к пользованию; выбор способов, отраслей и направлений будущей деятельности, а также вида производимого продукта. В совокупности это и составляет стратегию организации.


Информация о работе Сущность и функции стратегического менеджмента