Сущность и функции стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году[1]. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году[2]. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.
Стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают стратегии их достижения в свете всех возможных внутренних и внешних обстоятельств и принимают к исполнению выбранный план действий[3].

Оглавление

Введение
1. Сущность и функции стратегического менеджмента
1.1 Сущность стратегического менеджмента
1.1.1 Условия и этапы становления стратегического менеджмента
1.1.2 Отличительные характеристики стратегического менеджмента
1.1.3 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента
1.1.4 Этапы процесса стратегического менеджмента
1.2 Функции стратегического менеджмента
2. Стратегический план Санкт-Петербурга по формированию благоприятного хозяйственного климата
2.1 Формирование благоприятного хозяйственного климата
2.2 Механизмы реализации и обновления Стратегического плана
2.3 Ожидаемые результаты реализации Стратегического плана
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 23.68 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. Сущность и функции  стратегического менеджмента

 

1.1 Сущность стратегического  менеджмента

 

1.1.1 Условия и этапы  становления стратегического менеджмента

 

1.1.2 Отличительные характеристики  стратегического менеджмента

 

1.1.3 Преимущества и ограничения  стратегического менеджмента

 

1.1.4 Этапы процесса стратегического  менеджмента

 

1.2 Функции стратегического  менеджмента

 

2. Стратегический план  Санкт-Петербурга по формированию  благоприятного хозяйственного  климата

 

2.1 Формирование благоприятного  хозяйственного климата

 

2.2 Механизмы реализации  и обновления Стратегического  плана

 

2.3 Ожидаемые результаты  реализации Стратегического плана

 

Заключение

 

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как академическая дисциплина стратегический менеджмент начал формироваться  после выхода книги Ричарда Румелта «Стратегия, структура и результаты» в 1974 году[1]. Следующий важный вклад был сделан Майклом Портером и его книгой «Конкурентная стратегия», которая вышла в 1980 году[2]. Поскольку данная дисциплина молода и охватывает очень сложные процессы современного управления в бизнесе, то не существует однозначного достаточно четкого ее определения. Приведем наиболее распространенные определения.

 

Стратегический менеджмент – это процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочные направления развития организации, ее специфические цели, развивают  стратегии их достижения в свете  всех возможных внутренних и внешних  обстоятельств и принимают к  исполнению выбранный план действий[3].

 

Стратегический менеджмент – это процесс формирования целей  организации и управления для  их достижения[4].

 

Стратегический менеджмент – это процесс оценки внешней  среды, формулирования организационных  целей, принятия решений, их реализация и контроль, сфокусированные на достижение целей в настоящей и будущей  внешней среде организации[5].

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

1.1 Сущность стратегического  менеджмента

 

1.1.1 Условия и этапы  становления стратегического менеджмента

 

Условия возникновения стратегического  менеджмента:

 

- технологические прорывы,  требующие прогнозирования новых  производственно-технологических возможностей;

 

- насыщение рынка товаров  и услуг, что привело к усилению  конкуренции и усложнению запросов  потребителей;

 

- начавшийся процесс глобализации  рынков и возникновения транснациональных  корпораций, способных воздействовать  на рынок вплоть до его раздела.

 

Этапы становления стратегического  менеджмента:

 

- Управление на основе  контроля за исполнением. Условием для такого управления является представление о стабильной среде организации на изменение, проявляется после свершения событий (реактивная адаптация).

 

- Управление на основе  экстраполяции или долгосрочное  планирование (1950-е г.г.). Основывается  на выявлении текущих изменений,  определенных показателей деятельности  предприятия и экстраполяцией  выявленных тенденций в будущее.  Этот подход наиболее полезен  для планирования использования  ресурсов в долгосрочной перспективе  с учетом, как потенциального  роста, так и запланированного  сокращения производства.

 

- Управление на основе  предвидения изменений или “стратегическое  планирование”. Стратегическое  планирование позволяет вовремя  предусмотреть будущие тенденции  и определить реакцию на них  путем выработки соответствующей  стратегии. Этот подход основывается  на выявлении тенденций не  только экономического развития  корпораций, но и внешней среды.  Стратегическое планирование опирается  на выявленные сильные и слабые  стороны организации, а также  возможности и угрозы во внешней  среде с учетом тенденций на  их изменения. 

 

- Управление на основе  гибких решений или “стратегический  менеджмент”. Помимо прогнозирования  изменений во внешней среде  “стратегический менеджмент” предусматривает  управление стратегическими возможностями  и созданием конкурентных преимуществ,  необходимых для успеха фирмы  в будущем.

 

 

1.1.2 Отличительные характеристики  стратегического менеджмента

 

- Стратегические решения  связаны в основном с внешними, а не внутренними проблемами  организации. В менеджменте сам  термин “стратегический” означает  – “влияющий на отношения  между фирмами и окружающей  средой”. 

 

- Стратегическое управление  родилось эволюционно из стратегического  планирования, которое составляет  его сущностную основу. В отличие  от долгосрочного планирования  при стратегическом планировании  и управлении определяется, что  организация должна делать в  настоящее время, чтобы достичь  желаемых целей в будущем, а  также вырабатывается способность  реагировать на изменения в  окружении, позволяющие достичь  этих целей. 

 

- Стратегический менеджмент  предполагает не только адаптацию  предприятия к внешней среде,  но и направленное воздействие  на среду, ее изменение и  создание условий для реализации  стратегии и достижения целей.  Внешняя среда – область стратегических  изменений, которые осуществляются  в процессе реализации стратегии. 

 

- Стратегический менеджмент  требует предпринимательского стиля  поведения TOP-менеджеров, который  характеризуется стремлением к  изменениям, предвидением будущих  опасностей, поиском новых возможностей  и новых управленческих решений  и т.д. 

 

- Стратегический менеджмент  – объединение интуиции и искусства  высшего руководства вести организацию  к стратегическим целям, высокий  профессионализм и творчество  служащих, обеспечивающих связь  организации со средой, а также  активное включение всех работников  в реализацию задач организации,  направленную на достижение цели.

 

- Стратегический менеджмент  – процесс, который уникален  для каждой фирмы. 

 

 

1.1.3 Преимущества и ограничения  стратегического менеджмента

 

Преимущества стратегического  подхода к управлению организацией:

 

- Стратегический менеджмент  обеспечивает общее понимание  того, для чего функционирует  организация и принимаются определенные  управленческие решения (это позволяет  предать единую направленность  деятельности всех подразделений  и персонала организации для  достижения ее стратегических  целей);

 

- Стратегический менеджмент  призван обеспечить не текущий  успех организации, а ее постоянное  развитие в условиях не стабильности  внешней среды и жесткой конкуренции; 

 

- Стратегический менеджмент  позволяет объединить решение  руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;

 

- Стратегический менеджмент  обеспечивает возможность оценивать  альтернативные варианты использования  ресурсов, то есть разумно переносить  ресурсы в стратегически обоснованные  и эффективные проекты; 

 

- Стратегический менеджмент  создает среду, которая поощряет  активное руководство организации,  а не пассивное реагирование  на изменение ситуации;

 

- В стратегическом менеджменте  используются самые новые и  прогрессивные разработки.

 

Недостатки стратегического  менеджмента:

 

- Стратегический менеджмент  в силу своей сущности не  может дать точной и детальной  картины будущего, что затрудняет  разработку стратегических планов  и их реализацию;

 

- Стратегический менеджмент  не имеет описательной теории, которая предписывает, что и как  делать при решении определенных  задач и в конкретных ситуациях.  Каждым менеджером стратегический  менеджмент понимается и реализуется  по-своему, но не каждый обладает  стратегическим предвидением;

 

- Требуются огромные усилия, большие затраты времени и  ресурсов для того, чтобы в  организации начал осуществляется  процесс стратегического управления;

 

- В настоящее время  резко усиливаются негативные  последствия ошибок стратегического  предвидения.

 

 

1.1.4 Этапы процесса стратегического  менеджмента

 

Этапы стратегического менеджмента:

 

- анализ среды; 

 

- формирование стратегии; 

 

- реализация стратегии; 

 

- оценка и контроль  реализации стратегии.

 

Анализ среды – считается  исходным этапом процесса стратегического  управления, так как он обеспечивает основу для определения миссии и  целей организации и выработки  стратегии. Внешнее окружение –  набор переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия  и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства. Внутреннее окружение – набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода.

 

Формирование стратегии  – определение миссии и целей (долгосрочных и краткосрочных). Формирование стратегии – процесс определения  миссии и целей организации, а  также выбора стратегии достижения этих целей.

 

Реализация стратегии  – процесс, в котором стратегия  преобразуется в действия на основе разработанных программ, бюджетов и  процедур, а также это – процесс  проведения стратегических изменений  в организации, переводящих ее в  такое состояние, в котором организация  будет готова к проведению стратегии  в жизнь.

 

Оценка и контроль реализации стратегии – обеспечивает устойчивую обратную связь между реализацией  стратегии и целями организации. Стратегический контроль направлен  на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к  достижению целей фирмы.

 

Требования к стратегическому  менеджеру

 

В условиях современной сложной  и быстроизменяющейся обстановки, основополагающая роль отводится тем, кто управляет  разработкой стратегии, т.е. стратегическим менеджерам. По мнению Э. Враппа (университет Чикаго), наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:

 

– быть хорошо информированными, что предусматривает возможность  принятия широкого диапазона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей;

 

– уметь управлять своими временем и энергией, а, следовательно, эффективно распределять и знать, когда  надо делегировать ответственность, а  когда надо включаться в частные  решения;

 

– быть хорошими политиками, обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не "давить" авторитетом для их продвижения, действовать как член или лидер  коалиции, а не как диктатор;

 

– не должны, как эксперты, "зацикливаться". Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складывающейся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке;

 

– способствовать продвижению  программы в частных направлениях.

 

Задачи стратегического  менеджера

 

Стратегический менеджер – личность, которая накладывает  отпечаток на деятельность организации, на ее главные самостоятельные подразделения. Основная задача стратегического менеджера заключается в обеспечении деятельности организации (сохранении "здоровья" организации) при движении в определенном направлении.

 

В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать  ту структуру, которая лучше всего  отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее  внутренним и внешним факторам. «Наилучшая»  структура – это та, которая  наилучшим образом позволяет  организации эффективно взаимодействовать  с внешней средой, продуктивно  и целесообразно распределять и  направлять усилия своих сотрудников  и, таким образом, удовлетворять  потребности клиентов и достигать  своих целей с высокой эффективностью.

 

Часто стратегических менеджеров называют комплексными менеджерами. Они  отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных  функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет), и занимают уникальное положение  в компании, управляя организацией в стратегическом смысле.

 

 

1.2 Функции стратегического  менеджмента

 

Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных  целей развития предприятия и  повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут  помогать референты (штаб). В противном  случае ему придется в конце концов уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.

 

 

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих  функций:

 

а) определение целей фирмы  с учетом рыночной ситуации;

 

б) определение средств  достижение этих целей;

Информация о работе Сущность и функции стратегического менеджмента