Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 20:36, контрольная работа
Современный аппарат управления представляет собой очень сложный механизм с разнородными функциональными обязанностями и различным содержанием работы. Система показателей должна быть универсальной, применимой для различных сфер управленческой деятельности. И чем объективнее она будет характеризовать степень достижения выдвинутых задач, тем активнее она сыграет свою роль.
ВВЕДЕНИЕ
3
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10
ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
12
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
14
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУР
15
КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
17
ЗВЕНО, ПОДСИСТЕМА
18
ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
20
ЭТАПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
27
- комплексность выполнения (взаимосвязанность) всех функций управления, как по вертикали, так и по горизонтали;
- разделение и кооперацию действий между звеньями и уровнями государственного аппарата;
- концентрацию полномочий и ответственности при решении каждой конкретной задачи за счет рационального перераспределения компетенции на каждом уровне управления по горизонтали и делегирования полномочий по вертикали;
- соответствие организационно-экономического механизма контроля исполнения объему компетенции в области ответственности и полномочий принятия решений по каждой управленческой задаче.
Единой классификации государственных органов в сфере государственного управления не существует. Тем не менее, есть некоторые критерии, которые позволяют группировать органы управления. К таким критериям относятся:
Территориальный масштаб компетенции. На его основе выделяют: федеральные (центральные) органы, органы субъектов федерации и их местные органы, а также органы местного самоуправления.
Соподчиненность органов между собой. Это позволяет разделить органы на вышестоящие и нижестоящие.
Порядок образования. Такое основание классифицирует органы на образуемые вышестоящим органом в пределах его компетенции и избираемые населением или представительным органом.
Характер и содержание полномочий приводит к разделению органов управления на органы общей, отраслевой и межотраслевой (фукциональной) компетенции.
Порядок разрешения вопросов компетенции разделяет органы коллегиального и единоличного управления.
Источник финансирования служит способом выделить бюджетные, внебюджетные и экономически самостоятельные органы.
ЗВЕНО, ПОДСИСТЕМА
Различные основания формирования органов государственного управления говорят о множестве видов государственных органов, различающихся между собой, но одновременно все они имеют много общих черт и свойств.
Государственные органы, которые характеризуются одинаковым положением и однородностью управленческих функций обозначаются как «звено государственно-управляющей системы». Отнесение того или иного госоргана к какому-либо звену возможно на основании (признака, свойства) определенного совпадения правового статуса, структуры и внешних взаимосвязей с управляемыми объектами и в рамках субъекта государственного управления. В качестве звена организационной структуры государственного управления можно рассматривать: Президента, Правительство, министерства, ведомства, аналогичные органы субъектов федерации и исполнительные органы местного самоуправления.
Объединение государственных органов по конкретным направлениям взаимосвязей, с учетом их специализации образует их определенную целостность по отношению ко всей структуре государственного управления. Эта целостность образует соответствующую подсистему органов государственного управления. Определяющими признаками для отнесения отдельных органов (звеньев) управления к той или иной подсистеме являются:
Компетенция, когда она сформулирована по одному ведущему признаку (экономика, производство, сфера услуг, комплексная программа развития, территория, функция государства и т.п.).
Субординация. Между органов одной подсистемы существуют прямые структурно-функциональные связи и имеется соподчиненность органов.
Внутренняя организация. Каждая подсистема имеет самостоятельную структуру, обособленную от других подсистем с самостоятельным центром управления подсистемой.
Устойчивость, постоянство подсистемы, которое позволяет ей выступать вовне (в управляющем воздействии на объект управления и внутри структуры) и восприниматься другими субъектами управления и управляемыми объектами как специфическое единое целое.
Специфика взаимодействия. Каждая подсистема имеет только ей присущие виды взаимодействия с управляемыми объектами или другими подсистемами государственных органов. Подсистемы могут быть вертикальные (федеральные органы исполнительной власти) и горизонтальные (органы территориального управления субъекта федерации, города, района).
Формирование сбалансированной организационной структуры государственного управления, достижения целостности подсистем и их эффективное объединение в организационную структуру обеспечивается взаимосвязями ее частей, в числе которых можно отметить:
Взаимосвязи построения, через которые происходит установление (создание) и преобразование (изменение) как всей организационной структуры, так и ее подсистем, отдельных органов, их внутренней организации и состава.
Функциональные взаимосвязи, отражающие каналы формирования и реализации внутренних управленческих функций государственных органов и обеспечивающие целостность структуры и ее составных частей.
Взаимосвязи по типу «обратная связь», позволяющие осуществлять постоянный контроль активности и целесообразности движения отдельных звеньев и органов, подсистем, а также проверять их соответствие объективным запросам (нужны или нет те или иные органы государственного управления).
Информационные взаимосвязи, создающие условия взаимообмена информацией между всеми компонентами организационной структуры государственного управления.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Каждый государственный орган имеет собственную структуру, под которой понимается совокупность его подразделений, должностей, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, а также система взаимоотношений подразделений и должностей. Структура любого государственного органа зависит от его места в организационной структуре государственного управления, объема и содержания его компетенции, роли в управлении общественными процессами. Построение структуры органа осуществляется сверху вниз, или на основании штатного расписания. Структура каждого государственного органа должна быть приспособлена для эффективного решения его главных специфических управленческих задач во взаимосвязях с управляемыми объектами и обеспечения эффективного руководства деятельностью собственного аппарата. Для этого организационной структуре государственного управления требуется:
Мобильность. Численный состав и количество внутренних подразделений устанавливаются по оптимальным критериям управляемости.
Экономичность. Стоимость содержания аппарата управления и затрат на управленческую деятельность его сотрудников.
Оперативность. Своевременность принятия, качество и быстрота исполнения управленческих решений, быстрота и качество прохождения информации, сложность внутренних и внешних связей государственного органа.
Потенциальная норма управляемости. Способность справиться со своими целями, является достаточной и может гарантировать необходимый уровень управления соответствующими процессами, отнесенными к сфере деятельности данного органа.
Для осуществления руководящим звеном государственного органа функций и властных полномочий создаются структурные подразделения. Они сами не осуществляют компетенцию государственного органа, а в профессиональном отношении обеспечивают деятельность руководящего звена.
В рамках закрепленных за ними объемов и видов управленческой деятельности подразделения выполняют необходимые управленческие действия. Существует несколько подходов к определению структуры и построению подразделения:
- при горизонтальной структуре создается крупная группа должностей во главе с одним руководителем (1+6);
- при вертикальном построении в структуре подразделения создаются небольшие группы должностей с подчиненностью нескольким руководителям, несколько секторов во главе с начальником отдела ((1+(1+2)+(1+2)).
Оптимальной численностью для подразделения считается 7 человек.
Вертикальная структура имеет много отрицательных моментов как объективного, так и субъективного характера:
♦ увеличение времени прохождения команд, информации и их искажение;
♦ удаление исполнителя от руководящего звена снижает его исполнительность;
♦ слабость горизонтальных связей между сотрудниками (координация усилий сотрудников);
♦ появление конкуренции за влияние на реализацию компетенции государственного органа;
♦ вероятность проявления доминирования группового интереса над интересом государственного органа и др.
Важное место в организационной структуре государственного органа занимает выделение и описание должностей и рабочих мест. Между этими понятиями существует определенные различия. По должности выполняется деятельность, которая в той или иной степени, но непосредственно связана с реализацией компетенции государственного органа, с обслуживанием властных полномочий руководящего звена. Должность описывается через управленческие обязанности и полномочия. Исполнение должности измеряется соотнесением усилий сотрудника с компетенцией государственного органа и их влиянием на ее осуществление. Рабочее место представляет собой вид и объем деятельности по обслуживанию и обеспечению управленческих процессов (содержание помещений, техническое обслуживание информационных систем, обеспечение необходимыми ресурсами и т.п.).
В построении структур государственного
органа используются те же основания,
что и в построении организационной структуры
государственного управления в целом
применительно к особенностям органа:
линейное, функциональное, линейно-функциональное,
программно-целевое. Дополнительно линейно-штабное,
когда в органе создается подразделение
для его интеллектуально-
ЭТАПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности в зависимости от цели управленческого решения и раскладываются на определенные этапы. Этапы управленческой деятельности с особым набором форм и методов называются стадиями или циклами управленческой деятельности. Эти стадии имеют логическую взаимосвязь между собой и определенную последовательность. Существует несколько подходов в определении стадий управленческой деятельности:
1. Анализ и оценка управленческой ситуации, качеств управляемого объекта.
2. Прогнозирование и моделирование действий по преобразованию ситуации.
3. Принятие решения и разработка управленческих актов.
4. Организация исполнения (правовых и организационных) решений.
5. Контроль выполнения и оперативное информирование.
6. Оценка результатов управленческого воздействия.
Процесс управления любого уровня и особенно в муниципальном образовании носит динамичный характер. Изменения, которые происходят в окружающей среде, требуют от управляющего субъекта принятия соответствующих решений и практических мер. Задачи, с решением которых субъекту управления приходится постоянно сталкиваться условно можно
разделить на две группы:
1.) функциональные – обусловленные спецификой деятельности системы, подсистемы или звена управления;
2.) ситуационные – возникающие в управляемых системах, в результате взаимодействия и различных связей.
Понятие термина «решение» включает в себя три значения:
- найденный, но еще не осуществленный вариант поведения;
- собственно процесс устранения каких-либо трудностей, разрешение задач;
- практический результат и итог деятельности.
Управленческое решение можно рассматривать как концентрированное выражение процесса управления, как поступающую от управляющей системы команду, подлежащую исполнению.
Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций: разработка вариантов действий, выбор оптимального варианта, его принятие, утверждение и оформление, осуществление. На качество управленческого решения оказывают влияние различные факторы, в том числе: правильное определение цели, методика разработки решения, объема и качества информации по рассматриваемому вопросу, объективная оценка состояния объекта воздействия, профессионализма должностного лица и др.
Различные авторы по вопросам государственного и муниципального управления выделяют разные виды управленческих решений (формы), используя разнообразные критерии:
♦ по источнику возникновения: инициативные, по предписанию, по предложению «снизу».
♦ по юридическому оформлению: приказ, распоряжение, указание, инструкция, план и др.
♦ по субъектному признаку: индивидуальные и коллективные (коллегиальные).
♦ по степени уникальности: рутинные и новаторские.
♦ по методу разработки: количественные, экономико-статистические, эвристические.
♦ по количеству целей: одноцелевые, многоцелевые.
♦ по степени регламентации: регламентирующие, ориентирующие, рекомендательные.