Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы.
Введение
1. Структура и содержание системы производственного менеджмента
1.1 Cовокупность научных подходов к менеджменту
1.2 Структура системы производственного менеджмента
1.3 Внешняя среда системы производственного менеджмента
Заключение
Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).
Обратная связь является
коммуникационным каналом от потребителей
системы ("выхода") к изготовителю
товара и поставщикам ("входа")
системы. При изменении требований
потребителей к товару, параметров
рынка, появлении организационно-
Для обеспечения
В данном примере в виде
системы может выступать любая
фирма, ее подразделение, отдел, машина
и т.д. Для обеспечения высокого
качества "выхода" системы сначала
необходимо обеспечить высокое качество
"входа", а затем высокое
качество процесса и внешней среды.
Если, например, качество "входа"
машиностроительного
Применяя системный подход, структуру дерева показателей эффективности товара можно изобразить в следующем виде (рис. 1.2).
Дерево показателей
Вместе с тем построение дерева показателей позволит значительно повысить качество системы менеджмента.
Системный подход – главный
принцип построения, функционирования
и развития любых систем (объектов).
Более подробно методологию системного
подхода можно изучить в
Puc. 1.2. Структура дерева показателей эффективности товара
Условные обозначения:
0-й уровень показателей – эффективность товара (Е);
1-й уровень:
1 – суммарный полезный эффект товара (Пс);
2 – суммарные затраты за ЖЦТ (Зс);
2-й уровень:
1.1...1.8 – обобщающие показатели качества товара 2-го уровня;
2.1...2.8 – затраты по стадиям ЖЦТ;
3-й уровень:
1.2.1...1.2.4 и далее – обобщающие
показатели качества товара, например,
долговечность, безотказность,
2.1.1...2.1.3 и далее – комплексные затраты по направлениям работ;
4-й уровень: частные показатели качества товара и элементы затрат;
5-й уровень: факторы, влияющие на частные показатели качества и ресурсоемкости товара.
Воспроизводственный подход
Воспроизводственный подход – подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Рассмотрим подробнее элементы воспроизводственного подхода.
Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта
При планировании обновления объекта в качестве базы сравнения можно применить: 1)лучший мировой образец аналогичного объекта; 2) перспективные показатели, которые будут достигнуты к началу освоения нового объекта и 3)перспективные показатели, которые потребуются потребителю (рис. 1.-3).
При планировании обновления (воспроизводства) товара проводятся маркетинговые исследования с целью определения отставания от конкурентов на данном рынке по важнейшим параметрам качества и ресурсоемкости товара. Выпускаемый образец имеет параметр П1, лучший образец – П2. Значит, в момент Т1 отставание выпускаемого образца от лучшего будет равно П2–П1. Однако лучший образец проектировался раньше момента Т1 поэтому его параметры уже отстают от лучших мировых достижений в данной области, зафиксированных в изобретениях, патентах, научных отчетах и других источниках. Еще нужно время для реализации плановых параметров будущего товара в конструкторской документации (Т2), технологической документации (Т3), изготовления (Т4) и внедрения у потребителя (Т5).
При ориентации параметров выпускаемого образца на лучший образец к моменту внедрения нового образца у потребителя (Т5) отставание от лучших мировых достижений будет равно П4–П2. Поэтому ориентация плановых показателей нового образца на показатели лучшего образца на данном рынке не обеспечит конкурентоспособности нового образца. Будет только частичное улучшение выпускаемого образца. В настоящее время в основном применяется этот подход.
Некоторые конструкторские организации при планировании воспроизводства продукции ориентируются на тенденции технического прогресса на период освоения новой продукции в производстве (точка "С"). При таком подходе отставание нового образца от тенденций технического прогресса будет меньше (П4–П3). Этот подход можно применять при отсутствии экспериментальной базы, информации и средств для коренного улучшения конструкции.
Обозначения:
ВО – выпускаемый образец товара,
ЛО – лучший аналогичный образец на данном рынке.
Рис. 1.3. Схема применения опережающей базы сравнения
Фирмы, ставящие цель опередить
конкурентов, должны спрогнозировать
тенденции технического прогресса
по важнейшим параметрам объекта
на период до внедрения у потребителей
первых образцов новых товаров, либо
всей намечаемой к выпуску программы.
При таком подходе по важнейшим
параметрам прогнозируется точка "Д"
и эти параметры закладываются
в техническое задание на проведение
научно-исследовательских работ (НИР).
Исследователи ищут пути технического
и организационно-
Применение опережающей
базы сравнения при планировании
воспроизводства товаров
Трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта
В экономической теории закон экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.
Этот подход охватывает только
затраты в сфере производства
товара без увязки их с будущими
затратами в сфере потребления
и полезным эффектом товара у потребителя.
Если применить к проблеме экономии
времени совокупность научных подходов,
то закон экономии времени будет
отражать экономические процессы в
динамике, за весь жизненный цикл товара,
тогда совокупные затраты будут
равны сумме прошлого, живого и
будущего труда (который потребуется
затратить в будущем для
(1.1)
где ПТ – затраты прошлого (овеществленного) труда на производство или потребление товара;
ЖТ – затраты живого труда, т.е. заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар на данной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд);
БТ – затраты будущего
труда, которые будут осуществляться
в будущие периоды для
Пс – суммарный, за нормативный срок службы, полезный эффект или отдача товара у потребителя.
Сумма прошлого, живого и
будущего труда – это совокупный
труд за жизненный цикл товара (в
конкретной экономике – это совокупные
затраты). Доля каждого вида труда
в совокупном труде изменяется в
динамике. Например, перед началом
маркетинговых исследований совокупный
труд равен будущему, т.е. к исследованиям
еще не приступили, не понесли никаких
затрат. После окончательной утилизации
товара, наоборот, весь совокупный труд
равен прошлому труду, т.е. в будущем
уже не надо будет нести по данному
товару какие-либо затраты. Будущий
труд при наступлении
Для того, чтобы лучше понять динамику изменения структуры совокупного труда, приведем пример (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Динамика структуры совокупного труда в среднем по единице автомобиля ГАЗ 53А за 10 лет его использования (цифры ориентировочные)
Стадия жизненного цикла автомобиля |
Примерная структура затрат к моменту завершения стадии жизненного цикла автомобиля, % | |||
прошлый труд |
живой труд |
будущий труд |
совокупный труд | |
|
0,20
0,85 3,50 9,40
77.30 98,60 99,95 |
0,10
0,15 0,80 1,20
16,60 1,35 0,05 |
99,70
99,00 95,70 89,40
6,10 0,05 0,00 |
100
100 100 100
100 100 100 |
Анализ данных, приведенных
в табл. 1.1, показывает, что доля затрат
на маркетинг и НИОКР в совокупных
затратах за жизненный цикл автомобиля
составляет 0,3% (0,20 + 0,10), на организационно-
Результаты анализа динамики
структуры совокупного труда
могут быть использованы для нахождения
узких мест в ресурсоемкости товара.
Например, по данному объекту массового
производства незначительны затраты
на маркетинг и НИОКР (0,3% от совокупных
затрат), что не позволило тщательно
отработать показатели качества и ресурсоемкости
автомобиля. Вследствие этого затраты
на эксплуатацию и ремонт автомобиля
примерно в 20 раз больше затрат на его
создание (маркетинг, НИР, ОТПП и производство).
Такая картина наблюдается по
большинству отечественных
1.2 Структура системы производственного менеджмента
Структура системы производственного менеджмента должна максимально отвечать требованиям научных подходов менеджмента. Предлагается следующая структура системы (рис. 1.4.)
Рис. 1.4. Структура системы производственного менеджмента
Условные обозначения к рис. 1.4:
1.1 – повышение качества
выпускаемых товаров и
1.2 – ресурсосбережение;
1.3 – расширение рынка сбыта товара;
1.4 – организационно-техническое развитие производства;
1.5 – социальное развитие
коллектива и охрана
2.1 – методическое обеспечение;
2.2 – ресурсное обеспечение;
2.3 – информационное обеспечение;
2.4 – правовое обеспечение;
3.1 – планирование деятельности организации;
3.2 – НИОКР;
3.3 – организационно-
3.4 – организация производства;
3.5 – тактический маркетинг;
3.6 – сервис товаров
у потребителей и
4.1 – управление персоналом;
4.2 – разработка управленческого решения;
4.3 – оперативное управление реализацией решения;
К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования фирмы (организации, предприятия), относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы.
К компонентам "входа" системы менеджмента относятся методические, нормативные, проектно-конструкторские и другие документы, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, информация.
На "выходе" системы
менеджмента – выпускаемый
Информация о работе Структура системы производственного менеджмента