Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:14, контрольная работа
Экономическая культура организации — результат ее экономического поведения, которое обусловлено механизмом экономического мышления.
Экономическая культура включает:
культуру производства — культура организации труда, культура условий труда, культура средств труда и т.д.;
культуру распределения;
культуру потребления;
культуру обмена.
отношение руководства к подчиненным и принципы вертикальных коммуникаций;
отношение подчиненных к руководству;
отношение сотрудников к клиентам, партнерам;
отношение сотрудников к изменениям.
Символы: традиции, ритуалы, легенды, мифы, герои, язык, девизы, лозунги, логотипы, бренды.
Организационная культура проявляет себя двумя различными способами: через символы «высокого» и «низкого» уровня, т.е. все общеорганизационные ценности реально проявляются на поверхностном уровне организационной культуры в виде символов высокого и низкого профиля.
К символам высокого профиля условно относят те, которые были созданы с целью формирования имиджа организации и ориентированы на потребителей и партнеров организации. Зачастую у потребителей первое впечатление об организации формируется на основе символов высокого профиля — логотип, лозунг, миссия, униформа и т.д.
Фирменный стиль — это система словесных, графических, обонятельных, конструктивных, поведенческих символов, позволяющих компании выделиться среди других. Система фирменного стиля может включать в себя большое число компонентов: логотип, фирменную документацию и сувенирную продукцию, цвет, одежду, оформление и структуру офиса, рекламную продукцию и т.д.
Символы низкого профиля являются
более обыденным выражением того,
как конкретно выполняется
Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, то есть придать свое личностное значение событиям и действиям, происходящим в организации.
Развитые организационные
Жаргон – это сокращенная и удобная форма коммуникации, которая выходит за рамки общепризнанного языка. Помимо профессионального жаргона, практически в каждой организации язык общения имеет свои особенности. Жаргон также влияет на поведение: в одной организации работающий человек – «сотрудник», в другой – «работник», в следующей – «член коллектива», «коллега» или «член команды». Все эти термины придают дополнительное значение атмосфере работы в этих организациях.
Как правило, значительные события
в жизни организации в прошлом
имеют тенденцию
Обычай, как элемент культуры, есть форма социальной регуляции деятельности людей и их отношений, воспринятая из прошлого без каких бы то ни было изменений. Обряд это стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу.
Ритуал представляет собой совокупность
специальных мероприятий (обрядов),
оказывающих психологическое
Ритуалы поощрения призваны показать
одобрение компанией
Ритуалы порицания сигнализируют о неодобрении в отношении человека, нарушающего нормы принятой корпоративной культуры. Официальными ритуалами порицания являются увольнение, понижение в должности, штраф, снижение заработной платы.
Ритуалы объединения помогают всем служащим осознать свою общность с компанией. Это конференции, семинары, деловые игры, различные светские мероприятия, вечеринки, совместные поездки, занятия спортом.
В качестве элемента культуры могут рассматриваться принятые в организации нормы и стиль поведения ее членов – их отношения друг к другу, внешним контактам, осуществлению управленческих действий.
Элементом организационной культуры являются лозунги, то есть призывы, в краткой форме отражающие ее руководящие задачи, идеи. Сегодня в форме лозунга часто формулируется миссия организации.
Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Традиции бывают как позитивными, так и негативными. Так, в качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию. Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, сознанием членов организации называется менталитетом. Он имеет огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим рабочим или служебным обязанностям.
Поведение и коммуникации: нормы, стандарты, правила, кодексы, этика, этикет, организационный климат, имидж. Нормы, стандарты и правила формализуются в различного рода кодексах и других локальных нормативных актах. Формируются корпоративный, этический кодекс, содержащий нормы поведения на работе, предписанные профессиональным статусом человека, которые свидетельствуют о правильности или ошибочности определенных действий, о мотивах и результатах какой-либо деятельности.
Корпоративный кодекс — уникальный документ конкретной организации, который описывает:
правила корпоративной культуры, повышающие эффективность работы сотрудников и проясняющие для внешнего мира основные принципы поведения и управления организацией;
процедуры внедрения правил поведения и управления в бизнес-процессы организации;
механизмы контроля за их исполнением.
Структура корпоративного кодекса может включать разные компоненты. Как правило, это миссия компании, ее ценности и нормы, стратегические заявления руководства, общее описание продуктов и услуг, обещания разным группам потребителей, описание стиля руководства, фирменного стиля, отношение к сотрудникам и партнерам, ритуалы и мифы.
Если система управления компанией
не сертифицирована в соответствии
с общепризнанными
Некоторые компании ограничивают Корпоративный кодекс описанием моральных ценностей, называя такой кодекс этическим. То есть, этический кодекс — это свод основополагающих для организации морально-нравственных норм и принципов, процедур их внедрения в бизнес-процессы организации, а также механизмов контроля за их исполнением. Этические кодексы в России, как правило, разрабатывают общественные объединения коммерческих или других организаций типа «союзов», «гильдий», «ассоциаций». В крупных международных коммерческих компаниях существуют комитеты по этике, контролирующие вопросы деловой этики, исполнение принятых социальных программ и влияние морального климата в коллективе на производительность труда.
Таким образом, ведущими элементами,
составляющими содержание организационной
культуры, являются миссия, цели, представления
о ценностях, нормы и правила,
традиции. Ядром организационной
культуры являются ценности, в большей
или меньшей степени, разделяемые
всеми членами организации. Ключевые
ценности, будучи объединенными в
систему, образуют философию организации,
отвечающую на вопрос, что является
для нее самым важным. В любой
организации есть свой фольклор, который
нигде не записан и передается
из уст в уста, это мифы и легенды.
Именно в нем находят отражение
основные черты сложившейся
Ценности, установки, которые оказывают решающее влияние на поведение работников организации, преимущественно они передаются и проявляются в неформальном общении. В качестве героев историй выступают те из членов организации, образцы поведения которых лучше всего пропагандируют ценности и приоритеты сложившейся организационной культуры.
Диагностика данных элементов организационной культуры дает возможность понять, что определяет восприятие, мышление и мотивацию работников организации на данный момент и как можно эффективно управлять этими процессами.
2 Содержание организационной
1.
Осознание себя и своего места в организации.
Одни культуры ценят сокрытие работником
своих внутренних настроений, другие –
поощряют их внешнее проявление, в одних
организациях поощряется сотрудничество,
а в других – индивидуализм.
2. Коммуникационная
система и язык общения (характер использования
устной, письменной, невербальной коммуникаций,
в том числе использование жаргона, аббревиатуры,
жестикуляции).
3. Внешний
вид сотрудников и их представление себя
на работе (наличие униформы, спецодежды,
требования к опрятности, косметике, прическам
работников).
4. Организация
питания, включая наличие или отсутствие
помещений для питания, периодичность
и продолжительность питания, наличие
одной столовой для всего персонала или
отдельные столовые для управляющего
и рядового персонала.
5. Осознание
времени, отношение к нему и его использование
(соблюдение временного распорядка и поощрение
за это).
6. Взаимоотношения
между людьми (в том числе различными по
возрасту, полу, статусу, опыту, знаниям,
религии, степень формализации отношений,
пути разрешения конфликтов).
7. Ценности
и нормы.
Ценности – это набор стандартов
и критериев, которые декларируются основателями
и руководством организации, составляют
ядро корпоративной культуры и призваны
объединить сотрудников различных подразделений
и уровней управления, а также личные ценности
каждого конкретного человека (то есть
то, что люди ценят в своей организационной
жизни: положение, титулы, саму работу).
Нормы – это ориентиры, определяющие
допустимость того или иного поведения.
8. Вера
во что-то или расположение к чему-то (например,
вера в руководство, успех, в свои силы,
во взаимопомощь, в справедливость, а так
же отношение к коллегам, к клиентам, конкурентам,
злу, насилию).
9. Процесс
развития работников (бездумное или осознанное
выполнение работы, опора на интеллект
или силу).
10. Трудовая
этика и мотивирование (отношение к работе
и ответственность по работе, разделение
и замещение работы, чистота рабочего
места, качество работы, привычки по работе,
оценка работы и вознаграждение, продвижение
по работе).